Образы человека в религиях мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:20, реферат

Краткое описание

Я выбрала для своего реферата тему «Образы человека в религиях мира», т.к. на данном этапе мне очень интересно изучение данного вопроса. Какое же место каждый из нас должен занимать в этом мире? Как нам следует жить? В чём же смысл жизни? В наш век, который отличается удивительной быстротечностью времени, «дефицитом» нравственности, переизбытком совершенно ненужной информации порой так сложно найти «точки отсчёта», ведь сегодняшний человек, как мне кажется, просто забывает о самом важном в постоянной гонке за сомнительными материальными и нематериальными благами, которые должны сделать его богаче, но лишь только растрачивают и опустошают. Сегодня происходит смещение всех понятий, что предполагаетналичие ещё большей пытливости и настойчивости от нас в поисках ответов на вечные вопросы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Понятие религии и её функции………………………………………………………..5
Мировые и национальные религии…………………………………………………..
Буддизм.Образ человека в буддизме
Ислам.Образ человека в исламе
Христианство.Образ человека в христианстве
Даосизм.Образ человека в даосизме
Заключение
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

реферат без имени.docx

— 59.30 Кб (Скачать файл)

Белорусская государственная  академия искусств

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Основы современного естествознания»

Тема №35 “Образы человека  в религиях мира”

 

 

 

 

 

Выполнила:      

 

 

 

 

 

Минск, 2013

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

Понятие религии  и её функции………………………………………………………..

Мировые и национальные религии…………………………………………………..

Буддизм.Образ человека в буддизме

Ислам.Образ человека в исламе

Христианство.Образ человека в христианстве

Даосизм.Образ человека в даосизме

Заключение

Список источников

 

 

Введение

Судьбы народов во многом зависят от того, каким люди представляют себе мир и определяют в нём свое место, в чем они видят смысл своего существования и что для них есть добро и зло.

Каждый народ, в свою очередь, составляют миллионы представителей, а всякий же человек – это совершенно удивительная вселенная, которая может быть наполнена добротой и созиданием, а может извергать ненависть и разрушение. И всякий человек, в определённой степени, несёт ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь общества, частью которого он является. Поэтому всякий индивидуум, на мой взгляд, должен прилагать все свои усилия для того, чтобы совершенствоваться, меняться к лучшему, развиваться. Распространённая фраза о том, что «если хочешь изменить мир – ты должен начать с себя», как мне кажется, не должна быть недооценённой, ведь часто из-за шаблонности высказывания смысл слов перестаёт первоочерёдное своё существование.

Я выбрала для своего реферата тему «Образы человека в религиях мира», т.к. на данном этапе мне очень  интересно изучение данного вопроса. Какое же место каждый из нас должен занимать в этом мире? Как нам  следует жить? В чём же смысл  жизни? В наш век, который отличается удивительной быстротечностью времени, «дефицитом» нравственности, переизбытком совершенно ненужной информации порой так сложно найти «точки отсчёта», ведь сегодняшний человек, как мне кажется, просто забывает о самом важном в постоянной гонке за сомнительными материальными и нематериальными благами, которые должны сделать его богаче, но лишь только растрачивают и опустошают. Сегодня происходит смещение всех понятий, что предполагаетналичие ещё большей пытливости и настойчивости от нас в поисках ответов на вечные вопросы.

  Вопросы определения  добра и зла, смысла человеческого  существования не просто очень  сложны, - получить ответы на них  путем логических доказательств,  как показала история, оказалось  невозможным в принципе. Ни один  из возможных ответов не может  быть проверен на опыте, - они  вообще не поддаются практической  проверке. Ответ - после долгих  поисков, напряженных усилий души - появляется вдруг, как внезапное  озарение.

Поиск ответов на эти вопросы - интимное дело каждого человека. Но в разных уголках земли, в разное время появляются люди, которым удается понять мир, человека, себя настолько глубоко, что идеи их распространяются быстро и широко, поражая воображение, овладевая сознанием целых народов, превращаясь в религии. Так возникшие религии, став общепринятыми, начинают определять национальную психологию, образ жизни, моральные ценности народов и государственную политику правителей.

В своём реферате, раскрывая  выбранную мною тему, я рассмотрю  само понятие религии и её функции, рассмотрю понятия мировых и  национальных религий. Затем, изучая их основные аспекты, буду раскрывать образ  человека в каждой из них. Говоря об образе человека в религии, я буду описывать его его идеал в  рамках того или иного течения, т. е. то, каким должен он быть перед  Богом, перед иными людьми и перед  собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие религии  и её функции

Прежде чем начать рассматривать  образы человека в различных религиях, необходимо немного сказать непосредственно  о том, что же такое есть сама религия, ознакомиться с разными трактовками  данного понятия, рассмотреть её функции, т.к. без этого невозможно перейти к раскрытию выбранной  мной темы.

Рели́гия – это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

 Существуют так же  и другие  определения религии, которые несомненно имеют место быть:

  • одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.
  • организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.
  • духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности.

Также термин «религия» может  пониматься в таких смыслах, как субъективно-личностный (религия как индивидуальная «вера», «религиозность» и т.п.) и объективно-общий (религия в качестве институционального явления — «вероисповедания», «богопочитания», «конфессии» и прочее).

Религиозная система представления  мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии  представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений  большинства мировых религий  записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

В большинстве религиозных  сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа).

 

Религия как сложное общественное образование выполняет разнообразные функции в обществе.

