Избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:26, реферат

Краткое описание

Тема дипломной работы выбрана не случайно. Она является очень интересной и актуальной.
Интересно отметить, что особое распространение референдумы получили в ХХ столетии. Это было обусловлено ростом правовой и политической культуры, гражданской зрелости населения, демократизацией политических режимов, наличием технических возможностей (связь, средства массовой информации) для проведения подобных мероприятий

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Референдум Российской Федерации как одна из форм прямой демократии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Понятие и виды референдума Российской федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Вопросы референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Инициатива и назначение референдума Российской Федерации . . . . . . . .
2.1. Инициатива проведения референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . .
2.2. Назначение референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Организационные требования к проведению референдума
Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации . . . .
3.2. Голосование на референдуме Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Определение результатов и правовые последствия референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.1. Определение итогов референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . .
4.2. Правовые последствия референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Референдум 1.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

В случае соответствия порядка  выдвижения инициативы проведения референдума  требованиям федерального конституционного закона, федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования избирательная комиссия (комиссия референдума) в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума документов, указанных в пункте 15 статьи 32 направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в орган государственной власти либо в орган местного самоуправления, уполномоченные принять решение о назначении референдума. Копия постановления избирательной комиссии (комиссии референдума) направляется также инициативной группе.

 

3. Организационные требования к проведению референдума Российской Федерации

 

 

 

3.1. Порядок подготовки к проведению  референдума Российской Федерации

 

В соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.17 подготовку и проведение референдума Российской Федерации осуществляют:

    • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, действующая в качестве Центральной комиссии референдума Российской Федерации;
    • избирательная комиссия субъектов Российской Федерации, действующие в качестве комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации;
    • территориальные (районные, городские и другие) комиссии по проведению референдума Российской Федерации;
    • участковые комиссии по проведению референдума Российской Федерации.

Центральная комиссия референдума  Российской Федерации:

    1. осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении референдума Российской Федерации, обеспечивает единообразное применение Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.
    2. руководит деятельностью комиссий по проведению референдума Российской Федерации;
    3. рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий по проведению референдума Российской Федерации и принимает по ним мотивированные решения;
    4. решает вопросы о приписке участков референдума Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, к комиссиям по проведению референдума Российской Федерации на территории Российской Федерации;
    5. заслушивает сообщения министерств и ведомств, других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума Российской Федерации;
    6. распределяет денежные средства, выделенные из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума Российской Федерации, на обеспечение деятельности комиссий по проведению референдума Российской Федерации на срок их полномочий, контролирует целевое использование указанных денежных средств;
    7. устанавливает формы бюллетеня для голосования на референдуме Российской Федерации, списков граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, и других документов референдума Российской Федерации;
    8. утверждает текст бюллетеня для голосования на референдуме Российской Федерации на русском языке, при этом формулировка выносимого на референдум Российской Федерации вопроса должна полностью совпадать с соответствующей формулировкой в подписном листе референдума Российской Федерации;
    9. обеспечивает не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума Российской Федерации опубликование в целях всенародного обсуждения текста законопроекта, вынесенного на референдум Российской Федерации, и текста действующего закона, который предлагается отменить или изменить;
    10. содействует средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдума Российской Федерации;
    11. устанавливает единый порядок обработки итогов голосования на референдуме Российской Федерации;
    12. определяет результаты референдума Российской Федерации и опубликовывает (обнародует) их в средствах массовой информации, обеспечивает передачу в соответствующие архивные учреждения документации, связанной с подготовкой и проведением референдума Российской Федерации, а так же осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.

В случае истечения установленного федеральным законом срока полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации во время подготовки и проведения референдума Российской Федерации полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, действующей в качестве Центральной комиссии референдума Российской Федерации, сохраняются вплоть до официального опубликования (обнародования) результатов голосования и принятого на референдуме Российской Федерации решения.

Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, образуются участки референдума Российской Федерации.

Участки референдума Российской Федерации  образует глава местной администрации  по согласованию с соответствующей  территориальной комиссией по проведению референдума Российской Федерации не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума Российской Федерации с учетом административно-территориального деления и местных условий в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, из расчета не более 3000 граждан на каждый участок референдума Российской Федерации.

В санаториях, больницах и других местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в  референдуме Российской Федерации, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день проведения референдума Российской Федерации в плавании, и на полярных станциях могут образовываться участки референдума Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 25 Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г., а в исключительных случаях – не позднее чем за пять дней до дня проведения референдума Российской Федерации.

