Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:00, реферат
Одним из приоритетных направлений деятельности государства является эффективная борьба с преступностью, искоренение причин, ее обусловливающих, охрана прав и свобод личности. В обеспечении и укреплении законности и правопорядка действенную помощь правоохранительным органам оказывают судебно-экспертные учреждения, где, в частности, проводится судебно-почерковедческая экспертиза.
Введение
Графология: понятие, сущность и криминалистическое значение
Использование графологических исследований при расследовании преступлений
Заключение
Список использованной литературы
Содержание.
Введение
Графология: понятие, сущность и криминалистическое значение
Использование графологических исследований при расследовании преступлений
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
«По когтям узнают льва» ©
Одним из приоритетных направлений деятельности государства является эффективная борьба с преступностью, искоренение причин, ее обусловливающих, охрана прав и свобод личности. В обеспечении и укреплении законности и правопорядка действенную помощь правоохранительным органам оказывают судебно-экспертные учреждения, где, в частности, проводится судебно-почерковедческая экспертиза.
Среди задач, разрешаемых
при ее производстве, выделяется установление
индивидуально-личностных характеристик
исполнителя рукописного докуме
Долгое время в советской
юридической литературе графология
характеризовалась как
Проблеме установления личности преступника ученые всегда уделяли большое внимание. Достаточно вспомнить имена Н.С. Бокариуса, В.И. Громова, А.Г. Игнатовского, А.Ф. Лазурского, П.М. Шавера, И.И. Якимова и других известных отечественных криминалистов. Так, в начале прошлого века Е.Ф. Буринский писал, что «...поиск связей между свойствами личности и почерком должен быть центральной задачей почерковедения»1. Впоследствии С.М. Потапов, определяя почерк как «систему привычных движений, выраженных в письменных знаках», выделял психологические особенности в числе факторов, влияющих на индивидуальность почерка.2 Как сложный процесс, включающий наряду с физиологическими и анатомическими также и психологические компоненты, определял письмо А.И. Винберг.3 Н.В. Терзиев предлагал систему почерковедения, в которую в качестве составной части входила психофизиология письма. В.Ф. Орлова в числе факторов, влияющих на формирование индивидуальных свойств почерка, называла типологические свойства нервной системы и сознательное влияние, которое можно отнести к психологическим компонентам. На необходимость расширения спектра исследований в данном направлении указывали в своих трудах Р.С. Белкин, И.М. Лузгин, В.А. Снетков и многие другие.
Современная психологическая
наука подтверждает зависимость
почерка от эмоционального состояния
и некоторых типологических свойств
высшей нервной деятельности исполнителя
текста. Отдельные приемы графологического
анализа применяются в исследов
В настоящее время
установление облика исполнителя рукописного
текста по почерку является составной
частью комплекса задач, решаемых автороведческой
и почерковедческой экспертизой, однако
до сих пор практически
В Федеральном законе
«Об оперативно-розыскной деяте
В следственно-судебной практике использование методов психолого-почерковедческого (графологического) анализа может оказаться полезным при установлении мотивов совершения преступного деяния, при разрешении вопроса о причастности конкретного человека к событию преступления, при изучении свойств личности в момент совершения инкриминируемого деяния (если выполнение рукописи связано с расследуемым событием), при экспресс-диагностике психологических свойств личности подсудимого, обвиняемого, свидетеля и пр., при исследовании подложных и сомнительных документов как доказательств в ходе расследования преступлений, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена ст.ст. 159, 160, 163, 165-168 Уголовного кодекса РФ и т.п.
В судебно-почерковедческой экспертизе графологический метод может найти применение на одной из стадий идентификационного исследования, для сужения круга предполагаемых исполнителей, если, например, идентификационная задача решена в отношении конкретного лица в отрицательной форме. Данные, полученные в ходе психолого-почерковедческого исследования, могут играть значительную роль в качестве дополнительной информации при решении задач, касающихся пределов возможностей исполнителя изменять свой почерк или подражать почерку другого лица, что необходимо в сложных случаях исследования -при дефиците полезной и однозначно интерпретируемой информации, а также при решении идентификационных и диагностических задач в вероятностной форме.
