Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:12, реферат
Метод есть способ достижения цели. Познание, как и любой другой вид деятельности, предполагает применение определенной совокупности тех или иных приемов и операций, ведущих так или иначе к достижению той или иной цели. Такая система приемов обычно и называется методом. Таким образом, метод научного познания - это совокупность приемов и операций, регулирующих действия с изучаемыми объектами.
Введение
1. Методология естествознания как система познавательной деятельности человека
2. Основные методы научного естествознания
3. Общенаучные подходы как методологические принципы познания целостных объектов: системный, структурный, функциональный, информационный и др.
4. Современные тенденции развития методологии естественно-научного познания
Заключение
Список используемой литературы
В тех случаях, когда изучаемый объект недоступен для прямого вмешательства исследователя или такое вмешательство по ряду причин нецелесообразно, прибегают к методу моделирования. Сущность моделирования как метода познания заключается в замещении объекта исследования моделью. В качестве модели могут быть использованы объекты как естественного, так и искусственного происхождения. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя изучаемого объекта. Объект-заместитель называется моделью, а объект исследования - оригиналом (прототипом).
Для всех научных моделей характерно то, что они выступают заместителем объекта исследования, Модели находятся с последним в таком сходстве (соответствии), которое позволяет получить новое знание о данном объекте. Абстрактно-теоретически возможны любые виды моделей. Традиционным является разделение моделей на материальные и идеальные. Вместе с тем, такое разделение дополняется делением их на предметно-подобные (вещественные, субстанциональные и т.д.) и символические (математические, знаковые и т.д.), Модели можно подразделять на объектные (сходство устанавливается между объектом-моделью и объектом-прототипом) и деятельностные (сходство устанавливается между видами деятельности, в которые включены модель и прототип).
Универсальность метода моделирования означает его применимость ко всем областям и этапам научного исследования,
Мысленные модели подразделяются на образные (иконические) и знаковые (символические). Примером образной модели может служить планетарная модель атома, а знаковой - структурные формулы классической химии. Выделяют также смешанные модели, сочетающие элементы изобразительности и знаковости.
Мысленные
модели выполняют одновременно функции
упрощения, идеализации, отображения
и замещения реально
Важнейшим
средством построения и исследования
идеализированного
Введение символики обеспечивает полноту обозрения определенной области проблем, краткость и четкость фиксации знание позволяет избежать многозначности терминов.
Создание
алгоритмических
Теоретическое
исследование объекта ориентировано
на использование
Аксиоматический метод представляет собой способ построения теории, при котором в ее основу кладутся некоторые ее положения - аксиомы или постулаты - из которых все остальные положения теории выводятся путем рассуждений, называемых доказательствами.
Правила, по которым должны проводиться эти рассуждения, рассматриваются в логике - в учении о дедукции. Все понятия, с которыми имеют дело в доказательствах, кроме небольшого числа первоначальных понятий, вводятся на основе определений, разъясняющих их смысл через ранее введенные или известные понятия.
В аксиоматическом методе некоторые утверждения (аксиомы) принимаются без доказательств и затем используются для получения остальных знаний по определенным логическим правилам. Общеизвестной, например, является аксиома о параллельных линиях (не пересекаются), которая принята в геометрии без доказательства.
Аксиоматические системы построены для всех основных разделов современной математики и логики. Если аксиоматический метод применяется к эмпирическому - естественнонаучному и общественно-научному знанию, то в качестве исходных положений используются гипотезы, то есть утверждения, относительно которых в ходе развития теории может быть доказана их истинность или ложность.
При
применении к эмпирическому знанию
аксиоматический метод
Сущность гипотетико-дедуктивного метода развертывания и обоснования теории состоит в следующем. Объяснение причин и закономерностей эмпирически исследуемых явлений высказывается первоначально в вероятностной, предположительной форме, то есть в виде одной или нескольких конкурирующих гипотез. Условия проверяемости гипотезы предполагают ее дедуктивное развертывание: из положений-посылок гипотезы по правилам дедуктивного вывода получают следствия, принципиально проверяемые в эксперименте. Необходимость таких процедур объясняется тем, что высказываются суждения о сущностных отношениях, непосредственно недоступных наблюдению, требующих догадки, воображения.
