Понятие науки и научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 08:36, контрольная работа

Краткое описание

Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого бытия, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел. И здравый смысл. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую превращаются в крайне абстрактные формулы математики и вообще различного рода формализующие знаки, например химические, в диаграммы, схемы, кривые, графики и т.п.

Содержание

Введение……. .........................................................................................................3
1.Понятие науки и научного познания........................................................5
2.Теория как высшая форма организации научного познания…....…................8
3. Критерии и типы научности..............................................................................11
4.Вненаучное знание……………………………………………………...13
5.Принципы верификации и фальсификации...........................................15
6.Проблемы границ научного метода и научности..................................18
Заключение……. ...................................................................................................20
Список литературы................................................................................................22

Вложенные файлы: 1 файл

на сайт.docx

— 32.39 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……. .........................................................................................................3 
1.Понятие науки и научного познания........................................................5 
2.Теория как высшая форма организации научного познания…....…................8

3. Критерии и типы научности..............................................................................11

4.Вненаучное знание……………………………………………………...13 
5.Принципы верификации и фальсификации...........................................15 
6.Проблемы границ научного метода и научности..................................18 
Заключение……. ...................................................................................................20 
Список литературы................................................................................................22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Законы, управляющие  процессами природы, общества и человеческого  бытия, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел. И здравый  смысл. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных  понятий и категорий, общих принципов  и законов, которые зачастую превращаются в крайне абстрактные формулы  математики и вообще различного рода формализующие знаки, например химические, в диаграммы, схемы, кривые, графики  и т.п. Но жизнь, особенно человеческие судьбы, на много порядков сложнее  всех наших научных представлений, где все «разложено по полочкам», поэтому у человека извечна и  неистребима потребность выхода за пределы строго доказательного знания и погружения в царство таинственного, чувствуемо интуитивно, схватываемого  не в строго и гладко «обтесанных» научных понятиях, а в каких-то «размытых», но очень важных символических  образах, тончайших ассоциациях, предчувствиях  и т.п.

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение  тайнами бытия есть выражение  высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно  прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного  ко все более глубокому и всестороннему  проникновению в сущность окружающего  мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов  природы, общественной жизни самого человека, одна другую сменяли научные  картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием  производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая  выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Теория познания есть общая  теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или  житейской практики она ни осуществлялась. Теория познания развивалась вместе с философией на протяжении всей ее всемирной истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие науки  и научного познания 

Одним из видов познавательной деятельности является научное познание. Наука – важнейшая часть общества, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных о действительности. Наука – это также деятельность, направленная на получение нового знания, преобразующего мир, обогащающего духовный мир человека, общества, цивилизации.

Принято выделять три основных аспекта понимания науки: наука как деятельность, как систему научных знаний и как социальный институт. Рассматривая науку как деятельность необходимо подчеркнуть ее особенный характер. Получение научного знания является главной целью научной деятельности. Изучать науку – это значит изучать деятельность ученого, технологию его действий по производству знаний. Любая форма деятельности представляет собой целенаправленную, процессуальную, структурированную активность. А это значит, что структура любой деятельности включает в себя следующие элементы: субъект, цель, объект, средства деятельности. Субъект науки – ключевой ее элемент. В научной познавательной деятельности в качестве субъекта выступает индивид (ученый), научный коллектив и научное сообщество. Цель научной деятельности – получение нового научного знания об объекте исследования. Конечная цель научного познания – выявление законов, в соответствии с которыми объекты могут быть преобразованы в человеческой деятельности в необходимый для общества продукт. Объект (предмет, предметная область) - это то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и т. п.

Понимание науки как системы знаний означает не только накопление получаемых данных о природе и обществе, но и их критическую оценку и переоценку. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Отличительной особенностью научного познания является объективный способ рассмотрения мира. Наука изучает мир таким как он существует реально, вне зависимости от человеческого сознания. Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определённых теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Основными свойствами научного менталитета является следующие: объектная предметность (эмпирическая или теоретическая), стремление к максимально достигаемой определенности, точности, доказательности, проверяемости (эмпирической или аналитической), объективной истинности знания, открытость для критики, практическая применяемость знания. Необходимым атрибутом научного языка является понятийная точность, строгие определения понятий в соответствии с требованиями формальной логики. Научные высказывания также должны быть логичны. Логичность и понятийная точность достигается в научном познании также благодаря тому, что в качестве основного средства языкового выражения используется системно-организованная в каждой отрасли научного знания терминология.

Определение науки как  социального института означает понимание ее как организации  со специфическим разделением труда, специализацией, наличием средств регулирования  и контроля. Наука как социальный институт представляет собой сложную  систему научных учреждений (образовательных, академических, прикладных), а также  научных отраслей, объединяющих около 5 млн. ученых по всему миру. 

Для более точного понимания  феномена науки следует указать  на ее отличие от таких форм познания как обыденное, художественное и  религиозное познание. Если обыденное сознание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в наличных исторически сложившихся способах и видах практического действия, то наука способна изучать и такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения только в практике будущего. Она постоянно выходит за рамки предметных структур наличных видов и способов практического освоения мира и открывает человечеству новые предметные миры его возможной будущей деятельности. Особенности объектов научного и обыденного познания диктуют необходимость использования различных средств познания. Научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий, которые воздействуют на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом. Научное познание зачастую использует эксперимент с применением различной аппаратуры: приборных установок, измерительных инструментов и т.д. Научная аппаратура - это овеществленное в приборах научное знание, которое становится средством дальнейшего исследования.