Установление свойств
личности важно не только при расследовании
дел в уголовном
Перспективно использование анализа почерка в кадровой работе для установления такого качества личности, необходимого оперативным сотрудникам правоохранительных органов, как стрессоустойчивость (сохранение эффективности деятельности и мыслительных процессов при влиянии неблагоприятных факторов); а также при выявлении неблагоприятного фактора тревожности, могущего способствовать развитию психической патологии при постоянной работе человека в сложных условиях.
Графология: понятие, сущность и криминалистическое значение.
«Почерк – это зеркало души человека» ©
Графология – это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Слово «графология» происходит от греческого «grapho» - пишу и «logos» - учение.7 Это учение о письме, согласно которому по почерку человека можно судить о его характере и даже внешности. Термин «графология» был введен в литературу во второй половине XIX века французским аббатом Мишоном. Но идея о связи почерка с душевными качествами человека родилась в древности. Сама идея о том, что по почерку можно определять свойства личности, не нова. С тех пор, как человечество освоило письменность, его отдельные любознательные представители догадывались, что почерк может содержать не только информацию о предмете письма, но и невольно «рассказывать» о внутреннем мире человека, исполнившего данный рукописный текст.
В развитии графологии выделяют следующие этапы: этап накопления элементарных эмпирических знаний, создания классической теории; проведения экспериментальных исследований; формирования научных основ графологии.8
Истоки графологии можно найти в Южной Индии и Китае. Так, Конфуций отмечал, что почерк может достоверно указать, происходит ли он от великодушного человека или от того, кто вульгарен. Ему же предписывается следующая фраза: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром». Другой китайский философ, Чжо Хо утверждал, что по почерку можно установить, благородного или низкого происхождения пишущий.
Европейская история графологии восходит к античным временам: первые высказывания о связи почерка со свойствами личности можно найти в трудах Аристотеля, Теофраст (около 372 - около 287 гг. до н. э.), Димитрий Фалерский, выдающийся мастер античной комедии Менандр (около 342 - 292 гг. до н. э.), греческий писатель Дионисий Галикарнасский (II половина I в. до н. э.) и др. Уже тогда были сделаны первые попытки найти психологическое объяснение разницы в почерках. Так, например, Светоний Гай Транквилл (около 70 - 140 гг. н. э.), биограф римских императоров, Характеризуя скупость императора Августа в работе «Жизнеописание цезарей», он отмечал, что последний «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал еще под строками». Данную характеристику можно считать первым, дошедшим до нас фрагментом графологического исследования.
Аристотель писал: «Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих». При этом он высказывал предположение о том, что внешний вид письма соответствует душевным качествам писавшего. Известно и изречение императора Нерона: «Я боюсь этого человека: его почерк показывает, что у него предательская натура». И хотя еще Платон говорил, что «почерк – это зеркало души человека», ни античными авторами, ни в средние века серьезные научные исследования по графологии не проводились.
