Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:12, курсовая работа
Целью данной работы является - исследование особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних.
Для достижения постеленной цели, считаю, целесообразно решить следующие задачи:
1) Исследовать историю развития законодательства, предусматривающего уголовную ответственность несовершеннолетних;
Введение 2
Глава 1. Анализ законодательства, регулирующего уголовную ответственность несовершеннолетних 4
1.1. История развития законодательства, предусматривающего уголовную ответственность несовершеннолетних 4
1.2. Характеристика системы уголовно – правовых мер, в отношении несовершеннолетних, в свете последних изменений 11
Глава 2. Ювенальная юстиция, как специализированная система правосудия в отношении несовершеннолетних 13
2.1. Общая характеристика ювенальной юстиции 13
2.2. Обобщение опыта Ростовской области по созданию модели будущего ювенального суда в России 16
Глава 3. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 20
3.1. Общая характеристика уголовной ответственности несовершеннолетних 20
3.2. Виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним 24
Заключение 31
Библиографический список 34
Развитие ребенка можно
Государство и общество должны реагировать
на преступления подростков так, чтобы
возвращать их к нормальной жизни
после отбытия наказания
Ежегодно в стране выявляется более 300 тыс. общественно опасных деяний несовершеннолетних, причем 100 тыс. из них совершаются детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. В среднем каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает. Подростки занимаются попрошайничеством, бродяжничеством14.
Каждое девятое преступление в
России совершается
Как правило, у подростка, попавшего в суд, два выхода: условный, но все же срок, либо лишение свободы. Условно осужденные составляют 70-75 процентов, лишенные свободы - 23-24 процента. Сколько же процентов остается на альтернативные наказания? В итоге Россия, как это ни горько, находится среди лидеров по числу несовершеннолетних заключенных в мире: 17 человек на 100 тыс. населения15.
Общемировые гуманные идеи в отношении детской преступности не приживаются в России, формирование особой уголовной политики в отношении несовершеннолетних много лет находится на стадии дискуссий. В царской России действовали специальные суды для несовершеннолетних. Первый появился в 1910 г. в Санкт-Петербурге, затем подобные суды были созданы во всех крупных городах. До учреждения судов для малолетних статистика была такой же неутешительной, как и сегодня. Применялся Закон от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках». Этот закон предусматривал для подростков наказание в виде заключения в тюрьму, хотя и в специально отведенные для них помещения. К несовершеннолетним в возрасте от 17 лет до 21 года (совершеннолетие в дореволюционной России наступало с 21 года) Закон применял каторгу и поселение. В литературе тех времен приводились следующие статистические данные. За период 1898-1907 гг. 4047 несовершеннолетних осуждены к помещению в колонии и 8442 - в тюрьмы и арестные дома.
В 1912 г. в России уже работали суды для несовершеннолетних и ситуация изменилась в лучшую сторону. Судебный процесс именовался так формально: по сути, это была беседа судьи с подростком в присутствии опекунов и попечителей. Не предусматривалось ни судебной защиты, ни обвинительного решения. Основной мерой наказания был попечительский надзор. Существовала возможность подачи апелляционной жалобы в особое отделение мировых судей. Судья, рассматривающий дело единолично, избирался населением судебного округа.
Законодательный процесс в области уголовной политики в отношении несовершеннолетних, по мнению некоторых юристов – практиков, идет в России сегодня со знаком минус. Законодатель не сформулировал новый взгляд на «детский» уголовный процесс как на процедуру воспитательную и охранительную, а нормы международного права, несмотря на постановление Пленума Верховного Суда РФ, пока не закрепились и не работают.
Глава 14 Уголовного кодекса Российской Федерации называется «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».
Употребив слово «особенности», законодатель как бы подчеркивает особый подход к привлечению несовершеннолетних к уголовной ответственности и назначению им наказания в силу социальных, морально-этических и психических факторов. Тем не менее указанная глава отнюдь не является сводом отклонений и отступлений от общих норм УК РФ. Социальная потребность закрепления особого порядка уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних заключается в том, что с учетом особенностей интенсивно развивающейся психики подростка необходимая достаточность уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников может быть достигнута в большинстве случаев применением к ним смягченных или специфичных мер воздействия. Но для того чтобы избежать при этом избыточности репрессии, необходимо в каждом случае детально выяснять особенности уровня развития несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, физическое и психическое состояние, социальный статус.
