Этикетные формулы русской речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 06:38, реферат

Краткое описание

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднения в общении. Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет у клиентов и партнеров благоприятное впечатление об организации, поддерживает ее положительную репутацию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Понятие речевого этикета и его функции………………………………………………………4
2. Устойчивые формулы общения…………………………………………………………………7
3. Речевой этикет и культура речи…………………………………………………………….….16
Заключение………………………………………………………………………………………....19
Список литературы ………………………………………………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

Этикетные формулы русской речи..docx

— 44.00 Кб (Скачать файл)

Речевой этикет напрямую связан с культурой  речи и неотделим от той ситуации общения, в которой его используют.

Кроме того речевой этикет тесно связан с категорией вежливости - этической  категорией, получившей отражение в  языке и служащей одной из характеристик  человека.

Этическое социально-культурное понятие вежливости как уважительное отношение к  партнеру по общению связано с  речевым этикетом двояко. С одной  стороны, всякое нарушение норм речевого поведения является демонстрацией невежливости. Это нарушение может быть обусловлено:

а) нарушением ритуала речевого этикета  в соответствующей ситуации (не поздоровался, не поблагодарил);

б) выбором несоответствия ситуации и  ролевых признаков партнера (например, применение «ты» - формулы, при ожидаемой  «Вы»).

Представление о правильной культурной речи включает в себя определенное представление  о норме в области речевого этикета.

Вообще языковая норма - это принятые в общественно речевой практике образованных людей правила произношения, грамматические и другие языковые средства, правила словоупотребления. Норма - это важнейшее условие стабильности, единства национального языка. Норма, как закон, не позволяет каждому говорящему действовать по собственной прихоти.

Следовательно, можно сказать, что человек, познавший  нормы родного языка, владеет  культурой речи, и наоборот, владеющий  культурой речи всегда придерживается нормы. Это не исключает, конечно, стилистического  разнообразия его речи, а как раз  и предполагает такое разнообразие, как воплощение речевого мастерства.

Итак, речевой этикет, как элемент речевой  и поведенческой культуры народа, связан с понятием языковой нормы. Каждому  носителю языка известны рассмотренные  ранее устойчивые формулы общения - например, формулы извинения за неловкость; однако нормой приветствуются одни: Извините, меня! Прошу прощения! - и отвергаются другие, например: Извиняюсь! (причем, иногда подобному разграничению даются «обоснования» вроде: нельзя извинять себя, можно только просить извинения у других и т.д.).

Само  употребление или неупотребление единиц речевого этикета так же может  быть предметом нормализации, например: формулы извинения уместны в  случае, если говорящий причиняет  беспокойство своему собеседнику, однако слишком часто извиняться не следует, так как этим собеседник ставиться  в неловкое положение.

Кроме того, нарушение норм и правил литературного  языка, особенно если оно выглядит как  небрежность, само по себе может рассматриваться  как нарушение речевого этикета.

Итак, требования речевого этикета образуют своего рода иерархию. В какой-то мере они являются неотъемлемой частью активной и пассивной языковой практики каждого  носителя языка. С другой стороны  эти требования связываются с  определенным уровнем культуры речи, более или менее высоким.

Элементы  речевого этикета присутствуют в  повседневной практике любого носителя языка, который легко опознает устойчивые формулы общения в потоке речи и ожидает от собеседника их употребления в определенной ситуации. Элементы речевого этикета усваиваются настолько  глубоко, что они воспринимаются «наивным» языковым сознанием как  часть повседневного, естественного  и закономерного поведения людей.

Но  граница между повседневной речевой  практикой и нормой в речевом  этикете неизбежно является подвижной. Практическое применение речевого этикета  всегда несколько отличается от нормативных  моделей, и не только из-за недостаточного знания участниками его правил. Отклонения от нормы, или чересчур дотошное следование ей может быть связано с желанием говорящего продемонстрировать свое отношение  к собеседнику или подчеркнуть  свое видение ситуации.

Таким образом, речевой этикет не является жесткой системой правил; он в достаточной  мере пластичен, и эта пластичность создает довольно обширное «пространство  для маневра».

В настоящее  время прослеживается отчетливая тенденция  повышения общей и языковой культуры людей, развития «языкового чутья», языкового  вкуса, интереса к языку, доведения  до автоматизма культуры поведения  и речевого этикета.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невозможно  назвать языковую культуру, в которой  не были бы представлены этикетные  требования к речевой деятельности. В речевом этикете почти всех народов можно выделить общие  черты: так практически у всех народов существуют устойчивые формулы  приветствия и прощания, формы  уважительного обращения к старшим  и т.д. однако реализуются эти  черты в каждой культуре по-своему.

Истоки  речевого этикета лежат еще в  древнейшем периоде истории языка. На древнейшие представления о действенности  слова накладываются более поздние  пласты, связанные с различными этапами  эволюции общества и его структуры.

В современной, особенно городской культуре, культуре индустриального и постиндустриального  общества место речевого этикета  коренным образом переосмысляется. С одной стороны, подвергаются эрозии традиционные основы этого явления: мифологические и религиозные верования. Представления о незыблемой социальной иерархии и т.д. речевой этикет теперь рассматривается в чисто прагматическом аспекте, как средство достижения коммуникативной  цели: привлечь внимание собеседника, продемонстрировать ему свое уважение, вызвать симпатию, создать комфортный климат для общения.

С другой стороны речевой этикет остается важной частью национального языка  и культуры. Невозможно говорить о  высоком уровне владения языком, если это владение не включает в себя знание правил речевого общения и  умение применять эти правила  на практике.

Умение  соблюдать этические и речевые  нормы всегда ценилось в обществе весьма высоко. Знание норм этики, умение следовать им в поведении и  речи свидетельствует о высоком  уровне развития человека.

 


Информация о работе Этикетные формулы русской речи