Глобальные проблемы человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:49, реферат

Краткое описание

Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество “лицом к лицу” столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом, смертельная опасность которого стала особенно очевидной сейчас, когда тучи военного конфликта несколько поредели. Ресурсы планеты не умножаются, а иссякают. Катастрофически быстро загрязняются вода и воздух, при этом пригодной для питья воды становится все меньше. Превращаются в пески плодородные земли — главный источник нашей жизни. На глазах сокращается площадь лесов, дающих Земле кислород, стабилизирующих климат и циркуляцию вод. Повсеместно дают о себе знать химические загрязнения. В результате варварского хозяйствования человека буквально “вываливаются” на планету горы отбросов, удушающих все живое. Выбросы в атмосферу различных газов ускоряют “парниковый эффект”, истощают вокруг планеты озоновый слой.

Содержание

I. Вступление
II. Глобальные проблемы человечества
1. Проблема гонки вооружений и угрозы войны
2. Экологические проблемы
3. Энергетическая и сырьевая проблема
4. Демографическая проблема
5. Продовольственная проблема
6. Проблема отсталости
7. Проблема мирового океана
8. Проблема международных отношений
9. Проблема охраны здоровья человека
10. Мирное освоение космоса
III. Заключение
IV. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 222.02 Кб (Скачать файл)

Сегодня наиболее высокий  уровень концентрации массовой бедности и нищеты — в Тропической Африке. Здесь сосредоточено ^/з наименее развитых государств мира (Буркина  Фасо, Нигер, Мали, Судан, Чад, ЦАР, Эфиопия  и др.), в которых национальный продукт на душу населения — около 200 долларов в год, доля обрабатывающей промышленности в национальном доходе —до 10%, коэффициент грамотности  населения в возрасте старше 15 лет  — до 20%. В одном ряду с этими  странами стоят некоторые азиатские  страны (Афганистан, Бангладеш и  др.) и отдельные страны Океании.

Разумеется, упомянутые показатели не исчерпывают понятие «отсталость». Так, нынешняя бедность многих стран  тесно связана с демографическими факторами. Исключительно высокие  темпы ежегодного прироста населения  в большинстве стран (удвоение населения  на протяжении 20—25 лет) «съедают» значительную часть достижений молодых государств. Об отсталости можно судить также  и по уровню развития сферы обслуживания, и по характеру пищевого рациона  жителей, и по степени развития транспорта и т. д.

Как вы помните, одним из наиболее часто используемых критериев  при определении слаборазвитой  страны является коэффициент грамотности  населения в возрасте старше 15 лет. Если такой коэффициент менее 20%, то считается, что страна принадлежит  к наименее развитым. (Нам, привыкшим  в последние годы много слышать  о нашей бедности, как-то уже в  голову не приходит мысль о том, что  по доли грамотного населения мы все-таки мало кому уступаем в мире. Об этом факте  отечественным пессимистам не следует  забывать.)

По данным ЮНЕСКО, на планете  более 100 млн детей в возрасте от 6 до II лет не посещает школу. Самое  ужасное состоит в том, что  эта цифра год от года растет и  к 2000 году число детей, не охваченных школой, может составить уже 200 млн  человек.

Еще хуже обстоит дело со взрослым населением. Каждый четвертый  житель планеты неграмотный. Правда, наблюдаются большие контрасты  в распределении неграмотных  по странам и континентам. Печальный  список рекордсменов возглавляет Азия, в которой проживает более 600 млн  неграмотных (при этом «первенство» держит Индия). На африканском континенте численность неграмотных меньше (около 170 млн), но не следует забывать, что он менее населенный, чем азиатский. Общая же численность неграмотных  в мире (в возрасте старше 15 лет), по данным ЮНЕСКО, составляет около 1 млрд человек.

