Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:26, реферат
Тема дипломной работы выбрана не случайно. Она является очень интересной и актуальной.
Интересно отметить, что особое распространение референдумы получили в ХХ столетии. Это было обусловлено ростом правовой и политической культуры, гражданской зрелости населения, демократизацией политических режимов, наличием технических возможностей (связь, средства массовой информации) для проведения подобных мероприятий
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Референдум Российской Федерации как одна из форм прямой демократии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Понятие и виды референдума Российской федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Вопросы референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Инициатива и назначение референдума Российской Федерации . . . . . . . .
2.1. Инициатива проведения референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . .
2.2. Назначение референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Организационные требования к проведению референдума
Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации . . . .
3.2. Голосование на референдуме Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Определение результатов и правовые последствия референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.1. Определение итогов референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . .
4.2. Правовые последствия референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В случае вынесения на референдум Российской Федерации альтернативных вариантов вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме Российской Федерации, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в референдуме Российской Федерации, поданных против всех вариантов.
Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного референдума Российской Федерации, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.21 принятое на референдуме Российской Федерации решение и итоги голосования в целом по Российской Федерации подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией референдума Российской Федерации не позднее трех дней после определения результатов референдума Российской Федерации. Центральная комиссия референдума Российской Федерации в тот же срок опубликовывает (обнародует) для всеобщего сведения итоги голосования по каждому субъекту Российской Федерации (ст.38). Не позднее двух месяцев после определения результатов референдума Российской Федерации Центральная избирательная комиссия референдума Российской Федерации публикует в средствах массовой информации общие итоги голосования на референдуме Российской Федерации, включающие все данные, внесенные в сводные таблицы, прилагаемые к протоколам комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации, согласно части 3 статьи 36 Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.
Комиссии субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации публикуют в местной печати данные протоколов всех территориальных и участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации не позднее чем через месяц со дня проведения референдума Российской Федерации.
Итоги голосования по каждому участку референдума Российской Федерации, итоги голосования по каждому субъекту Российской Федерации в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих комиссий по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования, должны предоставляться для ознакомления любому гражданину Российской Федерации или наблюдателю, а так же представителю средств массовой информации.
Принятое на референдуме Российской Федерации решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) Центральной комиссией референдума Российской Федерации, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме Российской Федерации.
4.2. Правовые последствия
референдума Российской
В соответствии со статьей 61 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. с изм. от 30 марта 1999 г.22:
Следует обратить внимание, что отмена судом решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:
Признание итогов голосования недействительными более чем на одной четверти участков референдума влечет за собой признание недействительными результатов референдума субъектов Российской Федерации, местного референдума.
Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного нормативного правового акта.
Необходимо отметить, что статья 42 Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.23 устанавливает, что лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации его права на участие в референдуме Российской Федерации путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов референдума Российской Федерации, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, или иным путем, либо препятствующие работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума Российской Федерации и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на референдуме Российской Федерации, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Заключение
В атмосфере эйфории, упоения быстрыми и легкими победами демократия стала рассматриваться как абсолютная ценность и универсальная модель, применимая как в развитых странах Запада, прошедших долгий исторический путь формирования совершенного парламентаризма, так и среди отсталых этнических групп Африки, не знавших порой даже государственности.
Следует отметить, что демократические методы и принципы нельзя просто заимствовать, перенять: они должны быть органически освоены, стать осознанной необходимостью, частью национального склада жизни, а это происходит в ходе длительной социальной эволюции.
В демократических государствах, к числу которых относится и Россия, проведение референдума является одной из основных форм участия народа в контроле за осуществлением государственной власти.
Референдум является, одним из важнейших средств прямой, непосредственной демократии. В принципе, на мой взгляд, он имеет преимущества перед представительной демократией, то есть такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты избранные населением представители – депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, они могут не просчитать всех политических последствий принимаемого решения. Проведение референдума требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений, большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума и его последствий. Референдум по такому сложному вопросу, как принятие Конституции, проводимый без предварительного обсуждения населением в парламенте или в иных органах, образованных из представителей различных групп населения, может дать отрицательный результат: на референдуме может быть одобрена реакционная конституция.
Референдум занимает особое место в политической жизни страны, его исход во многом определяет дальнейшее развитие государства на несколько лет. Следует отметить, что референдум может изменить если не характер государственной власти, то характер и направление ее деятельности. Важно отметить, что на референдуме могут решаться ключевые вопросы жизни страны (например, принятие новой Конституции, или отклонение ее путем голосования избирателей на референдуме). Также необходимо подчеркнуть, что одобрение на референдуме какого-то проекта решения придает ему высшую юридическую силу (обычно считается, что более высокую, чем закон парламента), ибо речь идет о прямом волеизъявлении народа. Одновременно это означает и поддержку существующей государственной власти, ее легитимацию, факт удостоверения ее соответствия чаяниям и интересам народа, большинства населения.
На референдуме в России в 1993 г. по вопросу о новой Конституции приняли участие 54,8 % зарегистрированных избирателей, из них 58,4 % поддержали проект.24 Таким образом, хотя в некоторых субъектах Федерации против новой Конституции проголосовало большинство населения, она была легализована, стала основным законом, вступила в силу на территории всей страны, в том числе и в тех субъектах, где большинство голосовало против. Одновременно и Конституция, и государственная власть, инициировавшая ее, получили легитимацию.
Принятие новой Конституции России 1993 г. означало также легализацию тех действий президента Б.Н.Ельцина, которые он совершил, выходя за рамки своих полномочий: приостановление действия Конституции 1978 г., по существу, роспуск высшего представительного органа – Съезда народных депутатов и созданного им Верховного Совета Российской Федерации, изменение порядка выборов во вновь создаваемые высшие представительные органы и другие мероприятия такого рода, осуществленные указами Президента.25
Таким образом, проанализировав
Список литературы
1 См.: Конституционное право зарубежных стран. Учебник. / Отв. ред. Страшун Б.А. – М., 1999. С.46, 129, 296, 446.
2 См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2001. С.228.
3 См.: Конституционное право России. Учебно-методическое пособие. – М., 2000. С.201.