Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 10:20, контрольная работа
По каждой из данных номинаций наука соотносится с другими формами, способами, отраслями, институтами. Для того чтобы эти взаимоотношения прояснить, нужно выявить специфические черты науки, прежде всего те, которые отличают ее от остального. Каковы они?
1. Наука УНИВЕРСАЛЬНА – в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.
2. Наука ФРАГМЕНТАЛЬНА – в том смысле, что изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины. Вообще понятие бытия как философское не приемлемо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.
I. НАУКА
1.Характерные черты науки.....................................................................................................3
2. Формы и методы научного познания................................................................................4
II. АСТРОФИЗИКА
1. Солнечная система................................................................................................................7
2. Происхождение Солнечной системы.................................................................................8
3. Земля - планета солнечной системы...................................................................................8
III. ФИЗИКА
1. Пространство и время...........................................................................................................9
2. Развитие представлений о пространстве времени до начала XX в............................10
- Понятие пространства и времени в античной философии..................................10
- Развитие представлений о пространстве и времени
в классической физике...................................................................................................11
3. Современные представления о природе пространства и времени.............................14
- Специальная теория относительности.....................................................................14
- Пространство и время на уровне микромир.........................................................27
IV. ХИМИЯ
1. Основные этапы развития химии......................................................................................30
2. Концептуальные системы химии.......................................................................................32
V. БИОЛОГИЯ
1. Биосфера и ее эволюция, ресурсы, пределы устойчивости,
биопродуктивность.................................................................................................................35
- Структура биосферы............................................................................................................35
- Эволюция биосферы..............................................................................................................37
2. Биосфера и человек. Ноосфера..........................................................................................39
3. Природные ресурсы и их использование.......................................................................40
VI. ЭКОЛОГИЯ
1. Глобальный экологический кризис..................................................................................42
2. Причины глобального кризиса.........................................................................................44
VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................48
СОДЕРЖАНИЕ
I. НАУКА
1.Характерные черты науки.........................
2. Формы и методы
научного познания.............
II. АСТРОФИЗИКА
1. Солнечная система.......................
2. Происхождение Солнечной
системы.......................
3. Земля - планета солнечной
системы.......................
III. ФИЗИКА
1. Пространство
и время.......................
2. Развитие
представлений о пространстве
времени до начала XX в............................
- Понятие пространства и
времени в античной философии.....................
- Развитие представлений о пространстве и времени
в классической физике........................
3. Современные
представления о природе
- Специальная теория относительности...............
- Пространство и время на
уровне микромир......................
IV. ХИМИЯ
1. Основные
этапы развития химии..........
2. Концептуальные системы
химии.........................
V. БИОЛОГИЯ
- Структура биосферы......................
- Эволюция биосферы......................
2. Биосфера и человек. Ноосфера......................
3. Природные ресурсы и их
использование.................
VI. ЭКОЛОГИЯ
1. Глобальный
экологический кризис..........
2. Причины
глобального кризиса...........
VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
I. НАУКА
1. Характерные черты науки
Наука — это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Возникнув после философии и религии, наука, в определенной степени - синтез этих двух предшествовавших ей отраслей культуры, результат “существовавшей в средние века непререкаемой веры в рациональность Бога, сочетающего личную энергию Иеговы с рациональностью греческого философа”
О таком многофункциональном
1) отрасль культуры;
2) способ познания мира;
3) специальный институт
(в понятие института здесь
входит не только высшее
По каждой из данных номинаций наука соотносится с другими формами, способами, отраслями, институтами. Для того чтобы эти взаимоотношения прояснить, нужно выявить специфические черты науки, прежде всего те, которые отличают ее от остального. Каковы они?
1. Наука УНИВЕРСАЛЬНА – в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.
2. Наука ФРАГМЕНТАЛЬНА – в том смысле, что изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины. Вообще понятие бытия как философское не приемлемо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.
3. Наука ОБЩЕЗНАЧИМА – в том
смысле, что получаемые ею знания
пригодны для всех людей, и
ее язык – однозначный,
4. Наука ОБЕЗЛИЧЕННА – в том
смысле, что ни индивидуальные
особенности ученого, ни его
национальность или место
5. Наука СИСТЕМАТИЧНА - в том смысле, что она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
6. Наука НЕЗАВЕРШЕННА – в
том смысле, что хотя научное
знание безгранично растет, оно
все-таки не может достичь
7. Наука ПРЕЕМСТВЕННА – в том смысле, что новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносится со старыми знаниями.
8. Наука КРИТИЧНА – в том
смысле, что всегда готова поставить
под сомнение и пересмотреть
свои даже самые
9. Наука ДОСТОВЕРНА – в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.
10. Наука ВНЕМОРАЛЬНА – в том смысле, что научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.
11. Наука РАЦИОНАЛЬНА – в том смысле, что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.
12. Наука ЧУВСТВЕННА – в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.
Эти свойства науки образуют шесть диалектических пар, соотносящихся друг с другом: универсальность – фрагментальность, общезначимость – обезличенность, систематичность – незавершенность, преемственность – критичность, достоверность – внеморальность, рациональность – чувственность.
Кроме того, для науки характерны свои особые методу и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и опреляется специфика научного исследования и значения науки.
2. Формы и методы научного познания
Познание - это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. "Познание - это, обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование".
Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) - материально-технический - производство средств к жизни, труд, практика. Второй - духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта - лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы познания. Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное. Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику.
Основными особенностями научного познания являются:
1. Основная задача
научного знания - обнаружение объективных
законов действительности - природных,
социальных (общественных), законов
самого познания, мышления и др.
Отсюда ориентация
2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания - объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации "чистоты" рассмотрения своего предмета.
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть "руководством к действию" по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать"- не только в настоящем, но и в будущем. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения.
Существенной особенностью современной науки является то, что она стала такой силой, которая предопределяет практику. Из дочери производства наука превращается в его мать. Многие современные производственные процессы родились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только обслуживает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве предпосылки технической революции. Великие открытия за последние десятилетия в ведущих областях знания привели к научно-технической революции, охватившей все элементы процесса производства: всесторонняя автоматизация и механизация, освоение новых видов энергии, сырья и материалов, проникновение в микромир и в космос. В итоге сложились предпосылки для гигантского развития производительных сил общества.
4. Научное познание
в гносеологическом плане есть
сложный противоречивый
5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое "научное оборудование", зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космнческая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и другие общенаучные приемы и методы (см. об этом ниже).
6. Научному познанию
присущи строгая
В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.
II. АСТРОФИЗИКА
1. Солнечная система
В нашей Галактике приблизительно 200 млрд. звезд, среди которых, как полагают специалисты, некоторые звезды имеют планеты. В составе Солнечной системы - девять больших планет, а также и их спутники, которых в настоящее время известно уже более шестидесяти. Помимо вышеперечисленных космических тел, в состав Солнечной системы входят многочисленные малые тела: астероиды, которых открыто уже более пяти тысяч, сотни известных науке комет и бесчисленное число метеорных тел.
Большие планеты разделены на две группы
– планеты земной группы и планеты юпитерианской
группы. К первой группе отнесены: Меркурий, Венера,