Избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:26, реферат

Краткое описание

Тема дипломной работы выбрана не случайно. Она является очень интересной и актуальной.
Интересно отметить, что особое распространение референдумы получили в ХХ столетии. Это было обусловлено ростом правовой и политической культуры, гражданской зрелости населения, демократизацией политических режимов, наличием технических возможностей (связь, средства массовой информации) для проведения подобных мероприятий

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Референдум Российской Федерации как одна из форм прямой демократии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Понятие и виды референдума Российской федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Вопросы референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Инициатива и назначение референдума Российской Федерации . . . . . . . .
2.1. Инициатива проведения референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . .
2.2. Назначение референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Организационные требования к проведению референдума
Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации . . . .
3.2. Голосование на референдуме Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Определение результатов и правовые последствия референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.1. Определение итогов референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . .
4.2. Правовые последствия референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Референдум 1.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

     

1.

Референдум Российской Федерации  как одна из форм прямой демократии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

6

 

1.1. Понятие и виды  референдума Российской федерации  . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

 

1.2. Вопросы референдума  Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

12

     

2.

Инициатива и назначение референдума  Российской Федерации . . . . . . . .

16

 

2.1. Инициатива проведения  референдума Российской Федерации  . . . . . . . . . . . .

16

 

2.2. Назначение референдума  Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

21

     

3.

Организационные требования к проведению референдума

Российской  Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

28

 

3.1. Порядок подготовки  к проведению референдума Российской  Федерации . . . .

28

 

3.2. Голосование на  референдуме Российской Федерации  . . . . . . . . . . . . . . . . . .

36

     

4.

Определение результатов и правовые последствия референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

42

 

4.1. Определение итогов  референдума Российской Федерации  . . . . . . . . . . . . . . .

42

 

4.2. Правовые последствия  референдума Российской Федерации  . . . . . . . . . . . . .

46

     
 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

50

     
 

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

53


 

Введение

 

Тема дипломной работы выбрана  не случайно. Она является очень интересной и актуальной.

Интересно отметить, что особое распространение  референдумы получили в ХХ столетии. Это было обусловлено ростом правовой и политической культуры, гражданской  зрелости населения, демократизацией  политических режимов, наличием технических возможностей (связь, средства массовой информации) для проведения подобных мероприятий.

Проведение референдумов в отдельных  странах зависит от национальной культуры и традиций. Например, референдум никогда не проводился в США на федеральном уровне, Нидерландах, Индии, Германии после Второй мировой войны, в Великобритании этот институт почти не применялся. По числу проведенных после Второй мировой войны референдумов Италия в Европе уступает лишь Швейцарии. В отличие от ее соседей – Франции и Швейцарии – референдум в Италии длительных традиций не имеет. Регулярно референдумы проводятся в Швейцарии, Норвегии.1 Со времени принятия в 1848 году первой швейцарской Конституции в стране было проведено больше референдумов, чем во всех остальных государствах мира вместе взятых (более 400 раз референдум использовался на федеральном уровне). Можно сказать, что в Швейцарии референдум является основным институтом в функционировании политической системы.2

Институт референдума в России был известен Конституции СССР 1936 г. Правда, определялся референдум там как всенародный опрос, однако таким определением вряд ли стоит пользоваться, ибо, как вытекает из понятия «опрос», результат голосования в данном случае, скорее всего не имеет обязательного значения ни для публичной власти, ни для граждан. Так же упоминается референдум и в Конституции РСФСР 1978 г., однако стал применяться сравнительно недавно. Первый общероссийский референдум был проведен 17 марта 1991 г. Его формула содержала два вопроса: о сохранении Союза ССР и о введении поста Президента в России. На оба этих вопроса большинство россиян ответили положительно.

Вторым стал общероссийский референдум 25 апреля 1993 г. о доверии Президенту и парламенту.

И, наконец 12 декабря 1993 г. состоялся  референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8%. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что Конституция Российской Федерации принята.3

Поскольку референдум в соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации является «высшим непосредственным выражением власти народа», является одним  из важнейших средств прямой демократии, на референдуме могут решаться принципиально важные вопросы жизни страны и всего народа, такие как принятие новой Конституции – все это говорит, на мой взгляд, о большой практической значимости выбранной темы.

