Этикетные формулы русской речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 06:38, реферат

Краткое описание

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднения в общении. Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет у клиентов и партнеров благоприятное впечатление об организации, поддерживает ее положительную репутацию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Понятие речевого этикета и его функции………………………………………………………4
2. Устойчивые формулы общения…………………………………………………………………7
3. Речевой этикет и культура речи…………………………………………………………….….16
Заключение………………………………………………………………………………………....19
Список литературы ………………………………………………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

Этикетные формулы русской речи..docx

— 44.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………………..3

1. Понятие  речевого этикета и его функции………………………………………………………4

2. Устойчивые  формулы общения…………………………………………………………………7

3. Речевой  этикет и культура речи…………………………………………………………….….16

Заключение………………………………………………………………………………………....19

Список  литературы ………………………………………………………………………………..20

 

ВВЕДЕНИЕ

То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас  ежедневно и многократно. Пожалуй, это самые употребительные выражения: мы помногу раз в день обращается у кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся  с людьми, кого-то благодарим, перед  кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем кому-то комплимент, кому-то соболезнуем, сочувствуем, просим, предлагаем и т.д. Это и есть речевой этикет, который  представляет собой совокупность словесных  форм учтивости, вежливости, то есть то, без чего нельзя обойтись.

В процессе воспитания, социализации человек становясь  личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические  нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой  общения.

Но  для этого ему нужно ориентироваться  в ситуации общения, в ролевых  признаках партнера, соответствовать  собственным социальным признакам  и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образу», сложившемуся в сознании носителя языка, действовать  по правилам коммуникативных ролей  говорящего или слушающего, строить  текст в соответствии со стилистическими  нормами, владеть устными и письменными  формами общения.

Владение  речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и  уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать  себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднения в общении. Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении  оставляет у клиентов и партнеров  благоприятное впечатление об организации, поддерживает ее положительную репутацию.

 

1. ПОНЯТИЕ  РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА И ЕГО ФУНКЦИИ

Понятие «этикет» - это философское, этическое  понятие. По происхождению слово  «этикет» - французское слово. Первоначально  оно обозначало товарную бирку, ярлык, затем так стали называть придворный церемониал. Именно в этом значении слово «этикет» получило распространение  в немецком, польском, русском и  других языках.

В русский  язык слово «этикет» вошло в ХVIII столетии, при Петре I, когда в  России устанавливались широкие  культурные и политические связи  с другими государствами. В это  время создавались особые руководства  по этикету для молодых людей.

Этикет  определяет всю наше поведение. Это  не только те правила, которым мы следуем  за столом или в гостях, это вообще все нормы наших взаимоотношений. При помощи таких с детства  усвоенных правил, мы регулируем наши взаимоотношения с окружающими, устанавливаем или обнаруживаем в общении отношения типа: «старший - младший - равный».

Итак, речевой этикет - это принятая в  данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру  и ситуативной уместности высказываний.

Известный исследователь речевого этикета  Н.И. Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфических стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». Изучение речевого этикета, по ее мнению занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, психологии и других гуманитарных дисциплин.

В широком  смысле слова речевой этикет характеризует  практически любой успешный акт  коммуникации, поэтому речевой этикет связан с так называемыми постулатами  речевого общения, которые делают возможным  и успешным взаимодействие участников коммуникации. Это постулаты - постулаты качества (сообщение не должно быть ложным или не имеющим под собой должных оснований); количества (сообщение не должно быть слишком кратким или слишком пространным); отношения (сообщение должно быть релевантным для адресата) и способа (сообщение должно быть ясным, четким, не содержать непонятных для адресата слов и выражений). Нарушение одного или нескольких этих постулатов в той или иной степени влечет за собой коммуникативную неудачу.

Речевой этикет в узком смысле слова может  быть охарактеризован как система  языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения.

· на уровне лексики и фразеологии: специальные  слова и устойчивые выражения (Спасибо, Пожалуйста, Прошу прощения, Извините и т.д.), а также специализированные формы обращения (Господин, Товарищ и т.д.);

· на грамматическом уровне: использование  для вежливого обращения множественного числа (в том числе местоимения Вы), использование вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не скажете, который час? Не могли бы Вы немного подвинуться? и т.п.):

· на стилистическом уровне: отказ от употребления слов, прямо называющих непристойные и шокирующие объекты и явления  и использование вместо этих слов эвфемизмов;

· на интонационном уровне: использование  вежливой интонации (например фраза: Будьте любезны, закройте дверь - может звучать с разной интонацией в зависимости от того, предполагается в ней вежливая просьба или бесцеремонное требование);

· на уровне орфоэпии: использование: Здравствуйте вместо Здрасте, Пожалуйста вместо Пожалста и пр.;

· на организационно-коммуникативном уровне: запрет перебивать собеседника, вмешиваться  в чужой разговор и т.д.

Речевой этикет - это выработанные обществом  правила речевого поведения, обязательные для всех членов общества, национально  специфичные, устойчиво закрепленные в системе речевых формул, но все  же исторически изменчивые.

Речевой этикет говорит о том, как надо себя вести в условиях различных  экстралингвистических контекстов, как правильно устанавливать  и поддерживать речевой, а соответственно и дружеский деловой контакт. Речевой этикет связан с культурой  речевого поведения и неотделим  от той ситуации общения, в которой  его используют.

Речевой этикет выполняет определенные функции:

1) прежде  всего, нужно выделить контактоустанавливающую функцию (ее еще называют и социативной, и фатической - от латинского «говорить»). Эта функция проявляется в таких речевых актах, когда говорящий обращает на себя внимание собеседника, готовит его к собственно сообщению информации, то есть эта функция обслуживает речевой контакт собеседников.

