Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:31, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур
Введение………………………………………………………………….3–6
1. Понятие этнических контактов и их результаты…………………...7
1.1. Понятие и факторы этнических контактов……………………..7-14
1.2. Формы этнических контактов…………………………………...15-27
1.3. Концепция культурного шока…………………………………...28-34
2. Теории этнокультурного взаимодействия…………………………...35
2.1. Культурное направление………………………………………...35-37
2.2. Структурное направление……………………………………......37-40
3. Этнические процессы в современном мире………………………….41-47
Заключение………………………………………………………………..48-49
Список используемой литературы……………………………………….50
Под дискриминацией в этнологии понимается любое различие, исключение, ограничение или предпочтение одного человека другим, основывающееся на расовых признаках, цвете кожи, этническом происхождении и имеющее своей целью ограничение прав и свобод человека - представителя какой-либо этнической группы. При этом дискриминационный тип межэтнических отношений включает в себя принятие особых мер с целью создания наиболее благоприятных условий для существования и развития представителям доминирующей группы.
Современные этнические процессы имеют тенденцию к установлению равных возможностей в межэтнических взаимоотношениях и уничтожению неравноправных форм коммуникаций. С этой целью в 90-е годы были разработаны методики, позволяющие объективно оценить реальное положение этнических меньшинств. Они были созданы в рамках новой науки - виктимологии, базирующейся на методах криминологии, социологии и социальной психологии в исследовании жертв преступлений, несчастных случаев и т.д. Было замечено, что представители меньшинств и недоминирующих групп населения чаще становятся жертвами насилия. Именно эти разработки позволили создать модель виктимизационного процесса. Для диагностики этого процесса в ходе исследований групп коренного населения США и Канады был установлен перечень параметров, позволяющих с высокой степенью надежности говорить о неблагополучии этих групп. Этот комплекс индикаторов содержит ряд измеримых показателей, каждый из которых должен трактоваться относительно, с учетом уровней тех же показателей у доминирующих групп. В комплекс индикаторов входят:
1.3. Концепция культурного шока
Рассмотренные нами типы этнокультурного взаимодействия развиваются на уровне этнических групп и общностей. Этнические же контакты на индивидуальном уровне имеют свои особенности и развиваются специфически. Представители различных направлений этнологической науки сходятся во мнении, что при устойчивых контактах с инокультурной средой у индивида возникает особое состояние сознания, которое в этнологии получило название культурного шока.
Каждая культура создает множество символов социального окружения, вербальных и невербальных способов общения, с помощью которых ее носители свободно и уверенно ориентируются в окружающей их жизни. Духовный мир и характер каждого человека зависят от этих явлений культуры, многие из которых им не осознаются. Когда же эта система ориентации в окружающем мире становится неадекватной в условиях новой культуры, человек испытывает глубокое нервное потрясение, культурный шок. Суть культурного шока заключается в несоответствии или конфликте старых и привычных культурных норм с новыми и непривычными.
Термин «культурный
шок» был введен в научный
обиход американским
Обычно выделяют шесть форм проявления культурного шока:
• напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психологической адаптации;
• чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, профессии, собственности;
• чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, которое может превратиться в отрицание этой культуры;
• нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;
• тревога, переходящая в негодование и отвращение после осознания культурных различий;
• чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией.
Показателями культурного шока, по мнению основоположников этой концепции - американских культурантропологов А. Фарнхэма и С. Бохнера, являются чрезмерная забота о питьевой воде, посуде и постели; боязнь физического контакта с представителями другой культуры; чувство беспомощности и желание быть под покровительством представителя собственной культуры; страх быть обманутым или оскорбленным. Культурный шок, по сути дела, это защитная реакция психики индивида на чрезмерно большой объем новой информации, наплыв которой настолько огромен, что человек в течение какого-то времени чувствует себя бессильным справиться с этим.
Культурный шок возникает не только и не столько потому, что окружающая человека среда вдруг становится непредсказуемой и возникает опасность для его жизни вследствие неадекватного поведения. Такого рода острые ситуации встречаются исключительно редко. Суть заключается в совершенно необычном ощущении, что можно жить и без привычного знания и понимания мира, что оно не универсально, что окружающие его люди живут по своим законам и представлениям, нимало не заботясь о том, как он их при этом понимает и оценивает. Индивид осознает ненужность и бесполезность привычных знаний, чувствует потребность переосмыслить весь свой жизненный опыт.
Опыт взаимодействия с новой культурой является шоковым еще и потому, что он может привести к негативной оценке собственной культуры, а также потому, что он неожидан. В последние годы многим нашим соотечественникам пришлось испытать на себе воздействие этого шока. Прежде всего это коммерсанты-«челноки», студенты, ученые, бизнесмены, туристы, непосредственно столкнувшиеся с инокультурной средой. Однако особенно сильное чувство культурного шока переживают люди, выезжающие за границу на постоянное место жительства. Они, как правило, материально живут там несравненно лучше, чем в России, но в моральном отношении испытывают чувство ностальгии, тоски, неполноценности. Поэтому, как установлено специальными исследованиями, среди мигрантов встречается больше психических заболеваний, чем среди коренных жителей. Были также установлены конкретные связи между группами мигрантов и характером психических расстройств. Например, британцы в Австралии страдают алкоголизмом, а индийцы в Англии - шизофренией.
Разумеется, культурный шок
имеет не только негативные
последствия. Современные
Переживание культурного
шока проходит определенные
Первый этап называют
«медовый месяц», потому что многие
мигранты полны энтузиазма и
надежд, так как реализовалась
их желание учиться и работать
за границей. К тому же, часто
к их приезду готовятся
На втором этапе непривычная
окружающая среда и культура
начинают оказывать негативное
воздействие. Все большее
Третий этап становится
критическим – культурный шок
достигает максимума. Это
На четвертом этапе, как
правило, появляется
На пятом этапе достигается
полная адаптация к новой
Степень выраженности
Среди внутренних факторов
возраст является наиболее
Пол также имеет существенное
значение для процесса
На основе результатов
исследований был
Длительность преодоления
Среди внешних факторов,
влияющих на преодоление
На процесс адаптации
влияют также особенности
Очень важный внешний
фактор преодоления
Культурный шок –
это сложное и болезненное
для человека психологическое
состояние, когда происходит
В данной главе мы попытались дать понятие этническим контактам. Выделили основные формы этнических взаимодействий и рассмотрели концепцию культурного шока