Образы человека в религиях мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:20, реферат

Краткое описание

Я выбрала для своего реферата тему «Образы человека в религиях мира», т.к. на данном этапе мне очень интересно изучение данного вопроса. Какое же место каждый из нас должен занимать в этом мире? Как нам следует жить? В чём же смысл жизни? В наш век, который отличается удивительной быстротечностью времени, «дефицитом» нравственности, переизбытком совершенно ненужной информации порой так сложно найти «точки отсчёта», ведь сегодняшний человек, как мне кажется, просто забывает о самом важном в постоянной гонке за сомнительными материальными и нематериальными благами, которые должны сделать его богаче, но лишь только растрачивают и опустошают. Сегодня происходит смещение всех понятий, что предполагаетналичие ещё большей пытливости и настойчивости от нас в поисках ответов на вечные вопросы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Понятие религии и её функции………………………………………………………..5
Мировые и национальные религии…………………………………………………..
Буддизм.Образ человека в буддизме
Ислам.Образ человека в исламе
Христианство.Образ человека в христианстве
Даосизм.Образ человека в даосизме
Заключение
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

реферат без имени.docx

— 59.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конфуцианство. Образ  человека в конфуцианстве.

Согласно легенде, однажды  к Лао-цзы пришел молодой ученый со своими планами усовершенствования общества и государства. Его заботы о земном благополучии народа старику  показались мелкими, суетными, не стоящими внимания: “Гуманность и справедливость, о которой вы говорите, совершенно излишни. Небо и земля естественно  соблюдают постоянство, солнце и  луна естественно светят, звезды имеют  свой естественный порядок, дикие птицы  и звери живут естественным стыдом, деревья естественно растут. Вам  тоже следовало бы соблюдать Дао”. Вряд ли собеседники могли тогда предположить, что об их разговоре будут писать в учебниках и через много веков, а спор их затянется на тысячелетия. Ученого звали Кун, ученики называли его Кун-Фу-цзы (“мудрый учитель Кун”), а узнавшие о нем европейцы позже переиначили его имя в Конфуций. Через двести лет после своей смерти Конфуций будет официально объявлен величайшим мудрецом Китая, и императоры будут возносить молитвы и совершать жертвоприношения у его могилы, а его учение (конфуцианство) будет государственной идеологией (и даже своеобразной религией) Китайской империи вплоть до ХХ века.

Устройство мироздания, взаимоотношения  человека с Небом Конфуция мало интересовали, - причину людских страданий он увидел в дурном устройстве общества. Конфуций был убежден, что можно  постепенно выстроить общество и  государство так, чтобы никто, ни один человек не чувствовал бы себя в нем обиженным, неудовлетворенным  своим положением. И он был уверен, что ему удалось найти путь к созданию такого общества, и путь этот вел не вперед, а назад, в  прошлое.

Конфуций говорил, что  идеальное, с его точки зрения, общество в Китае уже существовало - в древности. Из старинных легенд следовало, что “золотой век” продолжался  до тех пор, пока весь народ жил  в государстве по законам большой, дружной семьи. Мир и порядок  в этом народе-семье держался не на жестоких законах, а на привычках, обычаях, традициях, которые не были кем-то придуманы, а впитывались  каждым буквально с молоком матери: уважать старших и беспрекословно им повиноваться, не злоупотреблять своей естественной властью по отношению к младшим и быть к ним милостивым, удовлетворяться любым своим местом в семье, поскольку ты занимаешь его не за какие-то свои качества, а по праву рождения и т. д. Равенства между людьми не было, да и быть не могло, но это вовсе не считалось несправедливостью - ведь неравенство было естественным, “семейным” (разве несправедливо неравенство отца и сына?). В этом обществе каждый был на своем месте и выполнял свой долг.

Но постепенно становилось  все больше людей, которые претендовали на большую долю власти и богатства, чем та, которая им полагалась - на том только основании, что они  умнее или сильнее. Наследники неправедно захваченных власти и богатства  требовали от остальных уважения и подчинения - на том только основании, что отцы их сами достигли власти и  богатства. О долге, об общем порядке  уже никто не думал - новые сильные  и умные, сметая все на своем пути, бросались делить и переделивать все заново. “Золотой век” кончился - наступили времена смут и всеобщего  хаоса. Алчность, жестокость, предательство  пролили реки крови, наполнили жизнь  всех людей страданием и страхом.

Конфуций призвал вернуть  “золотой век” - восстановить былые  ценности. Свое идеальное государство  китайский мудрец описал во всех подробностях, сверяясь с древними рукописями.

