Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 13:10, курс лекций
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. Задачи криминологии.
1.Понятие криминологии. 2.Предмет криминологии. 3.Метод криминологии.
4.Система криминологии, ее взаимодействие с другими науками. 5.Задачи
криминологии в настоящее время. 6.История развития отечественной
криминологии.
Правовая база несколько отстает от потребностей правоохранительной практики.
Многие необходимые законы уже приняты, другие, такие как "Закон о борьбе с
коррупцией", "Закон о борьбе с организованной преступностью», в течение
многих лет не могут покинуть стены Федерального Собрания.
Планирование может быть двух видов:
а) стратегическое (ко-торое еще называют программированием), включающее в
себя кон-цептуальные положения развития, формулировку приоритетов, це-лей и
основных задач;
б) текущее, которое содержит перечень меро-приятий, сроков, исполнителей и
источников финансирования. Оба вида могут сочетаться в различных формах.
Постановление Главы администрации Новосибирской области от 01.11.2000 N 960
"О первоочередных мерах
по усилению борьбы с
правопорядка на территории Новосибирской области в 2001 году" (получено по
рассылке)
В настоящее время в России действует "Федеральная целевая программа по
усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 го-ды" // Собрание
законодательства Российской Федерации от 22 марта 1999 г., N 12, ст. 1484.
Это уже третья федеральная программа. Приоритетными на-правлениями этой
программы являются:
- преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности,
борьба с коррупцией;
- противодействие
- меры по борьбе с терроризмом;
- повышение эффективности
раскрытия и расследования
- обеспечение общественного
порядка, профилактика и
правонарушений;
- реформирование уголовно-
- реформирование
- развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью;
- совершенствование правовой
базы правоохранительной
борьбы с преступностью.
Кроме того, в Российской Федерации и в регионах принимают специализированные
программы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, содействия трудовой
занятости осужденных, профилак-тики правонарушений несовершеннолетних и
другие. (В качестве примера можно назвать Указы Президента РФ: «О
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 6
сентября 1993 г. № 1338, «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» от 7
марта 1996 г. № 338 и др.).
Своеобразие "текущего момента" состоит в том, что планы и программы в сфере
борьбы с преступностью составляют грамотно и, можно даже сказать, красиво,
но, они, как правило, не реализуются. Основная причина - недостатки
финансирования. В этих условиях исполнительная власть финансирует планируемые
мероприятия избирательно, а следовательно, приоритеты определяют чиновники.
Все это делает программирование бессмысленным. Пусть программы будут
скромными, но зато реальными. Важнейшие программы должны иметь статус закона
(Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 270 "О Федеральной
целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы"(с
изменениями от 21 декабря 1999 г., 9 февраля 2000 г.)// СЗ РФ от 22 марта
1999 г., N 12, ст. 1484).
Раздел 4. Система программных мероприятий (указанной выше программы),
включает мероприятия по следующим приоритетным направлениям:
1. Развитие правовой, социальной
и организационной основ
правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
2. Предупреждение преступлений.
3. Защита жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан от преступных
посягательств, повышение
эффективности раскрытия и
преступлений.
4. Преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности,
борьба с коррупцией.
5. Противодействие
6. Укрепление материально-
4.2. Предупреждение преступлений.
Основными целями предлагаемых мероприятий является выявление причин и условий
способствующих совершению правонарушений, усиление профилактического
воздействия на криминогенные процессы среди несовершеннолетних, их правовое
воспитание; предупреждение рецидивной преступности; пресечение возможных
фактов политического экстремизма; профилактика бродяжничества и проведение
разъяснительных мероприятий о последствиях наркомании.
Важнейшим разделом таких программ должно стать виктимологическое просвещение.
Чтобы знакомить население с формами и видами самозащиты от преступных
посягательств, можно использовать все возможные средства.
2 Решение двадцать второй
сессии Областного Совета
областной целевой программе координации совместной деятельности администрации
Новосибирской области и правоохранительных органов по усилению борьбы с
преступностью на 2000 год" (Опубликовано не было).
3.Постановление Главы
администрации Новосибирской
"О первоочередных мерах
по усилению борьбы с
правопорядка на территории Новосибирской области в 2001 году"
¦2.16¦Провести на территории области специализированные комплексные операции
"Бродяга", "Вихрь", "Вихрь - Антитеррор", "Сигнал", "Надзор", "Быт".
