Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:39, реферат
Наука не стоит на месте. Исследования и открытия в разных областях привели как к положительным, так и негативным последствиям. Не секрет, что крупнейшие открытия в физике, химии, биологии прошлого века привели к созданию атомного оружия и других средств массового уничтожения, экологическому кризису. Исследования в области генной инженерии, успехи в клонировании организмов со всей остротой поставили проблемы ответственности ученых перед обществом. И как следствие существенно изменился сам этос науки, т.е. нравственные убеждения и моральные ограничения, связанные с научной деятельностью. Если раньше это относилось к требованиям объективности результатов исследования, критического отношения к своим и чужим результатам и т.п., то теперь речь идет об ответственности ученых за исследования, которые могут нанести непоправимый вред обществу или поставить его перед катастрофой. Но кто и как может определить негативные последствия будущих исследований?
1. Вступление............................................................................................. 3
2. Нравственность, мораль и этика ........................................................... 5
3 Этические проблемы науки 20-21 вв......................................................... 7
4. Особенности этики научных работников.................................................. 8
5. Кодекс научной этики.......................................................... 9
6. Научная честность..................................................................... 11
7. Биоэтика....................................................................................... 14
8. Евгеника.............................................................................................. 16
9. Генная инженерия и этические аспекты,……………………………….. 18
10. Заключение
Список использованной литературы...................................................................... 24
Вопросы, связанные с этикой генетического контроля, клонирования, неоевгеники являются одни из наиболее остродискуссионных. Но самый амбициозный проект XX века «Геном человека», вызывает не только подобные дискуссии, но и проблемы которые нужно уже решать сейчас.
Задача программы состояла в том, чтобы прочесть генетический текст, то есть аналитически установить последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК (секвенирование) и затем определить местоположение генов в этом тексте (картирование). Параллельно ставилась и другая не менее трудная задача: установить какую роль играют все 100000 генов в организме.
Сейчас «Геном человек» - это уже не только фундаментальная научная проблема, но и крупное социальное явление, как финансовое, так и производственное. Изучение генома достигло такого состояния, что и гуманитарии, занимающиеся вопросами философии, социологии, права и религиозные деятели и вообще общественность должны, наконец, вплотную заняться вопросами биоэтики. Но даже в США нет специального законодательства, касающегося генетики человека (о России даже говорить не приходится). Следствием расшифровки генома человека скорее всего будет вспышка евгенических идей, может быть, в одной из тех форм, которые возникли ранее. Поэтому возникает естественная озабоченность в отношении использования и возможности злоупотреблений этой генной информацией. Как следствие возникает дальнейшее изучение того, как может использоваться эта информация в клинике, коммерции и т.д. для разработки этических правовых, социальных проблем сюда относящихся.
В
современных дискуссиях по социально-этическим
проблемам науки наряду с защитой
ничем не ограничиваемой свободы
исследования представлена и противоположная
точка зрения, предполагающая регулировать
науку. Это все показывает - насколько
велика роль ученых в современном мире.
Поэтому ученый должен предвидеть возможные
нежелательные эффекты, которые потенциально
заложены в результатах его исследований.
11. Заключение.
В настоящей науке ученый, с одной стороны, стремится достичь истины, то есть, содержание научных знаний должна определяться беспристрастным отношением к объекту. С другой стороны, исследователь – человек, научное знание – результат человеческой деятельности, поэтому страсть научного поиска, вера в свою правоту, свои или теоретические рассуждения и т.д. существенно влияют на ход и результаты научного исследования. Это является существенной составляющей научного поиска.
Таким образом, реальное
Итак, человек, входящий в
Каким же должен быть нравственный выбор ученого в начале ХХ1 века? С одной стороны, именно наука причастна к возникновению глобальных проблем. С другой, остановить научно-технологическое развитие невозможно. Кроме того, современный мир человека – это технологизование среды, где жестко задается структура отношение к природе – как к объекту технических и технологических возможностей, к обществу – через социоэкономические и политические программы, к человеку – благодаря технологии повседневной жизни, общения и, даже, собственно к себе, что является следствием технологизованости духовного мира личности.
Все понимают, что наука опасна. Последствия деятельности в биологии, генной инженерии и медицине не менее опасны, чем в ядерной физике. Предпринимались попытки разделить исследования живого по степени угрозы людям, часть работ по была запрещена, но настоящей морально-политической поддержки и общественного резонанса эта внутринаучная позиция не получила, что-то аналогичное борьбе за контроль над атомной энергией или экологическому движению в отношении научно-технического вмешательства в жизнь нет. Сколько нибудь осмысленной биополитики не существует, и все процессы здесь развиваются стихийно.
Ни биоэтика, ни биополитика, ни контроль над познанием и наукой в частности не решают проблемы. Особенность большинства подобных проблем в том, что будучи универсальными, они не имеют универсального решения. Это проблемы выбора, самоопределения и образа жизни.
Нет
сомнения, что в случае глобальных
проблем, кризисов ученым не раз придется
обращаться к своей совести, призывать
чувство ответственности, чтобы найти
правильный путь преодоления возникающих
угроз. И, конечно, дело общественной совести
ученых мира, общей ответственности - всемерно
бороться с причинами, вызывающими вредные,
губительные последствия, направлять
научные поиски на исправление вреда,
который паука, не взвесив и не учтя возможных
последствий, могла бы принести и тем самым
оказаться причастной к возникновению
тех или иных глобальных проблем. И не
чем иным, как капитуляцией, следует считать
встречающуюся в последнее время своеобразную
форму реакции на возникающие перед совестью
ученого трудные решения, которая находит
свое выражение в выдвижении лозунгов
«контрнауки» и «контркультуры» с призывом
приостановить поступательное движение
научного исследования.
Список использованной литературы
1, Лазар М.Г. Этика науки. ЛГУ, - 1985. 125 с.
2. Фролов И.Т.и др. Введение в философию, - 2 т.,- М.-Политиздат,-1989.
3. Фролов И.Т.,Юдин Б.Г. Этические аспекты биологии. - М. - Знание. - 1986.
4. Баев А.А. Геном человека: некоторые этико-правовые проблемы настоящего и будущего // Человек, 1995. - №2.- с.5.
5. Сингер Л. Биоэтика и академическая свобода // Проблемы биоэтики. - М. - 1993.
6.. Трубников Н.К. Наука и нравственность . В кн.: Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М. - Политиздат - 1990. - 464 с.
7. .Александров А.Д. Проблемы науки и позиция ученого. Статьи и выступления.- Ленинград .Наука - 1988.
8.Мамедова Н.А:
Этика научного исследования: нормы научной
этики и ответственность ученого. 11.11.
2.009 г.- www.viperson.ru