Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:12, курсовая работа
Целью данной работы является - исследование особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних.
Для достижения постеленной цели, считаю, целесообразно решить следующие задачи:
1) Исследовать историю развития законодательства, предусматривающего уголовную ответственность несовершеннолетних;
Введение 2
Глава 1. Анализ законодательства, регулирующего уголовную ответственность несовершеннолетних 4
1.1. История развития законодательства, предусматривающего уголовную ответственность несовершеннолетних 4
1.2. Характеристика системы уголовно – правовых мер, в отношении несовершеннолетних, в свете последних изменений 11
Глава 2. Ювенальная юстиция, как специализированная система правосудия в отношении несовершеннолетних 13
2.1. Общая характеристика ювенальной юстиции 13
2.2. Обобщение опыта Ростовской области по созданию модели будущего ювенального суда в России 16
Глава 3. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 20
3.1. Общая характеристика уголовной ответственности несовершеннолетних 20
3.2. Виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним 24
Заключение 31
Библиографический список 34
Выяснение указанных обстоятельств позволяет определить отношение подростка к совершенному преступлению, причины его совершения, случайность это или закономерность и иные факторы, совокупность которых позволяет суду правильно определить судьбу несовершеннолетнего.
Правоприменительная практика показывает, что рассмотрение дел сводится нередко к упрощенной процедуре: вина доказана, назначить наказание. Загруженность судей, их низкий профессиональный уровень, обвинительный уклон, недостаточное финансирование судов - каких только отговорок мы не слышали, а результат - самое большое количество малолетних заключенных, рецидив преступлений, профессиональная преступность.
Сегодня, как показывает статистика, основное наказание для малолетних - условный срок. Взрослые осужденные воспринимают условный срок как «победу», оправдательных приговоров российские суды по-прежнему практически не выносят, они составляют лишь 0,4 процента от общего числа. Несовершеннолетние мгновенно усваивают в силу своей незрелости такое отношение к условному осуждению и оценивают его как безнаказанность. Условное осуждение без комплекса мер социального воздействия специально обученным персоналом не приносит должного эффекта. Рецидив преступлений обусловливает все большее распространение в среде малолетних убийств, изнасилований, грабежей, сбыта наркотиков. В общей структуре преступлений несовершеннолетних 73,6 процента составляют особо тяжкие и тяжкие.
В развитых странах такой комплекс мер называют «программами воспитательного правосудия», рассматривая их как дополняющие традиционные формы правосудия. Повсеместное введение ювенальных судов предлагается Советом при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия. На наш взгляд, Россия в материальном плане не вполне готова к подобному шагу. Создание отдельной коллегии по делам несовершеннолетних потребует 500 миллионов рублей. При каждом суде будет один или несколько судей для рассмотрения дел несовершеннолетних. Затраты реальны для российского бюджета, законопроект готов уже два года, не хватает политической воли для его принятия и реализации. А в это время количество беспризорников и детей, оставшихся без попечения родителей, достигло уровня трех миллионов.
Подводя итог исследованию, мне бы хотелось сделать ряд выводов. Если говорить об уголовной ответственности несовершеннолетних, то следует особое внимание уделить специализированному правосудию. В данной работе исследованию этого вопроса уделено большое внимание. На сегодня между взглядами и подходами, лежащими в основе общей системы правосудия и специализированного правосудия в отношении несовершеннолетних, не существует четких и непреодолимых различий. Разница скорее заключается в том, чему уделяется больше внимания - наказанию правонарушителя или его возвращению в общество. Система ювенальной юстиции ориентирована в первую очередь на социальную реабилитацию молодых людей в обществе. Такой подход сформулирован в ряде важнейших международно-правовых актов, касающихся прав детей и отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
В то же время, как справедливо замечают зарубежные исследователи, политика в области правосудия в отношении несовершеннолетних - это не политика, если она не включает в себя профилактические меры. Профилактика преступлений и правонарушений является одной из важнейших задач и одновременно составным звеном системы правосудия для несовершеннолетних. Зарубежные специалисты высказываются по этому поводу еще более определенно, утверждая, что задача профилактики правонарушений среди несовершеннолетних является, вероятно, самой важной. При этом наиболее эффективной признается ранняя профилактика преступлений, связанная с обеспечением благополучного физического и нравственного развития детей, а также оказанием помощи несовершеннолетним из «группы риска».
Учитывая, что в Российской Федерации
практически отсутствуют
В подростковом возрасте часто встречаются такие явления, как совершение правонарушений и девиантное поведение. Иногда они имеют кратковременный характер, а бывает, что становятся началом «преступной карьеры» или принимают хронический характер. Очень важно отличить одно от другого, проанализировать поведение и социальный статус подростка, изучить его личность и окружение. Однако, кроме этого, необходимо учитывать возраст несовершеннолетнего, его способности, принимать во внимание уровень его развития. И вот здесь уже необходимы более глубокие профессиональные знания других специалистов.
Судам необходимо как можно шире применять к несовершеннолетним преступникам наказание в виде ограничения свободы, которое действительно может сыграть воспитательную роль, быть прочувствовано и осознано подростком.
Уникальных, чудодейственных средств по предупреждению подростковой преступности, перевоспитанию несовершеннолетних осужденных пока не существует. Однако в советский период предпринимались более широкие меры общесоциальной и специальной профилактики преступлений несовершеннолетних, в том числе с участием общественности. К сожалению, за последние годы многое из накопленного позитивного опыта утеряно, а сама концепция профилактики преступности как одно из важнейших направлений внутренней политики государства по поддержанию общественной безопасности и правопорядка оказалась забытой. Считаю целесообразным вернуться к существовавшим ранее и действенным концепциям.
Вместе с тем, профессионализм,
прежде всего судей, а также других
специалистов, вовлеченных в орбиту
работы с несовершеннолетними
В результате исследования, проведенного в рамках настоящей работы можно сформулировать предложение, направленное на дальнейшее совершенствование действующего законодательства в исследуемой области:
Предлагаю изложить п. 5 ст. 88 УК РФ в следующей редакции:
«5. Ограничение свободы
Нормативно – правовые акты:
Учебная и научная литература:
Материалы судебной практики:
1 Российское законодательство Х-XX веков. Законодательство первой половины XIX века. Т. 6. М., 1988. С. 203.
2 Российское законодательство Х-XX веков. Судебная реформа. Т. 8. М., 1991. С. 395.
3 Российское законодательство Х-XX веков. Законодательство эпохи буржуазно-демократической революции. Т. 9. М., 1994. С. 284.
4 СЗ СССР. 1935. N 19.
5 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917-1952 гг. N 7. М., 1953. С. 383, 384.
6 Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда СССР. 1924-1952 гг. С. 17.
7 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), приняты на 96-м пленарном заседании ООН в 1985 г.//Советская юстиция. 1991. N 12. С. 23.
8 Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ (ред. от 07.04.2010) "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) // "Парламентская газета", N 231, 11.12.2003
9 Федеральный закон от 27.12.2009 N 377-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы" (принят ГД ФС РФ 16.12.2009) // "Собрание законодательства РФ", 28.12.2009, N 52 (1 ч.), ст. 6453.
10 Федеральный закон от 05.04.2010 N 48-ФЗ "О внесении изменения в статью 95 Уголовного кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.03.2010) // "Парламентская газета", N 17-18, 09-15.04.2010
11 См.: Титова О.Н., Давыдова О.В. Некоторые особенности расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними // "Вопросы ювенальной юстиции", 2008, N 6. С. 54.