Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 15:59, курсовая работа
Актуальность выбранной темы «Значение государственной дактилоскопической регистрации как важного элемента национальной безопасности» не вызывает сомнений. Изученные и проанализированные многие статистические данные (на которых мы остановимся ниже), криминалистические и иные личностные источники, которые необходимы, чтобы раскрыть преступление, найти человека среди живых и мертвых, свидетельствуют о том, что принятие ФЗ №128 от 25.07.1998 г. было весьма и весьма позитивным шагом в политическом, уголовно-правовом, гражданско-правовом, административном, социальном и нравственно-этическом отношении, а также в повышении качества расследования уголовных, гражданских и иных дел и в том числе применительно мер упреждающего профилактического характера.
Введение
3
Глава I. некоторые аспекты Методологии идентификационно-удостоверительной безопасности граждан В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСОКПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ В рф»
§ 1.
Роль государственной дактилоскопической регистрации для повышения качества розыска, удостоверительного экспертного отождествления законопослушных граждан в различных криминальных и иных негативных социальных ситуациях
7
§ 2.
Актуальные криминалистические и иные проблемы реализации ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ»
16
Глава II. Правовое, криминалистическое и иное обеспечение теории и практики идентификационно-удостоверительной безопасности в свете положений «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года»
§ 1.
Идентификационно-удостоверительная безопасность человека, гражданина и личности как важная криминалистическая, а также гражданско-правовая и социальная проблема современного российского общества
27
§ 2.
Некоторые актуальные аспекты правового обеспечения дактилоскопической и иной безопасности в сопоставлении с национальной безопасностью
42
Заключение
49
Библиографический список
Содержание
Введение |
3 | |
Глава I. некоторые аспекты Методологии
идентификационно- | ||
§ 1. |
Роль государственной |
7 |
§ 2. |
Актуальные криминалистические и иные проблемы реализации ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» |
16 |
Глава II. Правовое, криминалистическое
и иное обеспечение теории и практики
идентификационно- | ||
§ 1. |
Идентификационно- |
27 |
§ 2. |
Некоторые актуальные аспекты правового обеспечения дактилоскопической и иной безопасности в сопоставлении с национальной безопасностью |
42 |
Заключение |
49 | |
Библиографический список |
52 |
Введение
Актуальность выбранной темы «Значение
государственной дактилоскопиче
В данном дипломном
исследовании мы рассмотрим место дактилоскопической
государственной регистрации, прежде
всего в теории и практике дактилоскопического
идентификационно-
Нельзя не отметить, что проблемы реализации государственной регистрационной и иной дактилоскопии в гражданско-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и нравственно-этических отношениях (т.е. в нормах позитивного и обычного права) исследуются в настоящее время рядом ученых – практиков (Дубягиным Ю.П., Дубягиной О.П., Шмаковым Н.Л., Гавриловой С.А., Цатуряном Э.О., Копытовой В.Г., Курбанмагомедовым А.К., Громовым В.Г., Мамедовым Р.Г., Паненковым А.А., Тагилевой Л.В. и др.). Где в частности, совершенствуется как собственно диагностическая экспертиза кистей рук трупа находящегося в состоянии поздних гнилостных процессов, так и комплексной, например, начиная с запаховой и заканчивая биолого-остеологичесокй, медицинской, то есть определение группы крови, следов хирургических вмешательств, признаков заболевания и т.д.
Насколько важно
наличие у законопослушного гражданина
дактилоскопической информации прежде
всего, в удостоверениях личности, а также
в государственно-
Не менее важно обозначить
во введении и постановку вопроса толкования
понятия «экспертиза» не только в узком
значении, где должен широко и задействоваться
весь спектр специальных знаний в принятии
тех или иных решений, направленных на
активное использование в практике расследования
таких диагностических экспертиз как
дактилоскопирование трупов в затруденных
условиях, а также диагносцирование возраста
и пола по рентгеноснимкам с кистей рук
и пр. При этом, мы сторонники и широкого
понимания и толкования термина и категории
«экспертиза»4.