Различие художественного  и научного познания, прежде всего, связано с различием в формах отражения. Наука отражает действительность в строгих понятиях и теориях, на основе которых формируется объективная  истина. Искусство же отражает действительность в художественных образах. Научные понятия и теории имеют рациональную природу. В них по возможности исключается субъективный и чувственный элементы. Художественные же образы – это форма чувственного воссоздания объектов с субъективных авторских позиций. Различие между наукой и искусством в способах отражения связано с различием в целях и объектах отражения. Наука, как известно, нацелена на познание законов природы, общества и человеческого существования. Закон – это устойчивая, повторяющаяся, существенная связь между явлениями и процессами действительности. Искусство же нацелено на воспроизведение конкретной динамики жизни. Объект художественного познания в отличие от научного, это не непосредственное бытие, а существование в многообразных его проявлениях.

 

 

 

 

Теория как  высшая форма организации научного познания

Теория является высшей формой организации научного знания, дающей целостное представление о существенных связях и отношениях в какой-либо области реальности. Разработка теории сопровождается, как правило, введением  понятий, фиксирующих непосредственно  не наблюдаемые стороны объективной  реальности. Поэтому проверка истинности теории не может быть непосредственно  осуществлена прямым наблюдением и  экспериментом. Такой «отрыв» теории от непосредственно наблюдаемой  реальности породил в 20 веке немало дискуссий на тему о том, какое  же знание можно и нужно признать научным, а какому в этом случае отказать. Проблема заключалась в том, что  относительная независимость теоретического знания от его эмпирического базиса, свобода построения различных теоретических  конструкций невольно создают иллюзию  немыслимой легкости изобретения универсальных  объяснительных систем и полной научной  безнаказанности авторов за свои сногсшибательные идеи.

За время своей истории  наука выработала ряд критериев  для оценки новых теорий. Обычно эти критерии сводятся к следующим:

- Нет ли противоречия  с твёрдо установленными научными  фактами?

- Есть ли экспериментальное  подтверждение теории с соответствующей  воспроизводимостью (повторяемостью) результатов?

- Применяются ли принятые  в науке инструменты и метод  рассуждения или используются  те, что дают желательные для  автора результаты?

- Не слишком ли много  наукообразных словосочетаний новых  терминов, которые оглушают или  вызывают ассоциации с чем-то  слышанным, высоконаучным и малопонятным?

- Пытался ли автор рассматривать  способы опровергнуть свою гипотезу  или только подбирал аргументы  в её пользу?

- Подтверждены ли эти  открытия другими специалистами?

- Как новое открытие  укладывается в сложившуюся картину  мира?

- Не слишком ли часто  этот автор делает «великие  открытия»?

- Даются ли обещания  легко решить глобальные проблема  человечества?

Под теорией понимается система  знаний, описывающая и объясняющая  совокупность явлений некоторой  области действительности и сводящая открытые в этой области законы к  единому объединяющему началу.

Построение теории опирается, на результаты, полученные на эмпирическом уровне исследования. В теории эти  результаты упорядочиваются, приводятся в стройную систему, объединенную общей  идеей, уточняются на основе вводимых в теорию абстракций, идеализаций  и принципов.

Конструктивность теории состоит в простой, совершаемой  по определенным правилам проверяемости  ее основных положений, принципов, законов.

Простота теории достигается  путем введения обобщенных законов, «сокращения» и «уплотнения» информации при помощи определений сокращений. В принципе в результате этих «сокращений» и «уплотнений» получается очень  простая теория, но очень ненаглядная (примером могут служить справочники  прошлых лет и выпускаемые  сейчас). Для восприятия такой «упакованной»  теории требуются специалисты, а  это в массе случаев невыполнимо.

Научная теория развивается  под воздействием различных стимулов, которые могут быть внешними и  внутренними. Внешние стимулы представляют собой обнаруженные в составе  теории нерешенные задачи, противоречия и т.п. Как те, так и другие приводят к развитию теории в 3-х основных формах:

1. Интенсификационная форма  развития, когда происходит углубление  наших знаний без изменения  области применения теории.

2. Экстенсификационная форма  развития, когда происходит расширение  области применения теории без  существенного изменения ее содержания. В таком случае осуществляется  экстраполяция теории на вновь  открываемые или уже известные  явления. Примером этого может  служить распространение теории  электромагнетизма на область  оптических явлений.

3. Экстенсификационно –  интенсификационная (комбинированная)  форма развития. Такой формой  развития является например, процесс  дифференциации научных теорий.

В развитии теории могут  быть выделены два относительно самостоятельных  этапа: эволюционный, когда теория сохраняет  свою качественную определенность, и  революционный, когда осуществляется ломка ее основных исходных начал, компонентов, математического аппарата и методологии. По существу такой скачек в развитии теории есть создание новой теории. Совершается он тогда, когда возможности  старой теории исчерпаны.

В процессе развития теории как на первом, так и на втором этапе весьма существенную роль играет обобщение.

Существую различные способы  обобщения теорий. Важнейшими из них  являются:

1. Обобщение, основанное  на применении абстракции отождествления, когда теория, развитая для области  явлений А экстраполируется в  область Б, которая может быть  отождествлена с областью А.

2. Обобщение путем объединения  нескольких теорий в одну в  результате выявления общих и  фундаментальных закономерностей,  имеющих силу в рассматриваемых  каждой теорией областях. Так,  Максвелл обобщил в единой  теории электромагнитного поля  учения об электричестве и  магнетизме.

Информация о работе Понятие науки и научного познания