Любопытно, что число неграмотных  женщин в мире заметно превышает  число неграмотных мужчин (на целых 200 млн). Особенно четко эта диспропорция проявляется в странах с преобладанием  сельского населения: в Йемене —95% женщин неграмотны, в Непале —92%, в  Египте — 87% и т.д. Нетрудно догадаться, что подобная ситуация связана с  зависимым положением женщин во многих развивающихся странах (прежде всего  мусульманских), с вековым мнением, что роль женщины ограничена домашним очагом и что грамота женщине  вовсе не обязательна. До последнего времени в таких странах, как  Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ, светское образование отсутствовало вовсе, а в религиозных школах обучались  лишь мальчики — девочки туда не допускались.

Вообще отставание многих мусульманских стран в развитии образования объясняется в значительной степени влиянием именно ислама. Напротив, относительно высокие показатели, характеризующие  уровень образования в государствах Латинской Америки, Карибского бассейна, Юго-Восточной и Восточной Азии, несомненно объясняются влиянием буддийской, синтоистской и христианской культурной традиции.

С начала 70-х годов многие слаборазвитые страны приступили к  осуществлению реформ, направленных на ликвидацию неграмотности. Большое  место в них занимает развитие начальной школы в сельской местности, поскольку подавляющая часть  населения в этих странах —  деревенские жители. Строятся новые  школы, улучшаются транспортные условия  доставки детей в школу, создаются  школы-интернаты и передвижные  школы для детей кочевников.

Однако ситуация остается очень сложной. Подавляющее большинство  обучающихся читать и писать —  грамотные в первом поколении. Классы, как правило, сильно переполнены. На скорую руку подготовленные учителя  часто немногим более образованны, чем те, кого они обучают. (Один из авторов этой книги долго работал  в системе просвещения Афганистана  и убедился в этом лично.)

Бичом школьной системы здесь  являются второгодничество и отсев, достигающий 50%. Дети косяком покидают школу, не успев усвоить азы грамоты, а иногда теряя грамотность через  несколько лет.

В условиях ужасающей бедности в десятках стран мира сумма, расходуемая  на одного школьника, не только не растет, но уменьшается. По имеющимся сведениям, в наименее развитых странах Африки и [ Южной Азии на эти цели отводится  не более 2 долларов (!?) в год против 6 тыс. в промышленно развитых государствах. Вот вам наглядная иллюстрация  бедственного положения развивающихся  стран, которые, как правило, понимают весь трагизм происходящего, но, увы, ничего сделать не могут.

К сказанному следует добавить, что в настоящее время на нашей  планете на каждого солдата ежегодно расходуется до 20 тыс. долларов и  всего лишь 350 долларов на обучение одного ребенка.

7. Проблема мирового  океана

Мировой океан — колыбель всего живого на Земле. Полужидкие коллоидные многомолекулярные вещества, послужившие  исходным “строительным материалом”  зарождающейся органической жизни  на планете, могли возникнуть, как  теперь установлено, только в водах  первичного Океана. Морская вода содержит в своем составе исключительно  все, что было необходимо для обеспечения  обмена веществ в первичных формах живого, их самовоспроизведения и  эволюции. Мало того, океанская среда  при этом “трогательно защищала”  зарождающуюся жизнь от губительного воздействия ультрафиолетовой радиации. Ведь воздушная оболочка нашей планеты  состояла тогда в основном из двуокиси углерода, метана и аммиака, а кислорода  в ней почти не было. Значит, не было и “озонового экрана”, спасающего сегодня землян от космических ультрафиолетовых лучей.

За истекшие с тех пор  миллиарды лет земная жизнь благодаря  непрестанному ее развитию не только проникла на сушу, но и достигла высочайшего  совершенства. Но не стоит, пожалуй, забывать о том, что своим бурным расцветом, равно как и самим существованием, все живое на планете от простейших одноклеточных существ до столь  высокоорганизованной формы, какой  является человек, обязано Мировому океану.