Например, для подтверждения важности
наличия пальцевых отпечатков в основных
удостоверениях личности человека и гражданина,
целесообразно не только проводить социологические
опросы населения, но и назначать компетентными
органами государства, политическими
партиями и блоками, а также общественным
организациями такие экспертизы, как социально-правовая,
гражданско-правовая или криминолого-социальная,
психологическая и другие, где соответствующие
сведущие лица дадут объективную оценку
по четко определенным вопросам для принятия
компетентным органам политического,
административного, управленческо-
Глава I. некоторые аспекты
Методологии идентификационно-
§ 1. Роль государственной дактилоскопической регистрации для повышения качества розыска, удостоверительного и экспертного отождествления законопослушных граждан в различных криминальных и иных негативных социальных ситуациях6
Федеральный Закон о «Государственной дактилоскопической регистрации в РФ» был принят 25.07.98 года и вступил в силу 1 .01.99 года, но как свидетельствует анализ практики розыска и отождествления человека в разного рода ЧС (техногенных и природных катастрофах и пр.), а также расследования преступлений и профилактики правонарушений, граждане РФ часто становятся жертвами безымянности и безвестного исчезновения. В то же время полученные выводы по данным анкетирования различных социальных групп населения, которые проводили Ю.П. Дубягин и О.П. Дубягина в течение ряда лет, как до принятия закона, так и после вступления его в силу, были обнадеживающими7. Заметим, что в 2000-2001 гг. наметилась тенденция у различных групп населения к осмыслению природы дактилоскопирования применительно тех или иных жизненных ситуаций. Так, «был проведен эксперимент в интернет портале «911.ru», без какой-либо предварительной разъяснительной работы названные авторы поместили анкету «Ваше отношение к дактилоскопированию населения в РФ», при опросе 1000 участников, были получены следующие ответы: 42,7% ответили, что дактилоскопировать необходимо все население; 8,4% высказались за дактилоскопию младенцев в роддомах, во избежание их случайной или умышленной подмены; 12,2% подтвердили свое согласие на дактилоскопию, так как именно она может быстрее установить жертвы катастроф; 18,6% считают, что необходимо дактилоскопировать только преступников; 17,9% ответили, что дактилоскопия унижает их достоинство. Как видно из анализа результатов анкетирования 63,3%, то есть больше половины опрошенных высказались за необходимость дактилоскопирования»8. Иными словами промежуточные результаты, хотя не по всем исходным позициям достаточно хороши, все-таки в целом говорят о складывающемся благоприятном отношении населения к дактилоскопированию на рассматриваемый период9. В последнее время эта ситуация изменилась, по нашему мнению, к худшему, так поэтому поводу исследователи почувствовав опасность писали: «Если в ближайшее время государство, политики, законодатели и руководители правоохранительных органов ее не используют, то она бумерангом негативных явлений отразится на росте количества неидентифицированных и неопознанных трупов, в увеличении разыскиваемых лиц от особо опасных преступников до без вести пропавших и т.п.»10. И так, в настоящее время «только 60 % граждан имеют общее представление о данном законе, причем примерно 40% сами не читали закон, а знают о его существовании лишь понаслышке. При этом оставшиеся 20% - граждане, которые либо читали закон, либо были с ним ознакомлены на специальных служебных чтениях, однако и они плохо представляют, как он должен действовать»11. В процессе сбора материала было обращено внимание, что и руководители большинства подразделений, служб, ведомств, частей внутренних войск и министерства обороны, в обязанности которых входит разъяснение и претворение в жизнь данного закона, не могут точно назвать лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации. Из 20% граждан, ознакомленных с текстом закона и входящих в группы принудительного дактилоскопирования только 30% знают об этом12. Кроме того, в последние годы обозначилась негативная законодательная практика в редакции ФЗ № 128 от 25.07.1998 г., где наряду с некоторым расширения числа лиц, подлежащих обязательному дактилоскопированию рук, ничего не говорится о получении дерматоглифической информации со ступней ног и ладонных поверхностей. По нашему мнению, наблюдается картина в необходимости не только толкования, но редактирования отдельных статей, в том числе в обязательного устранения (исключения) ненужных, ошибочных новелл.