Военнослужащие – граждане Российской Федерации голосуют на общих участках референдума Российской Федерации. В порядке исключения допускается образование участков референдума Российской Федерации в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах.

Участки референдума Российской Федерации  за пределами территории Российской Федерации образуют руководители дипломатических  представительств или консульских  учреждений Российской Федерации на территории государств пребывания.18

Список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, по участку референдума Российской Федерации составляется участковой комиссией по проведению референдума Российской Федерации на основании данных, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Данные о гражданах, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, глава местной администрации направляет в участковую комиссию по проведению референдума Российской Федерации не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума Российской Федерации.

Список составляется в алфавитном или ином порядке. В списке указываются  фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно  день и месяц) и адрес места  жительства гражданина.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список по конкретному участку референдума Российской Федерации является факт его проживания на территории данного участка референдума Российской Федерации, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации.

Гражданин может быть включен в  список только на одном участке референдума  Российской Федерации.

Граждане, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации, находящиеся в день проведения референдума Российской Федерации в санаториях, больницах и других местах временного пребывания, включаются в список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, по месту их пребывания.

Студенты и аспиранты дневной  формы обучения, имеющие право  на участие в референдуме Российской Федерации и проживающие в  общежитиях, включаются в список по участку референдума Российской Федерации по месту нахождения общежития.

В список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, по участку референдума Российской Федерации, образованному за пределами территории Российской Федерации, включаются граждане Российской Федерации, проживающие за пределами территории Российской Федерации или находящиеся в длительных заграничных командировках, при наличии у них заграничного паспорта гражданина Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации  прибывшие в иностранные государства  по частным приглашениям, в служебные, деловые и туристические поездки, при их обращении в участковую комиссию по проведению референдума Российской Федерации и при наличии у них заграничного паспорта гражданина Российской Федерации дополнительно включаются в список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации.

Граждане, имеющие право на участие  в референдуме Российской Федерации, но поселившиеся на территории участка  референдума Российской Федерации  после представления списка для  всеобщего ознакомления, а также  граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией по проведению референдума Российской Федерации в указанный список на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного участка референдума Российской Федерации.

Списки граждан, имеющих право  на участие в референдуме Российской Федерации, представляются для всеобщего  ознакомления не позднее чем, за 30 дней до дня проведения референдума Российской Федерации.

Каждому гражданину Российской Федерации предоставляется право заявить в участковую комиссию по проведению референдума Российской Федерации о невключении его в список граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, а также о любой неточности в указанном списке.

Участковая комиссия обязана проверить  заявление и устранить неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого  решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению референдума Российской Федерации или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения референдума Российской Федерации – немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке производится участковой комиссией немедленно.

Однако важно подчеркнуть, что  вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в  референдуме Российской Федерации, после начала подсчета голосов запрещается.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума Российской Федерации, за или против участия в референдуме Российской Федерации, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.

Не допускаются пропаганда или  агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть  и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Необходимо отметить, что проводить  агитацию, распространять любые агитационные материалы запрещается:

    1. федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;
    2. воинским частям, военным учреждениям и организациям;
    3. благотворительным организациям и религиозным объединениям;
    4. членам избирательных комиссий, членам комиссий по проведению референдума Российской Федерации.

Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума Российской Федерации. В день проведения референдума Российской Федерации и в предшествующий ему день агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению референдума Российской Федерации, сохраняются на прежних местах.

Агитация может проводиться:

    • через средства массовой информации;
    • путем проведения различных мероприятий (собраний, публичных дебатов и дискуссий, митингов, иных мероприятий);
    • путем выпуска и (или) распространения печатных и иных агитационных материалов;
    • в иных не запрещенных законом формах.

Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно  или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Инструкция о порядке предоставления эфирного времени для агитации за или против вынесенного на референдум Российской Федерации вопроса на каналах государственных телерадиокомпаний издается Центральной комиссией референдума Российской Федерации с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой информации, при обязательном рассмотрении предложений инициативной группы.

Средства массовой информации, одним  из учредителей, которых являются государственные  органы, предприятия, учреждения и организации  либо которые финансируются полностью  или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного на референдум Российской Федерации.19

 

 

3.2. Голосование на  референдуме Российской Федерации

 

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года, с изм. от 30 марта 1999 г.20 в бюллетене для голосования на референдуме Российской Федерации точно воспроизводится текст вынесенного на референдум Российской Федерации вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «За» или «Против», под которыми помещаются пустые квадраты (п.7 ст.5).

Информация о работе Избирательная система