Виды наказаний несовершеннолетних, особенности наказаний и освобождение от наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является - исследование особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних.
Для достижения постеленной цели, считаю, целесообразно решить следующие задачи:
1) Исследовать историю развития законодательства, предусматривающего уголовную ответственность несовершеннолетних;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Анализ законодательства, регулирующего уголовную ответственность несовершеннолетних 4
1.1. История развития законодательства, предусматривающего уголовную ответственность несовершеннолетних 4
1.2. Характеристика системы уголовно – правовых мер, в отношении несовершеннолетних, в свете последних изменений 11
Глава 2. Ювенальная юстиция, как специализированная система правосудия в отношении несовершеннолетних 13
2.1. Общая характеристика ювенальной юстиции 13
2.2. Обобщение опыта Ростовской области по созданию модели будущего ювенального суда в России 16
Глава 3. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 20
3.1. Общая характеристика уголовной ответственности несовершеннолетних 20
3.2. Виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним 24
Заключение 31
Библиографический список 34

Вложенные файлы: 1 файл

КР уголовное право.docx

— 68.16 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Оглавление 1

Введение 2

Глава 1. Анализ законодательства, регулирующего уголовную ответственность несовершеннолетних 4

1.1. История развития законодательства, предусматривающего уголовную ответственность несовершеннолетних 4

1.2. Характеристика  системы уголовно – правовых мер, в отношении несовершеннолетних, в свете последних изменений 11

Глава 2. Ювенальная юстиция, как специализированная система  правосудия в отношении несовершеннолетних 13

2.1. Общая характеристика ювенальной юстиции 13

2.2. Обобщение опыта Ростовской области по созданию модели будущего ювенального суда в России 16

Глава 3. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 20

3.1. Общая характеристика уголовной ответственности несовершеннолетних 20

3.2. Виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним 24

Заключение 31

Библиографический список 34

 

 Введение

 

Актуальность темы исследования. В последние годы в юридической литературе реже появляются публикации, касающиеся проблем преступности несовершеннолетних. Трудно объяснить данный факт: то ли юристы не видят суть проблемы, то ли считают ее слишком обыденной и избитой. На мой взгляд, необходимо вновь и вновь возвращаться к этой теме, детально рассматривать вопросы, касающиеся и негативных факторов, влияющих на рост преступлений, и уголовной ответственности за совершенные подростками уголовно наказуемые деяния. Ведь, как свидетельствует статистика количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, неуклонно растет. И боле того, среди совершенных ими преступных деяний все растет удельный вес тяжких, жестоких преступлений. Этим обусловлена актуальность выбранной для исследования темы.

Целью данной работы является -  исследование особенностей уголовной ответственности  несовершеннолетних.

Для достижения постеленной цели, считаю, целесообразно решить следующие  задачи:

1) Исследовать  историю развития законодательства, предусматривающего уголовную ответственность  несовершеннолетних;

2) Дать характеристику  системы уголовно – правовых  мер, в отношении несовершеннолетних, в свете последних изменений;

3) Привести  общую характеристику ювенальной юстиции;

4) Проанализировать позитивный опыт по созданию модели будущего ювенального суда в России;

5) Дать общую характеристику уголовной ответственности несовершеннолетних;

6) Исследовать  виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним.

Чаще всего подростки совершают  имущественные преступления - кражи, грабежи, разбойные нападения, но нередки  и преступления против жизни и здоровья, против общественной безопасности. Причины преступной деятельности несовершеннолетних различны - это и желание выделиться среди сверстников, и жажда приключений, а у некоторых и обыкновенная потребность в пище. Ни для кого не секрет, что в России наблюдается экономическая нестабильность и расслоение населения на богатых и бедных. Поэтому вполне понятно, что это сказывается на подрастающем поколении, а особенно на становлении их психики.

По отношению к несовершеннолетнему  государственная уголовная политика имеет двоякое содержание: с одной  стороны, она, естественно, осуждает противозаконные  действия несовершеннолетнего и  делает все, чтобы он понес справедливое наказание, а с другой - обеспечивает его повышенную охрану. Такая охрана осуществляется не только в отношении  потерпевшего, но распространяется и  на субъект преступления.

Это отнюдь не означает, что Уголовный  кодекс не защищает иных субъектов  преступлений (независимо от возраста, социального, имущественного положения  и т.п.). Защита здесь находит свое выражение в ограничении уголовной  репрессии государства в отношении  любого лица, совершившего общественно  опасное деяние. Однако ее степень  применительно к различным категориям субъектов преступления не является одинаковой.

