Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:31, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур
Введение………………………………………………………………….3–6
1. Понятие этнических контактов и их результаты…………………...7
1.1. Понятие и факторы этнических контактов……………………..7-14
1.2. Формы этнических контактов…………………………………...15-27
1.3. Концепция культурного шока…………………………………...28-34
2. Теории этнокультурного взаимодействия…………………………...35
2.1. Культурное направление………………………………………...35-37
2.2. Структурное направление……………………………………......37-40
3. Этнические процессы в современном мире………………………….41-47
Заключение………………………………………………………………..48-49
Список используемой литературы……………………………………….50
Относительно традиционных норм поведения в межэтнических отношениях принято считать, что традиции чаще всего определяют поведение людей в быту, но в действительности они просто очевиднее проявляются на этом уровне. Эндогамные браки преобладают у всех народов не только вследствие возможности заключения однонациональных браков, но и благодаря установкам на такие браки. Однако традиционные нормы оказывают влияние и на деловые, профессиональные отношения: они сказываются в выборе деловых партнеров, проявляются в нормах общения в трудовых коллективах.
Сущность ситуационного
Среди факторов, влияющих на развитие
этнических процессов, следует отметить
различные ценностные ориентации и
установки, которые способны оказать
существенное влияние на взаимоотношение
этносов как непосредственно, так
и путем воздействия через
социально – экономический
Влияет на развитие межэтнических контактов и близость этносов в языковом и культурно-бытовом, а также религиозном отношении. В частности представляется существенными подчеркнуть, что хотя такая близость сильно облегчает начальные процессы ассимиляции, однако сравнительно слабо сказывается на их завершающейся стадии; украинцам, попавшим в русскую среду, конечно, легче овладеть русским языком, чем удмуртам, но это еще не значит, что трансформация этнического самосознания у украинцев произойдет значительно быстрее.
При всем значении собственно этнических
факторов для межэтнических контактов,
разумеется, нельзя не учитывать и
социально-экономические
Важное значение для взаимодействия
этносов имеет наличие или
отсутствие у них государственности.
Развитие межэтнических процессов
в классовых обществах во многом
зависит от государственно-политического
единства взаимодействующих этносов
и экономических связей между
ними. Вместе с тем следует учитывать
влияние на эти процессы правовых
и идеологических факторов. Так, в
царской России политика угнетения
коренного населения окраинных
южных и восточных областей препятствовала
развертыванию там процессов
национальной консолидации, а тенденции
в русификации «инородцев» и
насаждавшаяся идеология
Наконец, политические факторы межэтнических
отношений включают в себя принципы
и формы государственного устройства,
характер политического строя, тип
государственной национальной политики.
Особенно важным в этом аспекте межэтнических
отношений является политика государства,
проводимая по отношению к этническим
«меньшинствам». В ней можно выделить
два направления, которые непосредственно
сказываются на форме межэтнических
отношений: интегрирующую политику
и политику культурного плюрализма.
Последняя касается не только области
культуры, языка, образования. В широком
понимании это и
Характер и эффективность
Межэтнические контакты не всегда приносят положительные результаты для взаимодействующих этносов. Из отечественной истории известен тот факт: русские землепроходцы прошли до Чукотки почти без сопротивления, проникли через Алеутские острова в Америку, договорились с алеутами, затем с эскимосами, но, встретившись с индейцами, натолкнулись на жестокое сопротивление, контакта с ними землепроходцам установить так и не удалось. Этот случай был аналогичным случаю с англосаксами, которые также безуспешно контактировали с индейцами. Но если русские отступили назад, в более благоприятные для себя места, то англосаксы просто уничтожили физически большую часть индейцев.
Этнические контакты приводят обычно к межэтническим бракам, заимствованиям языка другого народа, элементов культуры и другим видам этнических процессов. Контакт может ограничиваться одним простым количественным изменением в культуре этноса, но может привести и к глубоким структурным сдвигам в ней. В зависимости от результатов принято выделять четыре варианта межэтнических контактов:
1) прибавление - простое количественное изменение в культуре этноса, который сталкиваясь с другой культурой, осваивает некоторые ее достижения. Таким было воздействие индейской Америки на Европу, обогатившее ее новыми видами культурных растений и навыков.