Уголовное законодательство РФ предусматривает
возможность привлечения к
Современный этап развития российского
общества сопровождается нарастанием
социальных и экономических проблем,
ослаблением института семьи, увеличением
количества разводов и неполных семей,
насилием в семьях и многих других
факторов, оказывающих немалое
В России впервые положение об исправительных приютах, куда должны были помещаться малолетние преступники, было включено в Устав уголовного судопроизводства (1864 г.). То же содержалось и в Уставе о наказаниях, применяемых мировыми судьями, а затем в Уложении 1899 г. и, наконец, в начале 1867 г. были приняты «Правила об исправительных приютах».
Конституция РФ (ст. 38) регламентирует защиту детства со стороны государства. В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ к составной части правовой системы Российской Федерации, регулирующей вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних, относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, такие как Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, и др.
Система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения (правило 5.1 Пекинских правил).
Минимальные пределы возраста уголовной ответственности в разных странах весьма отличны в зависимости от исторических и культурных особенностей. Использование современного подхода заключается в оценке способностей ребенка перенести связанные с уголовной ответственностью моральные и психологические моменты, то есть в определении возможности привлечения к ответственности с учетом индивидуальных особенностей несовершеннолетнего или ее восприятия и понимания им.
Согласно УК РФ нижний возрастной
порог ответственности
Одним из основных предметов доказывания
при производстве по уголовному делу
в отношении
Руководствуясь общими началами назначения наказания, суд, назначая наказание несовершеннолетнему, учитывает также:
1) условия его жизни и воспитания;
2) уровень психического развития, иные особенности личности;
3) влияние
на него старших по возрасту
лиц. В основной массе случаев
на преступление ребенка
Назначение уголовного наказания несовершеннолетним основывается на руководящих принципах, выработанных международным сообществом:
а) меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества;
б) решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса и ограничение должно быть по возможности сведено до минимума;
в) несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия;
г) при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его или ее благополучии должен служить определяющим фактором;
д) помещение несовершеннолетнего в какое-либо исправительное учреждение всегда должно быть крайней мерой, применяемой в течение минимального необходимого срока.
Пленум Верховного Суда РФ рекомендовал,
что суды при рассмотрении уголовных
дел в отношении
В таких случаях судом по ходатайству стороны или по собственной инициативе при наличии оснований для прекращения уголовного дела проводится предварительное слушание16.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» также указывает судам, что при решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним прежде всего следует обсуждать возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы17. Исходя из этого, суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение.
Согласно ст. 61 и 89 УК РФ несовершеннолетие
виновного, само по себе являясь обстоятельством,
смягчающим наказание, должно учитываться
в совокупности с другими смягчающими
и отягчающими
Применяя к несовершеннолетнему нормы об обязательном усилении и смягчении наказания, следует учитывать, что судебная практика отказалась от буквального толкования этих норм, установив определенную последовательность в исчислении размеров и сроков наказаний:
- несовершеннолетним,
совершившим преступление в
- несовершеннолетним
в возрасте до 16 лет, совершившим
особо тяжкие преступления, а
также осужденным
- несовершеннолетним
до 16 лет, осужденным впервые за
совершение преступления
- несовершеннолетним
в возрасте от 16 до 18 лет, осужденным
впервые за преступление
- учитываются положения ч. 6.1 ст. 88 УК о сокращении наполовину низшего предела наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления;
- в случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 УК РФ (п. 6.2 ст. 88 УК);
Как уже отмечалось, при назначении наказания суды должны учитывать условия жизни и воспитания подростка. В этой связи судебная практика учитывает семейную ситуацию, характеристики родителей, то, как складываются отношения между несовершеннолетним, его родителями и близкими, его связи, отношение к учебе (работе), мнения о подростке в учебном заведении, на работе, иные факторы, связанные с условиями жизни.
Уровень психического
развития подростка связан с состоянием
его интеллекта, характера, чувств,
определяющих способность управлять
своим поведением, возможность предвидеть
и правильно оценивать
Иные особенности личности определяются как совокупность потребностей, интересов, взглядов несовершеннолетнего. В частности, необходимо оценивать такие черты личности, как жестокость или способность к сопереживанию, сочувствию, эгоизм, эгоцентризм или альтруизм, нервозность или сдержанность, внешний и внутренний контроль, наличие реальных жизненных планов, привычек, навыков.