В этой связи сегодня несколько  странно сознавать, что через  Мировой океан все еще проходит один из главных рубежей Ойкумены, что морские акватории изучены  значительно хуже, чем материки. Вероятно, не будет преувеличением сказать, что человек проник дальше в космическое пространство, чем  в глубины Океана. Во многих отношениях они, в отличие, например, от обратной стороны Луны, все еще остаются “тайной о семи печатях”. Скудные  знания о Мировом океане существенно пополнились лишь в последние 30—40 лет в связи с быстрым ростом технических достижений. А ведь океанские воды покрывают ни много ни мало три четверти (точнее, 71%) Земли.

И все же с древних времен человек не слепо поклонялся морю, а старался как можно глубже проникнуть в его тайны. Финикияне, египтяне, греки, китайцы, другие народы, проживающие  на побережье, имели доста-  точно полные представления не только о близлежащих, но и весьма отдаленных акваториях, островах и архипелагах. Накопление буквально по крупицам подобного рода сведений о море создало предпосылки для вели-  ких географических открытий, которые связываются с такими блистательными именами, как Васко да Гама, Колумб, Веспуччи, Магеллан.

Параллельно “экстенсивному”  собиранию сведений о новых заморских  территориях расширялись познания человека о структуре Океана, о  его подводном царстве. В 1664 году немецкий ученый А. Кирхер составил первую карту морских течений, основанную на результатах наблюдений многочисленных мореплавателей. Чтобы представить  себе всю важность появления такой  карты, надо вспомнить уровень технического оснащения морского флота того времени, полагавшегося исключительно на парус и морские течения. В  конце XVIII века англичанин Б. Франклин составил первую подробную карту  Гольфстрима, попутно обосновав  при этом главную причину образования  морских течений. Заметную лепту  в накопление знаний об Океане внесли И. Ньютон, Д. Бернулли, П. С. Лаплас и  другие ученые, разработавшие, в частности, теории морских приливов и волн. Особо хотелось бы отметить вклад  русских ученых Э. Ленца и             Е. Паррота, изобретших барометр и глубиномер, с помощью которых можно было измерить гидростатическое давление и глубину.

Вообще значение русских  научных экспедиций для развития мировой шуки об Океане колоссально. При этом речь ни в коем случае не идет ” так называемом квасном  патриотизме, о стремлении во что  бы то ни "гало выпятить, преувеличить истинную роль своих соотечественников. Знаменитые русские мореплаватели  — первооткрыватели Беринг, Лисянский, Коцебу, Беллинсгаузен, Лазарев, Литке  и другие, кроме “классических” географических исследований, проводили  в открытом Океане также широкие  гидрологические, биологические, климатические  и иные изыскания.

Поистине выдающимся оказалось  путешествие адмирала Макарова в 1886—1889 годах на корабле “Витязь”, во время  которого был проведен широкий комплекс пионерных океанографических исследований. Своеобразным признанием научных заслуг этой экспедиции явилось занесение  названия “Витязь” в числе десяти наиболее прославившихся океанологических кораблей на фронтон Океанографического института в Монако. Кстати говоря, этот корабль — один из целой  “династии” “Витязей”, на первом из которых к берегам Новой Гвинеи плавал сам Миклухо-Маклай. Сейчас же Мировой океан бороздит уже четвертое  по счету научно-исследовательское  судно, носящее это легендарное  название.

В Советском Союзе океанографические  исследования развернулись сразу же после создания в 1921 году Плавучего  морского института и введения в  строй научно-исследовательского судна  “Персей”. Далеко не все знают, что  первенец советской океанологии  был обыкновенной деревянной шхуной, переоборудованной в научную  лабораторию и совершившей более 80 рейсов в северных морях. Прошло немало лет, прежде чем на смену “Персею” пришли современные суда, оснащенные электронной аппаратурой, надежными  средствами телекоммуникационной связи. Среди них “Академик Мстислав Келдыш”, “Академик Курчатов”, “Академик  Вернадский”, “Сергей Вавилов” и  др.