Примерно 70 % населения, считают,
что документы, удостоверяющие личность должны содержать отпечатки
пальцев13, но в законе вообще об этом ничего нет.
Мы поддерживаем позицию Ю.П. и О.П. Дубягиных
о том, что в документы, удостоверяющие
личность должны помещаться отпечатки
больших пальцев правой и левой руки
14, что не только улучшит качество удостоверительно-
71% граждан считает,
что наличие процедуры
61% граждан хотели бы
хранить свои дактилокарты
Возможно, именно поэтому 11% граждан из числа опрошенных нами лиц, боятся дактилоскопирования, считая, что их отпечатки пальцев могут быть впоследствии использованы против них, так как они точно не знают, куда именно будут направлены их дактилокарты, либо же по-прежнему, считают, что дактилоскопирование унижает их достоинство. Последнее утверждение видимо, связано с тем, что более 80 лет у нас в стране культивировалось мнение, что дактилоскопируются только преступники. В результате у ранее судимого гражданина, ставшего жертвой преступления, когда его личность неизвестна, шанс быть опознанным равняется 99%, в то время как у законопослушного гражданина это лишь 1%. При этом шанс попасть в категорию неопознанных трупов очень велик, так из 43098 неопознанных трупов граждан, поставленных на учет в ГИАЦ МВД в 2000 г. процент опознания составил 14,5 %20, причем количество неопознанных трупов растет из года в год, в настоящее время эта цифра составила 60636 человек. В настоящее время наметилась некоторая тенденция увеличения учета добровольного дактилоскопирования законопослушных граждан, который составляет 220 тыс. дактилокарт, находящихся в ГИАЦ МВД РФ. На наш взгляд, государственным органам нужно использовать такой психологический настрой населения. Аналогичная ситуация наблюдалась в США в 50-е годы ХХ века, вот что писал по этому поводу Ю. Торвальд: «Самым значительным, пожалуй, был тот факт, что Эдгару Гуверу удалось в больших масштабах осуществить то, о чем другие лишь мечтали. Именно в стране, где свободу отдельной личности возводят в принцип, благодаря терпеливости Гувера, его призывам к здравому смыслу и пониманию, проявленному многочисленным ведомствами, удалось достичь невероятного, а именно: из общего числа карточек с отпечатками пальцев, равного 141231713 в 1956 г., по меньшей мере 112096777 принадлежали не преступникам, а честным, ничем не опороченным гражданам, постоянно и временно проживающим в Соединенных Штатах»21. И далее Ю. Торвальд отмечает, что пусть еще и не всеобъемлющая, но необычно большая картотека позволила службе идентификации использовать ее в целях услуги и при опознании жертв несчастных случае, катастроф, стихийных бедствий, войн22. Как свидетельствует российская статистика, процент граждан дактилоскопированных добровольно по-прежнему очень мал, так в ИЦ ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области было проведено 929 идентификаций по установлению личностей неопознанных трупов, из них только 4 опознано по массиву добровольной регистрации23. По нашему мнению, в настоящее время необходимо внести ряд изменений в ФЗ № 128 от 25.07.98 г. Для этого необходимо расширить перечень органов исполнительной власти, на которые возлагалось бы дактилоскопирование законопослушных граждан. Так, дактилоскопирование должны проводить сотрудники криминалистических подразделений всех силовых ведомств, работники паспортных столов, представители охранно-детективных служб, учреждений, антропологи, специализирующиеся в расово-этнической дерматоглифике (дактилоскопии), судебные медики и т.д.. Данный перечень лиц, в компетенцию которых может войти дактилоскопирование законопослушных граждан, особенно входящих в группы «риска», может быть расширен, например, сотрудниками психиатрических учреждений, когда лица с отклонениями в психике будут подвергаться обязательному дактилоскопированию. Кроме того, представители государственных органов, заинтересованные в дактилоскопировании населения (к сожалению, авторам таких пока найти не удалось), могли бы обратится к сотрудникам компьютерных фирм, занятых разработкой специальных программ по дактилоскопии, которые стремятся получить заказы и поставить свои программы (АИПС) в правоохранительные органы, и могут оказать помощь при дактилоскопировании законопослушных граждан.