Гипотетический метод познания предполагает разработку научной гипотезы на основе изучения физической, химической и т.п. сущности исследуемого явления с помощью описанных выше способов познания и затем формулирование гипотезы, составление расчетной схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ, разработку теоретических положений,
Как
в социально-экономических и
Исторический метод требует мысленного воспроизведения конкретного исторического процесса развития. Его специфика обусловливается особенностями самого исторического процесса: последовательностью событий во времени и проявлением исторической необходимости через множество случайных событий.
Необходимо подчеркнуть, что
Доказательность - основное требование научного знания. Под доказательством в широком смысле слова понимают любую процедуру установления истинности какого-либо суждения при помощи логических рассуждений или посредством чувственного восприятия некоторых физических предметов и явлений. В узком смысле доказательство предполагает установление объективной истины посредством всего аппарата методологических средств.
Доказательства в широком смысле часто используются в гуманитарных науках, к ним относятся и эмпирические доказательства в естественных науках, основанные на данных наблюдений и экспериментов.
Доказательства в узком смысле слова обычно используются в логике, математике, теоретической физике. Такие доказательства представляют собой цепочки правильных умозаключений, ведущих от истинных посылок (исходных для данного доказательства суждений) к доказываемым (заключительным) тезисам. Истинность посылок при этом не обосновывается в самом доказательстве, а каким-либо образом устанавливается заранее.
III. Общенаучные подходы как методологические принципы по
знания целостных объектов: системный, структурный, функциональный,
информационный и др.
В современном научном познании особое значение приобретают общенаучные подходы. Они задают определенную направленность научного исследования, фиксируют определенный его аспект, жестко не указывая на специфику конкретных исследовательских средств. Такими подходами являются системный, структурный, функциональный, вероятностный, информационный и другие. Фиксируемый данными подходами аспект исследования ясен из самого названия. Он тесно связан с соответствующей общенаучной категорией (система, структура, функция, вероятность, информация), дающей представление о том, какая именно форма действительности прежде всего интересует исследователя В понятии подхода логически всегда акцентируется основное направление исследования, своеобразный "угол зрения" на объект изучения.
Важнейшая черта названных подходов - принципиальная применимость к исследованию любых явлений и любой сферы действительности. Они могут работать во всех без исключения научных дисциплинах. Это обусловлено общенаучным характером категорий, лежащих в основании данных подходов.
Каждый из общенаучных подходов, взятый сам по себе, не должен Абсолютизироваться. Подходы базируются на какой-то одной категории, отражающей лишь одну (хотя и существенную) сторону объекта познания. Общенаучные подходы - эффективные и адекватные пути исследования реальности при условии их совместного применения с другими подходами, а также с традиционными средствами.
Структурный подход ориентирует на изучение внутреннего строения системы, выявление закономерностей процесса упорядочения элементов в системе, анализ характера и специфики связей между элементами. Структурный подход в научном исследовании применяется там, где характер поставленных задач требует расчленения предмета изучения на отдельные составляющие. Расчленяя предмет, исследователь временно нарушает его целостность, абстрагируясь от нее.
Функциональный подход ориентирует на выявление особенностей функционирования систем. Система в рамках данного подхода рассматривается с позиции внешнего аспекта. Функциональный подход отвлекается от содержания, структуры системы, сосредотачиваясь на задаче обнаружения функциональных зависимостей между входными и выходными параметрами системы.
Функциональный подход является общенаучным подходом, т.е. может быть применен в любой области знания. Но область адекватного его использования составляют объекты, для которых связи и отношения с окружающей средой являются существенными, определяющими как изменения, так и устойчивость, и сохранение объектов. Функциональный подход - необходимое условие исследования феномена управления и связанных с ним информационных процессов. Управление и информация проявляют себя как типично функциональные свойства систем.
В настоящее время широкое распространение получил системный подход. Известно, что масштабность, многообразие связей и отношений природных, технических, социальных процессов требуют их изучения не по отдельности, а как единого целого, с привлечением знаний из самых различных областей. Именно такой подход в познавательном процессе призван обеспечить системные исследования, отличительными чертами которых являются следующие:
-
системные исследования
- конечным пунктом системного исследования является формирование целостной, интегративной модели изучаемого объекта. В ходе него отдельные компоненты анализируются не ради их собственного познания, а с целью последующего их сведения в единое целое, выяснения роли этих компонентов в образовании целостного объекта, поддержания его устойчивости и стабильности;
-
системные исследования имеют
дело с выделенными из