В послевоенные годы началась эпоха настоящих “великих океанологических открытий”. Советскими учеными была, в частности, обнаружена жизнь на максимальных глубинах (где, оказывается, обитают особые организмы — погонофоры), были открыты громадные подводные  хребты, которые, как установил известный  советский механик и математик  академик М. А. Лаврентьев, являются своеобразными  волноводами, вдоль которых на большие  расстояния распространяются зловещие цунами. Выдающиеся открытия были сделаны  и зарубежными учеными. Была создана  стройная концепция движения крупных  литосферных плит, проливающая свет на механизм движения материков. Оказалось, что плиты как бы плавают на более мягком слое, лежащем на глубине  около 100 км. Этому открытию предшествовало глубинное бурение дна Океана, произведенное на американском судне  “Гломар Челленджер” (кстати, с участием советских специалистов). Сенсация бурения состояла в том, что пройденные буром породы на глубину почти 2 км оказались слишком молодыми в геологическом отношении, тогда как время жизни Океана — целых 3 млрд лет. Перед участниками экспедиции возник естественный вопрос: куда же исчезли более ранние отложения? Мнение ученых было единодушным: они были деформированы и погребены расплавленным веществом, просачивающимся из недр Земли в местах расположения гигантских океанических хребтов.

Было немало и других сенсационных открытий. Сошлемся в этой связи  на один пример. Хорошо известно, что  благодаря активной фотосинтетической  деятельности морских растительных организмов Мировой океан остается одним из важнейших источников свободного кислорода в атмосфере и гидросфере. Но вот механизм поставок кислорода  Океаном таит в себе немало загадок. Так, на основании данных космического корабля “Аполлон-16” американские ученые сделали неожиданный вывод  о том, что большая часть газообразного  кислорода на Земле образуется не в результате фотосинтеза растений, а вследствие распада водяного пара в верхних слоях атмосферы. Если подобный вывод хотя бы частично подтвердится, то это может перевернуть все  наши представления об основном источнике  свободного кислорода земной атмосферы. Этот источник — Мировой океан, поскольку  водяной пар попадает в атмосферу  благодаря испарению океанской  воды.

Уникальные открытия были сделаны при изучении самой толщи  вод Мирового океана. Одно из них  связано с обнаружением в нем  своеобразных подводных звуковых каналов, по которым звук может распространяться на многие тысячи километров. Столь  удивительное свойство океанских вод  дало возможность передавать информацию на сверхдальние расстояния. Другое открытие касается переменчивости морских течений. Оказалось, что они отличаются крайним  непостоянством, что в зоне многих течений существуют гигантские водяные  вихри размерами в сотни километров. Подобные вихревые движения, называемые синоптическими, в какой-то степени  аналогичны циклонам и антициклонам атмосферы и также влияют на погоду. Нетрудно догадаться, что тщательное их изучение может существенно приблизить ученых к более точному прогнозированию  погоды на Земле.

Словом, Океан — это  большой и очень своеобразный слоеный “пирог”, слои и “начинка”  которого меняются во времени и пространстве. Его глубокое и детальное исследование способно принести человечеству огромную практическую пользу. При этом одно из центральных мест в проблематике исследований должны безусловно занять вопросы охраны среды океанов  и морей, изучения разнообразных  его богатств и в особенности  биологических ресурсов, так как  Мировой океан наш будущий, быть может основной, кормилец.

Мировой океан — это  действительно настоящий кладезь  жизненно важных для человечества ресурсов. Правда, иногда нам кажется, что в  самом термине “кладезь” таится нечто опасно успокоительное и что  в таком кладезе, как водится, непременно должны быть сокрыты “несметные сокровища”. Нет же! Смета этих сокровищ должна вестись по-хозяйски разумно, а разговоры о беспредельности  большинства видов морских ресурсов следует признать в целом безответственными  и, более того, — безнравственными. Словом, оставляя в тексте выражение  “кладезь”, условимся, что мысль  о неисчерпаемости ресурсов моря не имеет под собой никаких  оснований.

Информация о работе Глобальные проблемы человечества