Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:39, реферат
Наука не стоит на месте. Исследования и открытия в разных областях привели как к положительным, так и негативным последствиям. Не секрет, что крупнейшие открытия в физике, химии, биологии прошлого века привели к созданию атомного оружия и других средств массового уничтожения, экологическому кризису. Исследования в области генной инженерии, успехи в клонировании организмов со всей остротой поставили проблемы ответственности ученых перед обществом. И как следствие существенно изменился сам этос науки, т.е. нравственные убеждения и моральные ограничения, связанные с научной деятельностью. Если раньше это относилось к требованиям объективности результатов исследования, критического отношения к своим и чужим результатам и т.п., то теперь речь идет об ответственности ученых за исследования, которые могут нанести непоправимый вред обществу или поставить его перед катастрофой. Но кто и как может определить негативные последствия будущих исследований?
1. Вступление............................................................................................. 3
2. Нравственность, мораль и этика ........................................................... 5
3 Этические проблемы науки 20-21 вв......................................................... 7
4. Особенности этики научных работников.................................................. 8
5. Кодекс научной этики.......................................................... 9
6. Научная честность..................................................................... 11
7. Биоэтика....................................................................................... 14
8. Евгеника.............................................................................................. 16
9. Генная инженерия и этические аспекты,……………………………….. 18
10. Заключение
Список использованной литературы...................................................................... 24
Реферат
Тема: Этика научного исследования.
По
предмету: Методы научного
познания.
Содержание реферата
1.
Вступление....................
2.
Нравственность, мораль
и этика ..............................
3 Этические
проблемы науки 20-21 вв............................
4.
Особенности этики научных
работников....................
5.
Кодекс научной этики.........................
6.
Научная честность.....................
7.
Биоэтика......................
8.
Евгеника......................
9. Генная
инженерия и этические
аспекты,………………………………..
10. Заключение
Список
использованной литературы....................
1.Введение.
Наука не стоит на месте. Исследования и открытия в разных областях привели как к положительным, так и негативным последствиям. Не секрет, что крупнейшие открытия в физике, химии, биологии прошлого века привели к созданию атомного оружия и других средств массового уничтожения, экологическому кризису. Исследования в области генной инженерии, успехи в клонировании организмов со всей остротой поставили проблемы ответственности ученых перед обществом. И как следствие существенно изменился сам этос науки, т.е. нравственные убеждения и моральные ограничения, связанные с научной деятельностью. Если раньше это относилось к требованиям объективности результатов исследования, критического отношения к своим и чужим результатам и т.п., то теперь речь идет об ответственности ученых за исследования, которые могут нанести непоправимый вред обществу или поставить его перед катастрофой. Но кто и как может определить негативные последствия будущих исследований?
Постановка этических проблем современной науки, таких как отношение ученых к проблеме ответственности за соблюдение норм научной этики, очень часто обсуждается в научных сообществах.
Этика научного сообщества определяет ряд ограничений, связанных с ведением научного поиска и соотнесением научных исследований с правами человека. К ним относятся запреты на различные виды научных исследований, которые предполагают использование негуманных методов проведения экспериментов и проведение социально опасных исследований.
В процессе проведения научного исследования ученый может допустить научную ошибку, но для ученого недопустимо проводить исследование, сознавая, что гипотеза и научная база являются предметом фальсификации.
Несоблюдение
норм научной этики приводит к
лишению возможности для
В
своей работе я рассмотрю понятие
этики, морали и нравственности применимо
к научным исследованиям. Исследую проблемы
научной этики.
2. Нравственность, мораль, этика.
Что же такое мораль, нравственность, этика? Этика есть учение о морали. Мораль - это предмет этики. Этика возникла в лоне философии и существует по настоящее время как философское учение и философская учебная дисциплина. Кроме понятий «мораль» и «этика» в русском языке употребляется и термин «нравственность». В истории этики нравственность иногда трактовалась, как нечто отличное от морали. Так, Гегель делит этику на три части: абстрактное право, мораль и нравственность. Первое охватывает внешнее поведение, второе вскрывает внутреннюю сущность особой воли субъекта. Нравственности Гегель придавал более высокий смысл, рассматривая ее как идеал, как долженствование и критическое отношение к социально-историческим явлениям.
Основателем этики признаётся великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.). Крупнейшими этиками в истории человечества были Платон (428-328 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.), Марк Аврелий (121 – 180), Августин Блаженный (354 – 430), Б. Спиноза (1632 – 1677), И. Кант (1724 – 1804), А. Шопенгауэр (1788 – 1860), Ф. Ницше (1844 – 1900), А.Швейцер (1875 – 1965). Этикой занимались все крупные русские мыслители.