Данная курсовая работа имеет, следующую  структуру: введение, три главы по два параграфа, заключение и список использованных нормативно – правовых актов и литературы.

При написании работы использовано, как действующее, так и утратившее (для сравнения) законодательство, научные  труды отечественных и зарубежных авторов.

 

Глава 1. Анализ законодательства, регулирующего уголовную ответственность несовершеннолетних

1.1. История развития законодательства, предусматривающего уголовную ответственность несовершеннолетних

 

Особенности уголовной ответственности  несовершеннолетних предусматривались  еще российским уголовным законодательством XIX в. В Уложении о наказаниях уголовных и исполнительных 1845 г. данной ответственности были посвящены ст. 142-150. В основном в этих статьях предусматривалась замена наказания более мягким в зависимости от возраста несовершеннолетнего. Так, согласно ст. 148, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 21 года за преступления, совершенные по неосторожности, подвергались лишь домашнему исправительному наказанию по распоряжению родителей или опекунов1.

Статья 6 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г., предоставляла право мировым судьям определять несовершеннолетним в возрасте от 10 до 17 лет взамен заключения в тюрьме помещение в исправительные приюты2.

Некоторые особенности уголовной  ответственности несовершеннолетних были предусмотрены в ст. 41 Уголовного уложения 1903 г. Так, в ч. 1 этой статьи указывалось, что «не вменяется в вину преступное деяние, учиненное несовершеннолетним от 10 до 17 лет, который не мог понимать свойства и значения им совершаемого или руководить своими поступками». Очевидно, положение о возрастной невменяемости, предусмотренное ч. 3 ст. 20 УК РФ, позаимствовано с некоторыми изменениями из ст. 41 Уголовного уложения 1903 г.3

Советская власть вскоре после Октябрьской революции выдвинула лозунг: «Для детей нет суда и тюрьмы», который нашел свое воплощение в Декрете СНК от 14 января 1918 г. Этот декрет провозгласил отмену судов и тюремного заключения для малолетних и несовершеннолетних. Дела о несовершеннолетних в возрасте до 17 лет, совершивших общественно опасное деяние, подлежали рассмотрению комиссией по делам несовершеннолетних, которая должна была либо освобождать их, либо направлять в одно из убежищ Народного комиссариата общественного призрения соответственно характеру деяния.

Хотя до конца 20-х гг. законодательство об уголовной ответственности несовершеннолетних неоднократно изменялось, однако принудительным и воспитательным мерам по-прежнему принадлежал приоритет перед  мерами уголовного наказания.

Тенденция к усилению уголовной  ответственности несовершеннолетних наметилась в начале 30-х гг. Особенно резко она обозначилась с принятием постановления ЦИК и СНК от 5 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних»4. Этот закон значительно понизил возраст, по достижении которого стала возможна уголовная ответственность. Так, начиная с 12-летнего возраста, подлежали уголовной ответственности лица, виновные в совершении краж, причинении насилия, телесных повреждений, увечий, убийстве; ст. 8 Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик, предоставлявшая право применять к несовершеннолетним меры медико-педагогического характера, была отменена. 31 мая 1935 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О мерах ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», которым были ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних5. В указанных актах нашла отражение господствовавшая в то время ошибочная точка зрения о принуждении как универсальном средстве борьбы с преступностью.

Начавшаяся  война создала новые проблемы в борьбе с преступностью несовершеннолетних. Несмотря на необходимость напряжения всех сил и сосредоточение всех ресурсов на нужды войны, Советское государство  не жалело средств для спасения подрастающего поколения. Так, уже 23 января 1942 г. СНК СССР принял постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», которым предусматривались создание при исполкомах местных Советов комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, расширение детских приемников-распределителей и детских домов, организация Суворовских училищ для детей, пострадавших от войны, и т.д. Все это способствовало тому, что в отличие от периода начала 20-х гг. беспризорность, а отсюда и преступность подростков не получили такого широкого распространения.

В первые послевоенные годы основными криминогенными условиями, как и в годы войны, были все те же беспризорность, безнадзорность подростков, а также тяжелое материальное положение страны. Вследствие этого к несовершеннолетним правонарушителям по-прежнему широко применялись воспитательные меры. Так, постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 17 февраля 1948 г. «О применении Указов от 4 июня 1947 г. в отношении несовершеннолетних» судебным органам предлагалось в случае совершения хищения в незначительных размерах несовершеннолетними в возрасте от 12 до 16 лет ставить на обсуждение вопрос о прекращении дела в уголовном порядке за нецелесообразностью применения мер уголовного наказания и направлении обвиняемых в трудовые воспитательные колонии6.

