Понятие науки и научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 08:36, контрольная работа

Краткое описание

Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого бытия, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел. И здравый смысл. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую превращаются в крайне абстрактные формулы математики и вообще различного рода формализующие знаки, например химические, в диаграммы, схемы, кривые, графики и т.п.

Содержание

Введение……. .........................................................................................................3
1.Понятие науки и научного познания........................................................5
2.Теория как высшая форма организации научного познания…....…................8
3. Критерии и типы научности..............................................................................11
4.Вненаучное знание……………………………………………………...13
5.Принципы верификации и фальсификации...........................................15
6.Проблемы границ научного метода и научности..................................18
Заключение……. ...................................................................................................20
Список литературы................................................................................................22

Вложенные файлы: 1 файл

на сайт.docx

— 32.39 Кб (Скачать файл)

И наконец, ещё одно значимое ограничение потенциала научного метода связано с его инструментальной по сути природой. Научный метод  – инструмент в руках человека, обладающего свободой воли. Он может  подсказать человеку, как добиться того или иного результата, но он ничего не может сказать о том, что надо человеку делать. Человечество за последние два века настолько укрепилось в своём доверии к науке, что стало ожидать от нее рекомендаций практически на все случаи жизни. Наука может существенно поднять комфортность существования человека, избавить от голода, многих болезней и даже клонировать его почти готова. Она знает или будет знать, как это сделать. А вот во имя чего всё это надо делать, что в конечном счёте хочет человек утвердить на Земле – эти вопросы вне компетенции науки. Наука – это рассказ о том, что в этом мире есть и что в принципе может быть. О том же, что «должно быть» в социальном, конечно, мире – она молчит. Это уже предмет выбора человека, который он должен сделать сам. «Научных рекомендаций» здесь быть не может.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Бесспорные успехи научного познания привели к распространению  в общественном сознании неоправданно завышенных оценок возможностей науки, культа научного познания. Для многих людей нашего времени наука стала  играть роль религии, способность дать окончательные ответы на все коренные проблемы устройства мира и человеческого  бытия. Вместе с тем, отчетливо выявившиеся  в наше время антигуманные последствия  научно-технической цивилизации  порождают и активную оппозицию  культа научной рациональности. Наука  нередко объявляется ответственной  за все пороки и грехи современной  цивилизации.

Одновременно с развитием  науки нарастали ее функции и  формировалась поли функциональность науки: 1) познавательная, 2) мировоззренческая, 3) технологическая, 4) предсказательная (прогностическая), 5) образовательная, 6) интернациональная, 7) социальная функции. В соответствии с этими функциями  наука оказывает разнонаправленные  воздействия на общество, на каждого  человека. Сила науки заключена в  истинности научных знаний.

Существуют две противоположные  позиции по оценке роли науки –  сциентизм и антисциентизм. Первые абсолютизируют науку, отождествляя ее с математическим и техническим  знанием, принижают или вовсе  отрицают социальные науки. Вторые считают, что наука не способна обеспечить социальный прогресс, она – враг человека, последствия ее применения катастрофичны (например, создание атомной  бомбы).

Обе позиции содержат и  рациональные моменты, и ошибочные. Поэтому очень важно четкое представление  о специфике науки и научного познания, их возможностях и границах.

Структура оснований науки: цель и способы научного познания определяются идеалами, нормами, критериями, обобщенное понимание исследуемой  реальности в научной картине  мира; формы и степень обоснованности научного знания и его включения в общий культурный контекст исторической эпохи обеспечивает философские основания.

При рассмотрении идеалов  и норм науки, а также критериев  научности следует исходить из понимания  генеральной цели функционирования науки в едином теле культуры –  производства объективных и истинных знаний о мире. Такие идеалы науки, как объективность, истинность, системность, обоснованность, универсальность, полнота  и открытость научного знания, сформированы в ходе исторического развития.

В последние годы у людей  растет интерес к эзотерическому знанию как способу духовного  освоения мира. Эзотеризм заполняет  нашу нишу между наукой и религиозным  познанием, предлагает свое решение  проблем. Основой являются убеждения, что душа бессмертна, что человек  сам творит свою судьбу, что мысль  материальна, что по замыслу Творца человек приходи на Землю пройти определённые уроки, что главным  «грехом» считается быть недовольным  этим миром в любых проявлениях (людьми, ситуациями). На основе эзотерических  знаний возникли, успешно развиваются  и помогают людям вернуть здоровье, стать успешными школы М. Норбеква, А. Свияша, В. Синельникова и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Концепции современного  естествознания. Под ред. Лавриенко  В.Н. и Ратникова В.П. М., 2002

2.Петров Ю.А. Теория  познания. М., 1988

3.Поппер К. Логика и  рост научного знания. М., 1989

4.Философия уч. пособие.  Под ред. В.П. Кохановского 2002

5. http://www.gumfak.ru/

6. http://ru.wikipedia.org

 


Информация о работе Понятие науки и научного познания