Наиболее значительные работы по этике оставили св. Тихон Задонский (1724 –1783), св. Феофан Затворник (1815 – 1894), Вл.С. Соловьёв (1853 – 1900),Н.А. Бердяев (1874 – 1948), Н.О. Лосский (1870 – 1965). Мировое значение приобрели нравственные идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, моралистов Моисея, Будду, Конфуция, Иисуса, Мухаммеда.
Научная этика — совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки.
К
этике науки относится и
Попытка сделать этику «научной», оторвав её от такой философии сделав из этики строго верифицируемую научную дисциплину, приводит к тому, что из этики уходит мораль и остаётся «этика без морали».
Научная этика — совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки.
Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа: коллективизм, универсализм, бескорыстность и организованный скептицизм.
Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.
Универсализм — оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик её автора, например, его статуса.
Бескорыстность — при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.
Организованный скептицизм — исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.
Существуют также ещё два принципа: самоценность истины и ценность новизны. Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах.
Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Данный моральный принцип в реальности нарушается. В различных научных сообществах может устанавливаться различная жесткость санкций за нарушение этических принципов науки.
Этика лежит в основании науки. Она первая область духовной культуры, возникшая вместе с человеческим обществом. А вот наука возникла гораздо позже, причем не из этики
Проводя научные исследования, люди постоянно судят о происходящем, о других людях, об их поступках, и часто выносят свои суждения, свои приговоры, которые могут быть справедливыми и нравственными, только если они объективны.
Объективно - это значит рассматривать предмет, явление, отстраняя все личное, преодолевая свои предрассудки; вникать, исследовать и понять, «как это все есть на самом деле», а не так, как ведется с первого взгляда или хочется, чтобы было, опираться на факты и логику, а свои предубеждения и мнения авторитетов. Чужие мнения, как и свое собственное, нужно воспринимать с той же объективной критичностью. Это требование объективности составляет основу научной позиции, без него научная деятельность невозможна. Гёте писал: «Всякий исследователь должен смотреть на себя как на вызванного в суд присяжного заседателя. Его долг — со вниманием следить, насколько полно доложено дело и как доклад подкреплен доказательствами. После этого он приводит к краткому итогу свое убеждение и подает голос, независимо от того, совпадает ли оно с мнением докладчика или нет. Научная позиция - позиция исследователя, который распространяет моральные позиции на все явления в процессе исследования. Человечность, ответственность и преданность истине – вот что определяет нравственность.
Когда человек знает истину, он имеет больше возможностей, свободы.
Борьба истины и лжи ведется с древних времен. Объективная и моральная правда не могут быть без истины. Ведь не случайно английском языке правда и истина обозначаются одним словом «truth».
Истина –это данность, которая имеет место , хотим мы этого или не хотим, на что человек не может повлиять Наука в существе своем состоит в систематическом разыскании и утверждении истины. Поэтому для науки, для научного мировоззрения, для ученого вопрос об истине является основным. Именно через истину осуществляется внутренняя связь науки и этики. Наука не дает оценок, она констатирует. Истина доказывают, но не внушают, не добиваются приказом, силой — ничем, что подавляет свободный критический дух человека. В этом состоит специфический гуманизм науки.
Важная
моральная проблема, лежащая вне
самой науки, но необходимо предшествующая
научному исследованию, касается выбора
объекта исследования: всюду ли допустимо
искать истину?
3.Этические
проблемы науки 20-21 вв.
Этические проблемы современной науки настолько актуальны и значимы, что не могут быть отдельно от научных исследований. Этос науки — это эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обязательными для ученого. Современная техника помещает человека в неестественные условия, задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Современный мир очень технологизирова. Человек сам окружил себя предметами техники, они составляют его досуг и образ жизни, даже творческие способности современного человека также проявляются с учетом законов окружающей техносреды. Возникает противоречие между исконными нормами этики и необходимостью технического бытия человека, которое влечет за собой обширный этических проблем мира искусственного.
Все
это приводит к тому, что объектом воздействия
становится сам человек, что создает определенную
угрозу его здоровью и существованию.
Многообразные этические проблемы в наиболее
общем виде можно разделить на этические
проблемы физики, биологии, генетики, техники;
особое место занимают проблемы этики
ученого.
4.
Особенности этики научных
работников.
Профессиональная этика в сфере науки требует высокой оценки роли науки в жизни общества. Профессиональный этос ученого неразрывно связан с мировоззрением, общественной моралью, необходимостью отстаивать истину и добиваться использования научных достижений на благо, а не на зло людям.
Профессиональная этика формирует готовность правильно воспринимать критику и при необходимости пересматривать ошибочные представления, независимо от того, насколько крепки традиции; способность сочетать научную добросовестность с личной честностью исследователя; осуждает стремление адаптировать результаты исследований в зависимости от карьеристских рассуждений. Она осуждает украшение фактов для подтверждения тех или иных положений, присвоение чужих данных и научных идей, создание монополий той или другой научной школы, подмену свободы творческих обсуждений проявлением верности «научному клану» и т.д.