Этнические процессы в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы обусловлена тем, что ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур

Содержание

Введение………………………………………………………………….3–6
1. Понятие этнических контактов и их результаты…………………...7
1.1. Понятие и факторы этнических контактов……………………..7-14
1.2. Формы этнических контактов…………………………………...15-27
1.3. Концепция культурного шока…………………………………...28-34
2. Теории этнокультурного взаимодействия…………………………...35
2.1. Культурное направление………………………………………...35-37
2.2. Структурное направление……………………………………......37-40
3. Этнические процессы в современном мире………………………….41-47
Заключение………………………………………………………………..48-49
Список используемой литературы……………………………………….50

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 76.40 Кб (Скачать файл)

    Под дискриминацией в этнологии понимается любое различие, исключение, ограничение или предпочтение одного человека другим, основывающееся на расовых признаках, цвете кожи, этническом происхождении и имеющее своей целью ограничение прав и свобод человека - представителя какой-либо этнической группы. При этом дискриминационный тип межэтнических отношений включает в себя принятие особых мер с целью создания наиболее благоприятных условий для существования и развития представителям доминирующей группы.

   Современные этнические процессы имеют тенденцию к установлению равных возможностей в межэтнических взаимоотношениях и уничтожению неравноправных форм коммуникаций. С этой целью в 90-е годы были разработаны методики, позволяющие объективно оценить реальное положение этнических меньшинств. Они были созданы в рамках новой науки - виктимологии, базирующейся на методах криминологии, социологии и социальной психологии в исследовании жертв преступлений, несчастных случаев и т.д. Было замечено, что представители меньшинств и недоминирующих групп населения чаще становятся жертвами насилия. Именно эти разработки позволили создать модель виктимизационного процесса. Для диагностики этого процесса в ходе исследований групп коренного населения США и Канады был установлен перечень параметров, позволяющих с высокой степенью надежности говорить о неблагополучии этих групп. Этот комплекс индикаторов содержит ряд измеримых показателей, каждый из которых должен трактоваться относительно, с учетом уровней тех же показателей у доминирующих групп. В комплекс индикаторов входят:

  1. высокий уровень детской смертности;
  2. высокая смертность взрослых от несчастных случаев и отравлений (включая суицид и насильственные смерти);
  3. распространение респираторных инфекционных заболеваний;
  4. алкоголизм;
  5. большое число неполных семей, разводов, внебрачных детей, абортов, случаев отказа родителей от воспитания детей;
  6. низкое качество жилья, скученность;
  7. чувство зависимости, социальная пассивность;
  8. высокий уровень преступности, включая подростковую;
  9. безработица.

 

 

1.3. Концепция культурного шока

   Рассмотренные нами типы этнокультурного взаимодействия развиваются на уровне этнических групп и общностей. Этнические же контакты на индивидуальном уровне имеют свои особенности и развиваются специфически. Представители различных направлений этнологической науки сходятся во мнении, что при устойчивых контактах с инокультурной средой у индивида возникает особое состояние сознания, которое в этнологии получило название культурного шока.

   Каждая культура создает множество символов социального окружения, вербальных и невербальных способов общения, с помощью которых ее носители свободно и уверенно ориентируются в окружающей их жизни. Духовный мир и характер каждого человека зависят от этих явлений культуры, многие из которых им не осознаются. Когда же эта система ориентации в окружающем мире становится неадекватной в условиях новой культуры, человек испытывает глубокое нервное потрясение, культурный шок. Суть культурного шока заключается в несоответствии или конфликте старых и привычных культурных норм с новыми и непривычными.

   Термин «культурный  шок» был введен в научный  обиход американским исследователем К. Обергом в 1960 году, когда он отметил, что вхождение в новую культуру сопровождается целым рядом неприятных ощущений. Сегодня считается, что опыт новой культуры является неприятным, или шоковым, с одной стороны, потому что он неожидан, а с другой стороны, потому что он может привести к негативной оценке собственной культуры. 6

   Обычно выделяют шесть форм проявления культурного шока:

          • напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психологической адаптации;

• чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, профессии, собственности;

• чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, которое может превратиться в отрицание этой культуры;

• нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;

• тревога, переходящая в негодование и отвращение после осознания культурных различий;

• чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией.