Новым этапом в развитии советского уголовного законодательства об ответственности  несовершеннолетних явились Основы уголовного законодательства Союза  ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР 25 декабря  1958 г., и уголовные кодексы союзных республик, принятые в 1959-1961 гг. Существенным отличием нового законодательства было то, что на 2 года был повышен возраст, по достижении которого наступала уголовная ответственность. По общему правилу уголовной ответственности, согласно ст. 10 Основ, подлежали лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. За некоторые преступления ответственность наступала с 14 лет.

Кроме тех изъятий, которые были сделаны для несовершеннолетних при применении к ним положений  Общей части уголовного права (неприменение ссылки, высылки; лишения свободы  в виде заключения в тюрьме и др.), законодательство ориентировало правоохранительные органы на преимущественное применение мер воспитательного характера, а не уголовного наказания в случаях  совершения преступления, не представляющего  большой общественной опасности (ч. III и ч. IV ст. 10 УК РСФСР).

Уголовное законодательство 1958-1961 гг. регламентировало широкое привлечение  общественности к работе по исправлению  и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей, а также предупреждению совершения ими преступлений. Так, п. 6 ст. 63 УК РСФСР в качестве одной  из принудительных мер воспитательного  характера предусматривал передачу несовершеннолетнего под наблюдение трудового коллектива, общественной организации или отдельному гражданину либо назначение общественного воспитателя  в соответствии с Положением об общественных воспитателях несовершеннолетних.

Проявлением гуманизма уголовного права явилось принятие Указа  Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. «О дополнении Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик статьей 39-1», предусмотревшей основания отсрочки исполнения приговора несовершеннолетнему. Согласно этой статье «при назначении наказания несовершеннолетнему, впервые осуждаемому к лишению свободы до 3 лет, судом, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела, а также возможности его исправления и перевоспитания без изоляции от общества, исполнение приговора к лишению свободы в отношении такого лица может быть отсрочено на срок от 6 месяцев до 2 лет».

Завершением развития законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних явилось принятие в 1991 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик, которые впервые содержали специальный раздел «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних». Идея сосредоточить в одном разделе нормы, регулирующие особенности ответственности несовершеннолетних, не нова.

Но ни в Основах 1958 г., ни в уголовных кодексах союзных республик 1959-1961 гг. такой раздел не был предусмотрен. Между тем уголовные кодексы стран Восточной Европы такие разделы предусматривали (например, гл. 6 УК Болгарии). Включение аналогичного раздела в Основы являлось реализацией высказанных в юридической литературе предложений, направленных на совершенствование уголовного законодательства и рекомендаций, изложенных в «Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)». Согласно п. 1.4 этих правил «правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе»7.

Совершаемые подростками преступления характеризуются, как и ранее, корыстно-насильственной направленностью. Как отмечает И.С.Кон, подростковая агрессия - чаще всего  следствие общей озлобленности  и пониженного самоуважения в  результате пережитых жизненных  неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили  из спортсекции и т.п.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы авторитарного воспитания, физического подавления, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них - своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считают слабым, а я вот что смогу!

Как отмечается в печати, в настоящее время  наиболее остро встает проблема совершения общественно опасных деяний детьми, не достигшими 14-летнего возраста.

Принятый 24 мая 1996 г. УК Российской Федерации знаменует собой новый этап в уголовной политике в отношении несовершеннолетних. При разработке нового УК были учтены опыт применения прежнего законодательства в этой области, достижения советской науки уголовного права, уголовного законодательства других стран. В новом УК получили дальнейшее развитие принципы виновной ответственности, справедливости, гуманизма. Это проявилось в том, что, во-первых, расширены категории преступлений, за совершение которых возможно применение принудительных мер воспитательного воздействия вместо наказания; во-вторых, произошло дальнейшее смягчение некоторых видов наказания, применяемых к несовершеннолетним (в частности, таких наказаний, как исправительные работы, штраф; кроме того, сокращены сроки давности привлечения к уголовной ответственности, исполнения обвинительного приговора и сроки погашения судимости); в-третьих, в УК впервые указано о необходимости при назначении наказания несовершеннолетнему учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

Информация о работе Виды наказаний несовершеннолетних, особенности наказаний и освобождение от наказаний