Важнейшей функцией религии, присущей только ей, является удовлетворение мистической потребности — успокоение тайных душевных сил, приведение в порядок чувств и мыслей человека.

Регулятивную функцию религия выполняет наряду с другими формами сознания и деятельности человека и общества, такими как мораль и право. Эта функция заключается в создании и обосновании норм общественного поведения, которые регулируют поведение человека во всех, даже в самых интимных отношениях, таких как питание и сексуальная сфера.

Компенсаторная (утешительная) функция религии проявляется в том, что религия дает верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.

Коммуникативная функция проявляется в том, что люди вступают в отношения между собой, общаются по поводу отправления религиозных обрядов; религия объединяет людей одной конфессии, даст им определенные мировоззренческие ориентиры.

Воспитательная функция заключается в том, что религия способствует социализации индивида, прививая определенные правила и навыки поведения в обществе, формируя систему ценностей, включающую и общечеловеческие.

Таким образом, можно сделать вывод, что религия является одной из сфер жизни общества, способом практически-духовного освоения мира, одной из областей духовного производства. Она представляет собой необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности, активно действующий компонент. Религия является одной из областей культуры, изучением которой занимается история религии.

 

 

Мировые и национальные религии

Говоря об образах человека в религиях мира необходимо помнить  о том, что существуют мировые  религии и национальные религии, которые необходимо различать.

 «Мировая религия» - это религиозное течение, укоренившееся и обосновавшееся среди народов различных стран и континентов, то есть можно говорить о понятии всемирной религии. В настоящее время это определение включает в себя только три ветви:

  • Христианство
  • Ислам
  • Буддизм

Даосизм, конфуцианство, индуизм, несмотря на то, что имеют также огромную популярность в некоторых странах и насчитывают миллионы последователей, всё же относятся к числу национальных религий.

Кроме того, отдельной ветвью необходимо вы

В мире существуют определенные, четкие критерии, по которым можно  отнести ту или иную религию к  мировой.

Эти стандарты были предложены ЮНЕСКО:

  • объединение крупной общности людей.
  • наличие последователей во многих странах и среди различных народов

В советской науке использовались дополнительные критерии оценки, которые помогали отсеивать другие религии, которые не подходили для мировых религий:

  • мировая религия не должна быть определяющим фактором национальной идентичности
  • формирование достаточно четкой философской школы, со сходными направлениям
  • воздействие на ход развития мировой истории, мирового искусства и так далее, причем культура мировой религии не должна характеризоваться, как абсолютно схожей во всех странах

Вместе с мировыми религиями  впервые в истории человечества образовалась вероисповедная связь  людей, независимо от этнической, языковой, политической связей. Люди смогли объединиться между собой как единоверцы, причем не место рождения, не язык, не страна уже не мешали и не препятствовали сделать это. Появление и распространение "мировых" религий было определено каждый раз очень редким стечением  исторических условий.

Вопросы определения добра  и зла, смысла человеческого существования  не просто очень сложны, - получить ответы на них путем логических доказательств  оказалось невозможным в принципе. Ни один из возможных ответов не может быть проверен на опыте, - они вообще не поддаются практической проверке. Ответ - после долгих поисков, напряженных усилий души - появляется вдруг, как внезапное озарение.

Поиск ответов на самые  большие и важные вопросы жизни - интимное дело каждого человека. Но в разных уголках земли, в разное время появляются люди, которым удается  понять мир, человека, себя, настолько  глубоко и интересно, что идеи их распространяются быстро и широко, поражая воображение, овладевая  сознанием целых народов. Это  происходит нечасто - тогда, когда проповедь  Учителей сплавляет воедино, превращает в целостную и законченную  систему неясные дотоле мысли  и ощущения, давно уже не дававшие покоя людям.

Став общепринятым, учение начинает определять национальную психологию, образ жизни, моральные ценности народов и государственную политику правителей.

Перейдём непосредственно  к рассмотрению самих религий, раскрытию  образа человека в них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буддизм. Образ  человека в буддизме.

 

Буддизм - самое древнее религиозное учение, вышедшее за пределы одного народа и оказавшее влияние на сотни миллионов людей. В его основе лежит понимание мира, к которому пришел живший в северной Индии в VI веке до н. э. легендарный мыслитель Гаутама (Шакья-Муни - “отшельник из рода Шакьев”).

Царевич, выросший в роскоши  и удовольствиях, внезапно осознал, что участь его и всех людей - мучительные  болезни, угасание и старость, и неизбежный конец - смерть, что за каждую радость  человеку приходится дорого расплачиваться тяжкими разочарованиями, страданиями  и что нет живого существа, которое  сумело бы избегнуть общей судьбы. Это так его поразило, что он не мог больше наслаждаться сегодняшним  своим счастьем и однажды ночью  тихо ушел из дворца - навсегда. Он стал лесным отшельником, и теперь ничто  не мешало ему в поисках выхода из круга страданий подвергать себя любым испытаниям. Вначале он разделял общее убеждение, что источник страданий  человека - его тело. Гаутама специальными упражнениями укреплял свой дух и  голодом, холодом, жарой изнурял  плоть. Он сумел подчинить себе свое тело полностью, абсолютно, и понял, что источник страданий не в нем, а в душе человеческой - в самом желании жить. Мысли, к которым пришел Гаутама, идеи с которыми он выступил в своих проповедях, были необычны и безжалостны, но обладали странной притягательностью.

Информация о работе Образы человека в религиях мира