  Показателями культурного шока, по мнению основоположников этой концепции - американских культурантропологов А. Фарнхэма и С. Бохнера, являются чрезмерная забота о питьевой воде, посуде и постели; боязнь физического контакта с представителями другой культуры; чувство беспомощности и желание быть под покровительством представителя собственной культуры; страх быть обманутым или оскорбленным. Культурный шок, по сути дела, это защитная реакция психики индивида на чрезмерно большой объем новой информации, наплыв которой настолько огромен, что человек в течение какого-то времени чувствует себя бессильным справиться с этим.

   Культурный шок возникает не только и не столько потому, что окружающая человека среда вдруг становится непредсказуемой и возникает опасность для его жизни вследствие неадекватного поведения. Такого рода острые ситуации встречаются исключительно редко. Суть заключается в совершенно необычном ощущении, что можно жить и без привычного знания и понимания мира, что оно не универсально, что окружающие его люди живут по своим законам и представлениям, нимало не заботясь о том, как он их при этом понимает и оценивает. Индивид осознает ненужность и бесполезность привычных знаний, чувствует потребность переосмыслить весь свой жизненный опыт.

   Опыт взаимодействия с новой культурой является шоковым еще и потому, что он может привести к негативной оценке собственной культуры, а также потому, что он неожидан. В последние годы многим нашим соотечественникам пришлось испытать на себе воздействие этого шока. Прежде всего это коммерсанты-«челноки», студенты, ученые, бизнесмены, туристы, непосредственно столкнувшиеся с инокультурной средой. Однако особенно сильное чувство культурного шока переживают люди, выезжающие за границу на постоянное место жительства. Они, как правило, материально живут там несравненно лучше, чем в России, но в моральном отношении испытывают чувство ностальгии, тоски, неполноценности. Поэтому, как установлено специальными исследованиями, среди мигрантов встречается больше психических заболеваний, чем среди коренных жителей. Были также установлены конкретные связи между группами мигрантов и характером психических расстройств. Например, британцы в Австралии страдают алкоголизмом, а индийцы в Англии - шизофренией.

   Разумеется, культурный шок  имеет не только негативные  последствия. Современные исследователи  рассматривают его как нормальную  реакцию , как часть обычного  процесса адаптации человека  к новым условиям жизни. В  ходе этого процесса человек  не просто приобретает знания  о новой культуре и нормах  поведения в ней, но и становится  более развитым культурно. 

   Переживание культурного  шока проходит определенные ступени,  прежде чем индивид достигает  удовлетворенного уровня адаптации.  Для описания этого процесса  предложена модель, в которой  выделяют пять этапов адаптации. 

   Первый этап называют  «медовый месяц», потому что многие  мигранты полны энтузиазма и  надежд, так как реализовалась  их желание учиться и работать  за границей. К тому же, часто  к их приезду готовятся родственники  или официальные органы, их ждут, на первых порах они получают  помощь и могут иметь некоторые  привилегии. Однако этот период  быстро проходит.

   На втором этапе непривычная  окружающая среда и культура  начинают оказывать негативное  воздействие. Все большее значение  приобретают психологические факторы,  вызванные непониманием местных  жителей и условий жизни. Результатом  этого могут быть разочарование  и фрустрация – симптомы культурного  шока. Поэтому в данный период  мигранты пытаются убежать от  реальности, общаясь преимущественно  со своими земляками и жалуясь  им на жизнь. 

    Третий этап становится  критическим – культурный шок  достигает максимума. Это может  привести к физическим и психическим  заболеваниям. Часть мигрантов сдается  и возвращается домой, на Родину. Но большая часть находит в  себе силы преодолеть культурные  различия, учит язык, знакомится  с местной культурой, обзаводится  местными друзьями, от которых  получает необходимую поддержку. 

   На четвертом этапе, как  правило, появляется оптимистический   настрой, человек становится более  уверенным в себе и удовлетворенный  своим положением в новом обществе  и культуре. Приспособление и  интегрирование в жизнь нового  общества продвигаются весьма  успешно. 

   На пятом этапе достигается  полная адаптация к новой культуре. Индивид и окружающая среда  с этого времени соответствуют  друг другу. В зависимости от  факторов, влияющих на процесс  адаптации, он может продолжаться  от месяцев до 4-5 лет. 