Ведь, в самом деле, когда мы говорим  собеседнику: Кого я вижу! - у нас нет задачи, содержательно обменятся знаниями о том, кого же именно увидел человек. Это лишь сигнал: Я тебя помню, я рад неожиданной встрече, наши отношения непринужденны и т.п.

2) апеллятивная, или призывная функция. Когда мы говорим: Гражданин! или: Простите, пожалуйста, как пройти? - у нас нет иной цели, как привлечь внимание собеседника, призвать его для дальнейшего разговора.

3) с  призывной, апеллятивной функцией связана функция ориентации на адресата в связи с его ролевыми позициями в речевых взаимодействиях. Эту функцию еще называют конативной. В самом деле, одному мы можем сказать: Уважаемый Александр Иванович!, другому (или в других условиях): Сашенька, а третьему, (или в иных условиях): Санек. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях это говорит. Конативная функция тесно связана с понятием вежливости.

4) функция волеизъявления по отношению к собеседнику, воздействия на него (эту функцию еще называют волюнтативной). Когда мы говорим стоящему у дверей, например: Проходите, пожалуйста!, мы именно воздействуем на поведение собеседника, побуждая его войти. При этом не «проходить» (мимо или вдоль чего-нибудь), а именно приблизится, мы его приглашаем. Вам не трудно подвинутся? - мы просим о действии, побуждаем человека к активности, в то же время не ожидая от него ответа «трудно» это ему или нет.

5) и,  наконец, эмотивная функция, связанная с выражением эмоций, чувств, отношений человека. Мы говорим собеседнику: Я так рад вас видеть; Счастлив познакомится; Очень приятно… Да и весь речевой этикет в целом - это средство выражения эмоционально значимого отношения.

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему  правил речевого поведения. Например, в российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Тактичность - это этическая норма, которая требует от говорящего умения понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Т.о. уважительность к другому человеку, вежливость и доброжелательность помогает словесно выразить речевой этикет; он же, уместно и в меру употребляемый, в конечном итоге формирует культуру поведения.

2. УСТОЙЧИВЫЕ  ФОРМУЛЫ ОБЩЕНИЯ

Речевой этикет - это социально заданные и национально специфичные правила  поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений (стереотипных высказываний), применяемых в ситуациях установления, поддержания и размыкания контакта с собеседником, в системе Ты - Вы - форм общения, в выборе социостилистической тональности общения при ориентации адресата и ситуации общения в целом.

Речевой этикет - это особая область языка  и речи и поэтому необходим  и профессиональный взгляд на него с точки зрения языкознания.

Когда люди говорят друг с другом, они  создают некий текст. Этот текст  строится по языковым законам, и отдельные  предложения - высказывания в нем  взаимодействуют с грамматической и смысловой стороны. И тексты, и их элементы - высказывания бывают очень многообразными в зависимости  от различных причин: письменной или  устной формы речи, контактного или  дистантного положения собеседников, конкретного или обобщенного адресата, предназначенности для официального или неофициального сообщения, тематики и многого другого. Все многообразие высказываний трудно классифицировать, но можно с полным основанием сказать, что среди них есть такие, которые составляют особую группу стереотипов, устойчивых формул общения.

Стереотипы, устойчивые формулы не возникают  заново в каждом акте речи, а воспроизводятся  как единицы, отложившееся и хранящиеся в нашем языковом сознании в виде своеобразного фонда готовых  типизированных фраз.

Стереотипы  в общении возникают в результате частого и типичного прикрепления к часто повторяющейся типичной ситуации общения. Вообще говоря, стандартизация тех или иных процессов, в том  числе и процессов общения, - вещь полезная. Правда, надо четко различать, где это хорошо, а где плохо. Официально- деловая речь не может  обойтись без стандартов, стереотипов, формул.

Итак, любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. Знакомство - это бесспорно сфера влияния этикета. Ведь знакомится - это устанавливать связь с человеком, отношения с ним для общения. При этом всегда присутствует готовность вступить в контакт, независимо от того, чем она вызвана - просто добрым отношением, симпатией или деловыми соображениями. Знакомство может происходить непосредственно и опосредованно Конечно, желательно, чтобы вас кто-то представил, но бывают случаи, когда это необходимо делать самому.

Этикет  предлагает несколько возможных  формул:

· Давайте познакомимся!

· Хочу с вами познакомиться!

· Мне хотелось бы с вами познакомиться!

Эти выражения расположены по степени  возрастания вежливости в проявлении своего намерения. Есть и более непринужденные способы, например: Будем знакомы - в этом случае форма будущего времени (будем) практически теряет значение собственно будущего, а играет скорее побудительную роль.

Официальными, стилистически повышенными выражениями  являются:

· Позвольте (разрешите) с вами познакомится(вам представится). Слова разрешите, позвольте в составе формул речевого этикета всегда оказываются показателем стилистической повышенности выражения.

Далее, после этих вводящих фраз, следует  представление по имени-отчеству или  фамилии, если знакомство сугубо официальное. Выбирается такая форма представления, которая потом ожидается при  обращении: если вы хотите, чтобы вас  называли по имени, дайте собеседнику  именно эти «координаты», если вам  нужно большее почтение, назовитесь по имени-отчеству.

В русской  речи принято называть имя, имя-отчество, фамилию в именительном или творительном падеже:

· Меня зовут Ольгой Сергеевной.

· Меня зовут Володя.

После того, как представление состоялось, возможно указание на неофициальное, принятое в узком кругу имя, которое  привычно знакомящемуся. В этом случае употребительны слова «звать» и  «называть»:

Информация о работе Этикетные формулы русской речи