Целью данной дипломной работы является стремление автора показать какую роль играет и какое место занимает референдум как одна из форм прямой (непосредственной) демократии в системе народовластия, а также параллельно с этим рассмотреть положительные и отрицательные моменты характерные для прямой демократии вообще.

В работе основное внимание уделяется  таким вопросам как право участия  в референдуме, инициатива и назначение референдума, организация референдума, а также определение результатов  и правовые последствия референдума.

Автор использовал при написании работы формально-юридический, сравнительно-правовой, а также исторический методы исследования.

При написании дипломной работы были использованы следующие источники:

    • Конституция Российской Федерации 1993 года;
    • Федеральный конституционный закон «О референдуме в Российской Федерации от 10 октября 1995 года;
    • Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года, с изменениями от 30 марта 1999 г. и др. нормативные акты;
    • новейшая учебная литература;
    • научные исследования следующих известных специалистов в области Конституционного права России: Баглай М.В., Дмитриев Ю.А., Козлова Е.И., Комарова В.Ф., Кутафин О.Е., Лазарев В.В., Мартышин О.В., Топорнин Б.Н., Четвернин В.А., Чиркин В.Е., Шабров О.Ф. и др.;
    • учебно-методические пособия по конституционному праву России и др.

 

 

1. Референдум  Российской Федерации

как одна из форм прямой демократии

 

 

 

1.1. Понятие и виды  референдума Российской Федерации

 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации Российская Федерация есть демократическое государство. Термин «демократия» – производное от двух греческих слов – demos – народ и cratos – власть и переводится буквально «власть народа». Демократия определяется как народовластие, форма политического, государственного устройства, основанная на признании народа как источника власти, его права принимать участие в решении общественных, государственных вопросов, на признании принципов свободы, равенства и других прав граждан, предусматривающая введение правовых и процедурных гарантий их реализации во всех сферах жизни общества.

В Конституции Российской Федерации  указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации является ее многонациональный народ (Ч.1. ст.3). Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия.

Каждая из двух категорий «народ»  и «власть», составляющих понятия  «народовластие», сложна и требует  специального рассмотрения.

С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо, подчинять своей воле других. Власть как явление социальное возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.4

С возникновением государства возникает  и государственная власть как  один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в  качестве своих основных элементов  общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Признание народа верховным носителем  всей власти является выражением народного  суверенитета. Народный суверенитет  означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах.

Конституция Российской Федерации  закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - указывается в части 4, статьи 3. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а  также свободное осуществление  народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными  интересами.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.5

В зависимости от формы волеизъявления народа в соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации различаются две формы демократии: прямая (непосредственная) и представительная – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют (весь народ, население, проживающее на той или иной территории). Причем, некоторые специалисты в области конституционного права России считают, что нельзя говорить о приоритете той или иной формы демократии, так как они равным образом важны для реализации народовластия.6

Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственная власть должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важных политических решений, осуществлении власти. Таким образом, непосредственная демократия является формой прямого волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

При непосредственной демократии народ  изъявляет свою волю в форме:

    • референдума;
    • выборов;
    • всенародных и иных обсуждений проектов законов, других важных вопросов государственной жизни;
    • правотворческой инициативы;
    • участия в управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан и др.;
    • индивидуальных или коллективных обращений (петиций) в органы государственной власти и местного самоуправления.

«Высшим непосредственным выражением власти народа» – указывается  в Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.3), - являются референдум и свободные  выборы.

Термин «референдум» происходит от латинского «referendum» - «то, что должно быть сообщено».

Согласно Федеральному конституционному закону «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.7, референдум – это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан на референдуме, защите демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Самыми активными и действенными формами народного участия в управлении делами государства и местного сообщества являются голосование на выборах и референдумах.

Референдум и выборы – это  институты прямой демократии, которые  похожи по целям и субъектам, но различаются  по объектам и результатам. Цель у  них – выражение воли народа. Субъективный состав – граждане, которые имеют право принимать участие в референдуме и в выборах.

Под выборами понимается участие граждан  в осуществлении власти народа посредством  выделения из своей среды путем  голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.8

Основное отличие процедуры  выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах это кандидат в депутаты представительного органа или на какую-нибудь должность. При референдуме объект волеизъявления – не человек (кандидат), а определенный вопрос – принятие закона, поправок к нему, его отмена либо какая-нибудь проблема, касающаяся государства, региона или территории.

Информация о работе Избирательная система