Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:31, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур
Введение………………………………………………………………….3–6
1. Понятие этнических контактов и их результаты…………………...7
1.1. Понятие и факторы этнических контактов……………………..7-14
1.2. Формы этнических контактов…………………………………...15-27
1.3. Концепция культурного шока…………………………………...28-34
2. Теории этнокультурного взаимодействия…………………………...35
2.1. Культурное направление………………………………………...35-37
2.2. Структурное направление……………………………………......37-40
3. Этнические процессы в современном мире………………………….41-47
Заключение………………………………………………………………..48-49
Список используемой литературы……………………………………….50
Кроме того, в этнологии различаются естественная и насильственная ассимиляции. Естественная ассимиляция возникает при непосредственном контакте этнически разнородных групп и обусловливается потребностями упрочения их общей социальной, хозяйственной и культурной жизни. Насильственная ассимиляция представляет собой систему мероприятий органов власти, действующих во всех сферах общественной жизни и направленных на ускорение процесса ассимиляции путем подавления языка и культуры национальных меньшинств. Естественно, что чем многочисленнее тот или иной этнос и чем богаче его культура, тем труднее он поддается насильственной ассимиляции.
Обычно имеет место большая или меньшая степень трансформации культуры меньшинства под влиянием доминирующей культуры. При этом происходит замена норм и ценностей культуры, языка, поведения, в результате чего у представителей ассимилированной группы меняется культурная идентичность. Растет число смешанных браков, представители меньшинства включаются во все социальные структуры общества.
Приведем пример. «Восстание индейцев: Грозное восстание Понтиака, показавшее мощь сплоченных действий индейцев, заставило метрополию отказаться от конфронтации с коренным населением колоний. 7 октября 1763 г. Была издана прокламация короля Георга 3, регламентировавшая отношения с индейцами в британских владениях в Америке. В документе, с одной стороны, подтверждался феодальный суверенитет королевской власти над этими территориями, а с другой - индейцам «гарантировались земли к западу от Аллеган и р. Миссисипи», где белым «под угрозой наказания и монаршей немилости» запрещалось без особого на то разрешения приобретать собственность и создавать поселения».3
Одним из центральных
понятий, связанных с
Интеграция
Под межэтнической интеграцией (единением) в этнологии понимается появление новой этнокультурной общности в результате взаимодействия двух или нескольких этнических групп, при котором разные культуры сохраняют свои основные этнические черты, свои индивидуальности. Это означает формирование в рамках полиэтнических государств таких межэтнических или мегаэтнических общностей, в которых составляющие их этнические группы сохраняют свою этническую идентичность и особенности культуры.
Этноинтеграционные процессы в зависимости от того, происходят ли они внутри социальных организмов или развиваются между этносами, находящимися в нескольких социальных организмах, могут быть разделены на внутригосударственные и межгосударственные. В зависимости от участников этих процессов они могут быть разделены на:
Примером сегрегации может служить
Ирландия. «Ирландия представляет собой
единственную страну Европы, население
которой с середины 19 в. Не возрастало,
а сократилось. До великого голода большинство
жителей острова говорили на ирландском
языке. Вопреки репрессиям колонизаторов
родная речь оставалась для них главным
средством устного общения. К 1900
г. число говорящих на ирландском
языке сократилось до 600 тыс., а
ныне составляет менее одной третьей
этой цифры. Язык, задушенный поработителями,
не удается возродить и после
обретения независимости. Хотя преподавание
его введено в школах, им пользуются
как разговорной речью лишь в
отдельных селениях Атлантического
побережья, главным образом в
провинции Коннот, которая по воле
Кромвеля должна была стать зоной
сегрегации, ирландским гетто. Перед
Первой мировой войной лорды сорвали
принятие билля о самоуправлении
Ирландии, что привело к её расчленению,
трагические последствия
Статус этноса в межэтнических коммуникациях и тип его взаимоотношений с другими этносами определяются целым рядом факторов, среди которых наиболее важными являются численность этноса, его миграционная подвижность и наличие у него необходимых ресурсов для воспроизводства и развития своего языка и культуры. В зависимости от сочетания этих факторов в этнологии все этнические общности принято делить на этнические меньшинства, коренные народы и титульные народы.
Эта типология появилась сравнительно недавно и была вызвана ростом этнического самосознания, национальными движениями и активизацией миграционных процессов. В связи с этими процессами для каждого отдельного человека стало важным, к какой из этих трех групп он принадлежит, поскольку все они имеют вполне определенный социальный и политический смысл.
Коренные народы. Согласно Конвенции Международной организации труда (МОТ) о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (1989), к коренным относятся народы в независимых странах, которые являются потомками общностей людей, изначально населявших данную страну или географическую область до ее завоевания или колонизации либо в период установления существующих государственных границ, и которые независимо от их правового положения сохраняют свои социальные, экономические, культурные и политические институты. Применительно к этнической картине России коренными называют народы, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности. Коренными народами могут называться аборигенами или титульными народами.