После распада Римской империи интерес к графологии пропал, но вновь возродился в средние века. К XIV столетию учение о почерках достигло своего расцвета наряду с оккультными науками. Однако, несмотря на мистический налет, многие выдающиеся умы того времени относились к графологии серьезно. С XVII века графология стала входить в моду, появилось много «знатоков» почерка, любителей и профессионалов. В 1660 году, например, в Лондоне жила знатная ирландская дама, занимавшаяся исследованием почерков. В те времена за свои увлечения графологи могли поплатиться и головой. Известна история двух французов, осмелившихся составить графологический портрет царствовавшего тогда Людовика 14. Графологам «забыли» сообщить, чей почерк они подвергают анализу, а вышедшую из-под их пера суровую характеристику незамедлительно представили коронованной особе. Страшен был гнев Людовика, прочитавшего про себя неприятное, но правдивые, скрываемые глубоко внутри, а поэтому недопустимые для постороннего глаза характеристики. Лишь быстрые кони да темная ночь спасли незадачливых графологов от жестокой расплаты. К эпохе Возрождения, когда письменность получила достаточно широкое распространение, относятся первые исследования о возможности использования почерка для установления каких-либо характеристик облика человека. Графологический метод рассматривался в 1622 году в трактате итальянского философа и медика, профессора Болонского университета Камилло Бальдо «Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму».9 За основу своего сочинения К. Бальдо взял пословицу: «По когтям узнают льва». В книге имелось немало интересных и правильных идей, однако в основном она представляла собой немало немногим большее, чем собрание случайных наблюдений. Работа К. Бальдо не получила распространения ввиду массовой неграмотности населения, но именно с нее начался «преднаучный», эмпирический этап развития графологической теории и практики. К описываемому периоду времени относится и работа современника Бальдо – Марка Аврелия Северина, профессора анатомии и хирургии из Неаполя, под названием «Пророк, или предсказание по письму».10
Это был первый фундаментальный труд по графологии, трактующий зависимости между почерком человека и его психическим и физическим состоянием.
В средние века в России в качестве экспертов по почерку выступали дьяки и подьячие, боярские дети, позднее – учителя чистописания, секретари и письмоводители присутственных мест, граверы, литографы. Одно из первых исследований почерка относится к 16 веку, оно касалось определения подлинности купчей грамоты на имение князей Кемских. Интересно, что и во Франции с начала 18 века изучением почерка в основном занимались представители духовенства, в том числе, епископ Будине, кардинал Ренье, иезуит Мартен, аббат Фландрин. Кстати сказать, последним была сформирована группа исследователей, участники которой классифицировали почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и роду занятий.
В 1678 году в газете «Le Mercure gallant» была напечатана анонимная статья «Признаки, которые можно извлечь из манеры письма», автор которой имел достаточное представление о научных основах исследования почерка. Известно также высказывание Г.В.Лейбница в статье «Doctrina de moribus» о том, что характер человека обнаруживается в почерке, даже каллиграфическом, хотя в последнем – гораздо в меньшей степени.11
Все перечисленные работы отличались описательностью, в них не давалось психофизиологическое объяснение наблюдаемым зависимостям, отсутствовала также систематизация исследуемых признаков.
Начиная с 18 века во Франции, Италии, Германии и России усиливается интерес к взаимосвязи между почерком и психологическими особенностями личности. Графологией увлекались И. Гете и В. Шекспир, Ч. Дарвин, И. Гумбольдт, А. Дюма-сын и Ж.Санд, В.Скотт и Э. По, В. Соловьев и А.П. Чехов. И.В. Гете писал: «Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и все, с чем нам приходится соприкасаться». В данном случае Гете дает вполне современную, далекую от мистицизма и идеологических туманностей трактовку научных основ графологии. В письме И.К. Лафатеру И.В. Гете отмечал: «Несомненно, что почерк человека может иметь связь с его образом мыслей, душевным состоянием и характером, и, основываясь на нем, мы можем получить по крайней мере некоторое представление о его истинных свойствах и действиях…» Это письмо послужило И.К. Лафатеру толчком для целого ряда исследований почерка. Он обнаружил ясную связь между речью, почерком и походкой. Наблюдая различные движения, сгибы руки и пальцев в процессе письма, И.К. Лафатер изучил составные части букв, их форму, округлость, высоту, ширину, положение и связь одной буквы с другой, соотношение расстояний между буквами и строчками, прямое или наклонное положение букв, опрятность письма, легкость или грубость почерка. В работе «Физиогномические фрагменты» И.К. Лафатер отмечал взаимосвязь между манерой письма и прочими признаками самовыражения личности. По Лафатеру, в выразительных движениях проявляется сущность человека. Однако ему не удалось выработать ни прочных оснований, ни непреложных законов новой науки, он лишь ограничился общим обсуждением поднятого вопроса и разработал ряд положений по интерпретации письма. Для серьезных научных исследований в области графологии время еще не пришло.