   Степень выраженности культурного  шока и  его продолжительность  зависят от многих факторов. Их  можно объединить в две группы: внешние (групповые) и внутренние (индивидуальные), среди которых  важнейшими являются индивидуальные  характеристики человека  - пол,  возраст, черты характера, мотивация. 

   Среди внутренних факторов  возраст является наиболее критическим  моментом адаптации человека  к условиям жизни в другом  обществе. Чем старше люди, тем   труднее они адаптируются к  новой культурной системе, тяжелее  и дольше переживают культурный  шок, медленнее воспринимают нормы   и ценности новой культуры. Маленькие  дети адаптируются быстро и  успешно, но уже школьники испытывают  большие затруднения а этом  процессе, а пожилые люди практически  не способны к адаптации и  аккультурации. 

   Пол также имеет существенное  значение для процесса адаптации  к новой культуре и продолжительности  культурного шока: женщины труднее  приспосабливаются к новому социально-культурному  окружению, чем мужчины. Но  это суждение в большой степени  относится к женщинам из традиционных  обществ, удел которых и на  новом месте – занятие домашним  хозяйством и ограниченное общение  с новыми знакомыми. Женщины  из развитых стран не обнаруживают  различий в своих способностях  к аккультурации по сравнению с мужчинами. Для адаптации более важным, чем пол, является фактор образования: чем уровень образования выше, тем успешнее адаптация. Образование, даже без учета культурного содержания, расширяет внутренние возможности человека, что способствует более легкому и быстрому восприятию новации.

   На основе результатов  исследований был сформулирован  универсальный набор личностных  характеристик, которым должен  обладать человек, готовящийся  к жизни в чужой стране с  чужой культурой. В этот набор  входят: профессиональная компетентность, высокая самооценка, общительность,  экстравертность,  открытость для  разных взглядов, интерес к окружающим, склонность к сотрудничеству, терпимость  к неопределенности, высокий уровень  самоконтроля, смелость и настойчивость,  эмпатические способности. Правда, жизненная практика показывает, что наличие этих качеств не  всегда гарантирует успех. 

Длительность преодоления культурного  шока зависит и от  мотивов  к адаптации. Самая сильная мотивация  обычно у эмигрантов и студентов, которые стремятся переехать  на постоянное место жительства в  другую страну или получить образование  за границей и поэтому стремятся  адаптироваться как можно быстрее  и полнее. Намного хуже обстоит  дело у вынужденных переселенцев и беженцев, которые вопреки своим  желаниям покинули свою родину и с  большим трудом привыкают к новым  условиям жизни.

    Среди внешних факторов, влияющих на преодоление культурного  шока, прежде всего нужно назвать  культурную дистанцию – степень  различия между родной культурой  и той, к которой необходимо  адаптироваться. При этом случае  важна даже не сама культурная  дистанция, а представление человека  о ней, его ощущение культурной  дистанции, которое зависит от  множества факторов: наличие или  отсутствия войн или конфликтов  как в настоящем, так и в прошлом; значение чужого языка, обычаев, традиций и т.д. Субъективно культурная дистанция может восприниматься как более длинная, так и более короткая, чем она есть на самом деле. В обоих случаях культурный шок продлится, а адаптация будет затруднена.

   На процесс адаптации  влияют также особенности культуры  мигранта. Так, к инокультурной  среде труднее адаптируются представители  культур, в которых очень важное  значение имеет понятие «лица»  и где бояться его потерять (японская, китайская и другие  восточные культуры). Для представителей  этих культур очень важно вести  себя правильно, поэтому они  чрезвычайно болезненно воспринимают  неизбежные в процессе адаптации  ошибки и незнание. Плохо адаптируются  и представители так называемых  великих народов и культур,  которые обычно считают, что  приспосабливаться должны не  они, а другие к ним.

   Очень важный внешний  фактор преодоления культурного  шока – условия страны пребывания: насколько доброжелательны местные  жители к приезжим, готовы ли  они психологически помочь им, общаться с ними. Понятно, легче  адаптироваться в плюралистическом  обществе, чем в тоталитарном  или ортодоксальном.

    Культурный шок –  это сложное и болезненное  для человека психологическое  состояние, когда происходит ломка  существующих стереотипов, для  чего требуются огромные затраты  физических и психических ресурсов  человека.

    В данной главе мы попытались дать понятие этническим контактам. Выделили основные формы этнических взаимодействий и рассмотрели концепцию культурного шока

Информация о работе Этнические процессы в современном мире