2) усложнение - качественное изменение культуры этноса под влиянием более зрелой культуры. Примером может служить воздействие китайской культуры на японскую и корейскую, последние принято считать дочерними по отношению к китайской культуре
3) убавление - потеря собственных
навыков в результате
4) обеднение (эрозия) - деструкция культуры под воздействием извне, происходящая в силу отсутствия достаточно устойчивой и развитой собственной культуры. (постепенное исчезновение айнской культуры под влиянием японской с конца XIX века, а культура американских индейцев сохранилась лишь в резервациях).
1.2. Формы этнических контактов
Чем выше уровень культуры этноса, тем благоприятнее для нее оказывается знакомство с другой культурой. Здесь обычно действует селективный механизм, отбирающий только полезное и определяющий глубину проникновения одной культуры в другую. По данному показателю (масштабам, глубине проникновения) межэтнические коммуникации делятся на два основных типа: ассимиляцию и интеграцию. В целом протекающие при взаимодействии на этническом уровне этнические процессы могут привести к разным формам как объединения этносов и их культур (ассимиляция, интеграция), так и их разделения (апартеид, геноцид, сегрегация и дискриминация).
Начальная стадия взаимодействия народов
обычно именуется «начальным соприкосновением»,
которое может быть связано с
установлением торговых или иных
отношений и означать лишь ознакомление
представителей одного народа с культурой
и бытом другого народа. Для
обозначения первой стадии действительного
контакта применяются термины «
Этническая ассимиляция
Этническую ассимиляцию в
Вот пример. Индейцы и политика интернационализма. В 1871 г. Конгресс издал закон о лишении индийских племен права считаться независимыми нациями, отношения с которыми регулировались на договорной основе. Новый их статус определялся как подопечные Соединенных Штатов, в отношении которых конгресс был вправе издавать любые законы, регулирующие их жизнь и имущество. Подобный статус окончательно развязал федеральному правительству руки для проведения в отношении индейцев крайне жестокого курса, получившего название политики патернализма. Основная цель этой политики заключалась в «цивилизации диких индейцев», т.е. в « в окончательном и бесповоротном решении индейского вопроса путем быстрого включения коренных жителей в экономическую и политическую жизнь государства». Иными словами, суть патернализма заключалась в насильственном интегрировании индейцев в социально-экономическую структуру США, в «подгонке» их традиционной культуры доминировавший евро-американский стандарт. Создание резервации стало лишь начальным шагом на пути приобщения коренного населения к «благам» американской цивилизации. Завершив индийские войны, федеральное правительство приступило к ликвидации остатков независимости своих подопечных путем уничтожения традиционной формы их социальной организации – племени. С целью поставить этот институт под контроль административных органов конгресс в 1885 г. Принял закон, по которому отменялся один из важнейших компонентов племенной автономии – отправление правосудия на территории резервации.
Ассимиляция может проводиться разными путями: непосредственным, прямым и равноправным включением индивидов в общество, что влечет за собой формальное равенство в юридических, политических, экономических и других общественных институтах независимо от расовых, культурных, языковых или конфессиональных различий (универсалистская инкорпорация); включением индивидов в общество на неравноправной основе, в результате чего возникает подчиненная, недоминирующая общность, которая может превосходить по численности доминирующие группы, но формально являться меньшинством (дифференциальная инкорпорация). При этом возможны:
Процессы этнической
ассимиляции стали развиваться
в основном со становлением
раннеклассового общества, по мере
разложение родоплеменных
В процессе этнической ассимиляции принято выделять два ее типа: полную и частичную. Суть первой заключается в том, что этническая группа, пребывающая в иноэтнической среде, в силу различных исторических обстоятельств полностью отказывается от своей культуры и стремится усвоить необходимые для жизни ценности чужой культуры в целом. Этот процесс протекает более эффективно при наличии «доброй воли» контактирующих сторон.
Частичная ассимиляция состоит в том, что индивид или этническая группа жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды лишь частично, отказываясь от какой-либо одной из сфер своей жизнедеятельности. Например, на работе представители соответствующей этнической группы руководствуются нормами и требованиями чужеродной среды, а в семье, на досуге - нормами своей традиционной этнокультуры. Таким образом, чаще всего ассимилируются эмигранты, разделяя свою жизнь на две половины.