В “правильно” выстроенном  государстве каждый должен был знать  свое место и не претендовать на большее - в этом Конфуций видел залог  благополучия каждого и всех:

“Когда человек узнает место, где он должен остаться навсегда, то определится настроение его души. Когда настроение его души определится, то прекратится всякое душевное волнение”.

 

Младший должен неукоснительно, в любых обстоятельствах подчиняться  старшему, а подчиненный - начальнику; старший должен быть милостив к младшему, а властитель - к подчиненному. Никакие, пусть даже выдающиеся, способности  личности не являются основанием для  нарушения этого незыблемого  распорядка.

Человеком, идеально подходящим для “правильного” общества, по Конфуцию был человек “золотой середины” - благовоспитанный, знающий  все правила поведения, уравновешенный, сдерживающий не только низменные, но даже и благородные порывы души. При этом он должен быть гуманным, т. е. относиться к другим людям так, как он бы хотел, чтобы они относились к нему.Но как подвести к такому идеальному Порядку раздираемое распрями общество?

Властители пытались навести  в стране порядок, вводя все более жестокие закны, но Конфуций видел, что этот путь ведет в тупик: “Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок посредством наказаний, то хотя народ и будет стараться избегать их, но у него не будет чувства стыда”.

Конфуций предложил путь постепенного перевоспитания народа и  правителей. В первую очередь необходимо, по его мысли, всем внушить старые простые - “семейные” - правила. Приучить всех к неукоснительному соблюдению этих правил можно через обряды и  ритуалы, которые должны войти в привычку, “в плоть и кровь”. Для каждого подданного в зависимости от его должности существуют правила поведения в любой ситуации - как идти по улице, как ехать в повозке, как входить во дворец, как поклониться, с каким выражением на лице выслушивать подчиненного или начальника и т. д., и т. д., и т. д. Человек, который приучит себя к соблюдению всех этих повседневных сложных ритуалов, по мысли Конфуция, должен перемениться и внутренне.

Европейцы с иронией называли такое поведение “китайскими  церемониями”, однако для китайцев, воспитанных в конфуцианстве, эти  четкие и обязательные ритуалы стали  настоящими символами единства народа и внутреннего мира в стране.

Немногим народам Древности  и Средневековья так жизненно необходимы были единство, сплоченность, внутренний порядок, как китайскому. Но, одновременно, мало какой из народов  так кроваво страдал от междоусобных распрей, кончавшихся иноземными нашествиями  и расстройством всей сложной  системы поливного сельского  хозяйства, крупного (почти промышленного) ремесленного производства и развитой внутренней торговли. Поэтому китайцы  с таким энтузиазмом приняли  конфуцианский идеал всеусредняющего  государства.

Конечно, мечта Конфуция о “золотом веке” в государстве-семье  в полностью законченном виде не осуществилась. Но многие его предложения  были использованы в налаживании  государственной жизни; на правилах Конфуция воспиталось за два тысячелетия  по крайней мере сотня поколений  китайцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индуизм. Образ  человека в индуизме.

Индуи́зм — одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты.

Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».

Для западного понимания  идеи индуизма остаются чуждыми в  основном потому, что он идет в разрез с нашими привычными стереотипами, наработанными христианской религией. Индуизм – это прежде всего  собрание всевозможных течений, направлений  и школ, сосуществующих в пределах целостного образования, которые соответствуют  неким общим базовым установкам.

В индуизме в принципе не может быть еретических форм, противоречащих ортодоксальной вере, как мы их понимали бы с христианской позиции.

В учении индуизма можно  рассматривать четыре основные идеи или положения, на которых опирается  религиозная концепция:

  • о душе
  • о загробной жизни
  • о сверхестественных существах
  • о священных книгах

 

 

В отличие от понятных нам  «религий писания» (как, например, христианство или ислам), индуизм – это религия мифологическая. Основные идеи индуизма проявляются в следующих концепциях: каждый ищущий может освободиться от земных страданий – колеса сансары, достигнув окончательного освобождения (мокши), выбрав тот путь к освобождению, который оказался ему ближе. Человек философского склада выбирает джняна-маргу (путь знания), а человек действия предпочтет карма-маргу (путь деяний), для человека служения подойдет бхакти-марга (путь служения и всепоглощающей любви к богу). 
Разнообразие индуизма ярко проявляется и в социальных установках, и это прежде всего кастовая система общества. Каждый индус рожден в своей касте, принадлежит к некой секте, а следовательно, совершает обряды, соответствующие его наследственному статусу, положению в обществе и возрасту.