К аборигенам обычно относятся коренные жители страны, какой-либо местности в отличии от прибывших туда позже переселенцев. Термин «аборигены» обычно употребляется в отношении коренных жителей Африки, Америки, Австралии, т.е. тех территорий , которые были открыты европейцами в Новое время.
Титульными народами принято называть этносы, которые имеют свои государственные образования, носящие их имя. В практике межэтнических отношений в нашей стране понятию «коренные народы» придается особый смысл. К коренным относятся народы, реализовавшие свое право на самоопределение в той или иной форме национальной государственности, давшие свое наименование этим государственным образованиям. Остальное население принято считать «некоренным». В последние годы употребление терминов «коренный» и «некоренные» признано некорректным. Деление населения на «коренное» и «некоренное» носит дискриминирующий характер, поскольку противопоставляет носителей государственности всем остальным гражданам страны. В этом случае «коренные» жители оказываются в роли «хозяев», а «некоренным» достается участь пришельцев, иммигрантов. При этом весьма условны хронологические и другие критерии, по которым определяются коренные и некоренные народы. Так, калмыки переселились в Поволжье из Китая более 400 лет назад, каракапалки, живут на нынешней территории с начала 19 в., гагаузы начали обживать Буджанскую степь в 16в. Вероятно, можно эти этносы считать коренными на территории их проживания, поскольку они заселили ранее пустовавшие земли. Но тогда правомерно считать русских коренным населением Сибири и Поволжья, поскольку они поселились там также около 400 лет назад. Таким образом, все народы, проживающие несколько веков на территории России, также с полным правом могут считаться коренными жителями всех республик и других национальных образований. Поэтому деление жителей республик в составе России на «коренных» и «некоренных» исторически необоснованно, а в правовом отношении – неконструктивно. Такое деление в итоге заканчивается дискриминацией «некоренных» жителей, двойными стандартами в защите прав человека, социальной напряженностью в обществе и конфликтами на этнической почве.
Этнические меньшинства. Особым субъектом межэтнических взаимоотношений в современном мире является национальное (этническое) меньшинство, которое представляет собой отдельную этническую общность, проживающую на территории инонационального государства и сохраняющую свою этническую самобытность и специфические традиционные черты культуры, осознающую свои отличия и причисляющую себя к самостоятельной этнической группе. К этническим меньшинствам поэтому относят группы населения, которые:
В качестве этнических меньшинств могут выступать:
В категории этнических
меньшинств выделяется особая
группа народов, получившая
Взаимоотношения между титульными этносами, коренными народами и этническими меньшинствами могут носить самый разный характер и определяться политическими, социально-экономическими и историческими целями и интересами. Основным критерием в определении типа и характера этих отношений является степень реализации права этнической группы на самоопределение (права народа самому определять свою судьбу). Право на самоопределение, как правило, признается всеми народами и правительствами, однако до настоящего времени не имеется четкого механизма и критериев реализации этого права. Поэтому на практике становятся возможными такие формы межэтнических взаимоотношений, как геноцид, апартеид, сегрегация, дискриминация.
Геноцид как форма межэтнических взаимоотношений означает стремление доминирующей этнической общности уничтожить полностью или частично какую-либо этническую, расовую или религиозную группу, с которой она вступает в контакт. При этом в оправдание выдвигается тезис о расовой, этнической или психической неполноценности уничтожаемой группы. Геноцид может существовать в форме массовых репрессий и вести к физическому уничтожению представителей этнического меньшинства; умышленного создания для соответствующей этнической группы таких жизненных условий, которые имеют своей целью полное или частичное ее вымирание; принятия мер по предотвращению деторождения в угнетаемой этнической группе; насильственной передачи детей из одной этнической группы в другую.
Апартеид как вид межэтнических отношений можно определить как форму этнического господства одной расовой группы над другой с целью систематического угнетения последней. Специфическими признаками апартеида являются: лишение членов угнетаемой расовой группы права на жизнь и свободу личности; умышленное создание для соответствующей расовой группы таких жизненных условий, при которых она обрекается на вымирание; максимальное ограничение для расовой группы возможностей ее развития и лишение всех ее членов основных прав и свобод человека; разделение всего населения по расовому признаку путем создания резерваций и гетто и запрещение смешанных браков между членами разных расовых групп; использование принудительного труда членов угнетаемой расовой группы.
Сегрегация означает независимое существование и отражает стремление этнических групп к этнокультурной изоляции друг от друга. Этот вид этнической коммуникации реализуется через целенаправленную политику самостоятельного развития этносов, инициированную или этническим большинством, или этническим меньшинством населения какого-либо государства.