4. Соглашение между
Республики Татарстан о координации борьбы с преступностью и другими
правонарушениями
5.Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1427 "О Национальном
плане Российской Федерации по реализации Межгосударственной программы
совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных
преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых
Государств на период до 2000 года" // Собрание законодательства Российской
Федерации от 16 декабря 1996 г., N 51, ст. 5800.
6. Приказ МВД РФ от 11 августа 1998 г. N 490 "Об утверждении нормативных
актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений"
4 вопрос. Классификация мер профилактики преступности
Классификация - это систематизированное распределение объектов и явлений на
определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия по
одному или нескольким признакам.
Познавательная ценность классификаций заключается в том, что их знание
позволяет глубже понять и
изучить различные грани
преступлений.
Меры предупреждения преступности могут классифицироваться по различным
основаниям (признакам). Когда в основе классификации лежит совокупность
(сочетание) признаков, образующих некий социальный тип или обособляющих одно
социальное явление от других, речь идет о типологии. Типология - это более
сложный вид классификации.
I.По методу предупредительного воздействия:
1)меры стимулирования (целенаправленное
включение объекта в
полезные связи-отношения );
2)меры ограничения (
отношения).
Это – две взаимосвязанные
стороны предупредительной
II.По механизму воздействия:
1)меры стимулирования (поощрения - предоставление различных благ за
определенные общественно полезные действия);
2)наказания (ответственности
- принудительное лишение
соразмерно совершенному правонарушению, а также причинения лишений и
страданий правонарушителю, с достижением целей общего и специального
предупреждения);
3)восстановления (компенсации
- заглаживание вреда,
восстановление социальной справедливости);
4)безопасности (меры защиты-
т.е. принудительного
физических и деятельности юридических лиц, применяемые при наличии указанных
в законе оснований и имеющие цель предотвращения вредоносного воздействия
источника опасности).
Они отличаются друг от друга по методу, непосредственным целям, основаниям,
содержанию, субъектам и срокам применения.
В уголовном праве Германии "восстановление" наряду с наказанием и мерами
безопасности рассматривается в качестве так называемой “третьей колеи”
уголовно-правового
В реальной жизни более распространены “сплавы” мер предупреждения, в которых
они сочетаются в разных пропорциях. Соединение может быть параллельным
(например кара + меры безопасности
+ возмещение ущерба при
в виде лишения свободы), последовательным (уголовное наказание за умышленное
преступление + запрет на службу в милиции).
III.По объему меры профилактики делятся на общие, особенные и индивидуальные:
•общие профилактические меры направлены на устранение причин и условий
преступности в целом (страна, регион, город, административный участок и
т.д.);
•особенные меры предупреждения адресованы тем или иным группам преступлений
(например, совершаемые н/л, рецидивистами, насильственные, корыстные);
•индивидуальные меры профилактики направлены на устранение либо блокирование
причин и условий конкретного преступления.
IV.По уровню профилактического воздействия меры предупреждения реализуются на:
1)общем;
2)специализированном;
3)индивидуальном уровнях.
Пример, решение проблем занятости населения – это общий уровень социальной
профилактики; система трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения
свободы, – это специализированный уровень социальной профилактики;
трудоустройство освобожденного Петрова – индивидуальная социальная
профилактика.
Пример, существование в России разрешительной системы на огнестрельное оружие
для всех граждан - это общий уровень мер безопасности, особый режим выдачи
лицензий для лиц, ранее судимых - это специальный уровень мер безопасности, а
выдача лицензии конкретному гражданину Иванову – индивидуальный уровень мер
безопасности.
Аналогичным образом обстоит дело с мерами восстановления и наказания.
V.По масштабу меры предупреждения делятся на применяемые:
1)на территории Российской Федерации;
2)субъекта Федерации;
3)города, района, микрорайона,
предприятия,
VI.В зависимости от степени дозволенности:
1)дозволительные меры предупреждения ("разрешено все, что не запрещено " -
меры социальной профилактики);
2)разрешительные (лицензирование, разрешительный порядок, предъявляются
специальные требования к субъекту - соответствующая квалификация, специальная
подготовка, сертификация);
3)запретительные (нельзя, например, охранять свой сад при помощи провода, к
которому подключен электроток высокого напряжения).