Политеистический характер индуизма проявляется так же совершенно непривычным для нас своим  отношением к другим культам. При  соприкосновении с другими религиозными концепциями индуизм, подобно губке, впитывал их в том или ином виде, приспосабливал к своим потребностям, обеспечив себе тем самым прочное  и долговечное существование, выстояв  в конкуренции с буддизмом, исламом  и иными религиями, присутствовавшими  на территории распространения индуизма.

С точки зрения привычных западных стандартов индуизм представляется бессистемным, логически неупорядоченным  и хаотичным. Но с точки зрения традиций индийской культуры он имеет  бесспорно системен и понятен, поскольку  связан с древнейшей мифологией, на которой как на благодатной почве  вырос индуизм, по сей день неизменно  хранящий архаический колорит. Таким  образом индуизм можно понимать как систему символов культуры, которые  несут в себе древние традиции, сохраняющиеся и развивающиеся  их в различных исторических условиях.

Индуизм никогда не имел единой централизованной организации, даже в пределах Индии, как это присутствует в традиции христианской церкви. Храмы в Индии  были автономными образованиями  и никогда не подчинялись какому бы то ни было высшему духовному  начальству. Всевозможные жрецы, наставники-гуру, учителя-ачарьи как в древности, так и сейчас наставляют отдельные  семьи, школы, частных лиц и т.д. , но никогда они не были связаны  между собой в стройную организацию. За всю многовековую историю существования  индуизма не было ни одного всеиндуистского  собора, никогда не устанавливались  какие-либо общие нормы, принципы или  правила поведения. Тем не менее  общая концепция продолжает сохраняться, что объясняется, как уже было сказано выше, исторической обусловленностью.

Таким образом, индийской философии  интересен не отдельный индивид, поскольку его наличие может  только констатироваться — как то, от чего следует уйти, а общие  особенности человека как родового существа с точки зрения их роли в возможности возврата к первоначальному  идеальному состоянию. Говоря о человеке, тексты всегда подразумевают общие черты, так как речь идет о поиске средства не для каждой отдельной духовной сущности (отчасти и потому, что далеко не все концепции допускали сохранение индивидуальных черт по достижении сотериологической цели), а об общем исправлении миропорядка. Иными словами, религиозному восприятию интересен не индивид, а родовое, или сущностное понятие человечности. В этом смысле человек для индийской философии — это не только начальная ступень божественного: природа человека божественна сама по себе. Человеческое существо являет собой как бы символ божественного в мире, или, как утверждает одна из концепций адвайта-веданты (учение об образе), образ, отражение Абсолюта. Человеческое как таковое, вне индивидуальной конкретики, воспринимается как некий мост между миром божественного и эмпирическим бытием, благодаря чему возможно «вспоминание», или получение знания о достижении идеального онтологического состояния, и возврат к нему через применение такого знания. Благодаря такому восприятию возможно возникновение феномена символического авторства: большинство легендарных личностей, включая классиков крупнейших философских систем, в соответствии с взглядом на человека как проявление божественного, воспринималось как воплощение божества, восстанавливающего космический порядок либо несущего спасительное знание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Работая над рефератом, я  получиа много очень интересной и полезной для себя информации относительно мировых и национальных религий, а так же относительно того, каким  должен быть человек в рамках различных  течений.

Образы человека в разных религиозных течениях имеют как  ряд общих черт, так и ряд  в корне отличающихся характеристик, что сложилось исторически, в  силу исторический происшествий,  а  так же в силу отличий менталитета  и мировосприятия людей разных стран  и континентов.

На мой взгляд, совершенно не важно, какую религию исповедует человек, главное то, что всякая религия  направлена на то, чтоб сделать человека лучше, чище, ближе к Богу. Пытаясь  соответствовать образу-идеалу какого-либо религиозного направления, всякий из нас должен проделыват огромную работу над собой. Работу постоянную, ежнсекундную, которая начинается в глубинах нашего сердца, сознания, души и выливается в поступки и действия. Порой эта работа не заметна чужому око, но это не есть свидетельство затишья и её отсутсвия. Становясь лучше, человек приносит пользу окружющим, обществу, всему народу. Мне кажется, это самое большое, что может он дать другим.

 

 

Список источников

Электронные ресурсы:

«Атмавиль» - http://www.atmaville.org/

 «Афонская трибуна» - http://www.agioritikovima.gr/russian/

«Библиотека сравнительного богословия» - http://www.gumer.info

«Благовестник» - http://www.blagovestnik.org/

«Википедия» - http://www .wikipedia.org/

«Ислам Сегодня» - http://islam-today.ru/

«Путеводитель в  мир религии» - http://www.religiya.su

«Ставросс» -  http://stavroskrest.ru

 

 

«

 

 

 


Информация о работе Образы человека в религиях мира