Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 13:10, курс лекций
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. Задачи криминологии.
1.Понятие криминологии. 2.Предмет криминологии. 3.Метод криминологии.
4.Система криминологии, ее взаимодействие с другими науками. 5.Задачи
криминологии в настоящее время. 6.История развития отечественной
криминологии.
Меры общего предупреждения преступлений, рассчитаны на неопределенный круг
субъектов (например, относящихся к группе социального риска), а равно
воздействие на криминогенные процессы, явления, обстоятельства, ситуации
социального, демографического, экономического, психологического, правового,
организационного и иного характера. (Мониторинг, правовое воспитание,
криминологическую экспертизу,
минимальные стандарты
порядок координации деятельности по предупреждению преступности, ее
программное и научное обеспечение).
Меры индивидуального предупреждения:
1 постановка на
официальное предостережение; 4 профилактическая помощь; 5 применение мер
гражданско-правового
правового.
Кому оказывается
А)лицам, совершившим преступление:
- освобожденным из
мест лишения свободы
осужденым к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора; освобожденным
от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного или
административного воздействия; осужденным к мерам наказаний, не связанным с
лишением свободы; совершившим общественно опасные деяния до достижения
возраста уголовной
не заключенные под стражу в период следствия;
б)лицам, совершившим административные проступки, ведущим антиобщественный
образ жизни:
- вернувшихся из специальных учебно - воспитательных учреждений; совершившим
правонарушения, влекущие меры общественного воздействия либо
административного взыскания; систематически употребляющим спиртные напитки;
допускающим немедицинское употребление наркотиков или других средств,
влекущих одурманивание; систематически самовольно уходящим из семьи в
возрасте до 16 лет; самовольно уходящим из специальных учебно –
воспитательных учреждений; злостно уклоняющимся от учебы; ведущим иной,
антиобщественный образ жизни;
Тема: Понятие виктимологии, ее задачи. Роль жертвы в механизме преступного
поведения.
1.Становление и развитие виктимологии за рубежом – как учения о жертве
преступления. 2.История отечественной виктимологии. 3.Понятие виктимологии, ее
задачи. 4.Предмет виктимологии. 5.Понятие жертвы. 6.“Вина жертвы” в
механизме индивидуального преступного поведения. 7.Классификация жертв
преступлений. 8. Виктимность и виктимизация, их криминогенное значение.
1 вопрос. Становление и развитие виктимологии за рубежом – как учения о
жертве преступления.
Правовое положение жертвы преступления, ее законные интересы и потребности
очень долгое время традиционно оставались за пределами общественного
внимания. Поскольку механизмы уголовной юстиции веками совершенствовались
лишь в системе отношений "государство – преступник".
Конституционные и процессуальные гарантии законности и объективности
правосудия, регламентация всех следственных и судебных процедур – все это
вместе с принципами гуманности всегда было нацелено прежде всего на
применение к преступнику.
На долю жертвы выпало незавидное положение свидетеля и весьма проблематичная
перспектива возмещения ущерба, причиненного преступлением.
До последнего времени таково было положение дел в сфере отправления
правосудия в разных странах, а те или иные различия в уровне правовой
регламентации статуса жертв преступления не меняли общего представления.
С древних времен жертва привлекала внимание философов и юристов, художников и
писателей (Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»).
Свидетельством тому являются, например, источники римского права,
древнегреческая мифология, богатейшее наследие классиков мировой литературы.
Первыми исследователями темы жертвы преступления являются – А. Фейербах с его
книгой «Документальное изложение знаменитых преступлений» и Ф.Т. Джас – автор
исследования «Убийство и его мотивы».
Зарождение виктимологии как самостоятельного направления современной
криминологии – в буквальном переводе "учение о жертве" – связано с небывалым
взрывом общественного и научного интереса к проблеме жертв преступлений в 40-
х годах ХХ столетия.
Еще 200 лет назад представитель классической школы уголовного права Иеремия
Бентам (современник и
сторонник концепции
Беккариа, автора известной работы «О преступлениях и наказаниях») предлагал
ввести для жертв преступлений компенсацию ущерба с тем, чтобы еще больше
устрашить и наказать преступника.
В 1941 году появляется статья видного немецкого криминолога – Ганса фон
Гентига (1888-1974) – одного из основоположников виктимологии "Замечание по
взаимодействию преступника и жертвы" (находился во время войны в США).
В его работе жертва выступает активным субъектом формирования преступной
мотивации, участвующим, а иногда и инициирующим совершение преступления. Он
указывал на наличие
связи между жертвой и
процессе совершения преступления.
Это явилось зарождением
подхода к обьяснению преступности и ее причин.
Прорыв виктимологических знаний приходится на 1947-1948 гг.; его по праву
связывают с почти одновременным появлением трудов Бенджамина Мендельсона
(родился 23 апреля 1900 г. в Бухаресте; умер 25 января 1998 г. в Иерусалиме)
и Ганса фон Гентига, ныне ставших виктимологической классикой.
Именно Б. Мендельсон 29 марта 1947 года на международном конгрессе
психиаторов в Бухаресте впервые ввел понятие "виктимология", он представил
свой знаменитый доклад "Новые биопсихосоциальные горизонты: виктимология". В
его докладе имеют место основополагающие элементы предмета виктимологии такие
как: жертва, он выделяет типологию жертв в зависимости от степени вины
(абсолютно невиновная жертва (идеальная жертва), жертва с легкой степенью
вины, жертва, соразмерно виновная с посягателем (добровольная жертва), более
виновная жертва (провоцирующие жертвы), совершенно виновная жертва) и вводит
понятия «уголовная чета» (пограничное
между жертвенностью и
«кандидат в жертвы», «жертва провокатор», «индекс жертвенности». Зарубежные
виктимологи едины в том, что основателем виктимологии является Б. Мендельсон
(в отличие от того, что встречается в отечественной литературе), а не Г.
Гентиг, так как он никогда не ставил вопрос о выделении виктимологии в
качестве самостоятельной научной дисциплины, а также не применял понятие
виктимология.
Б. Мендельсон ставил вопрос о необходимости создания виктимологии как
самостоятельной научной дисциплины, считая одной из центральных проблем
оценку "вклада" жертвы в юридически значимые конфликтные ситуации, ее
взаимоотношение с преступником и ее роль в механизме преступления. Им была
предложена схема, определяющая степень виновности поведения жертвы в развитии
опасной ситуации.
В 1948 году в Йельском университете (США) была опубликована научная работа Г.
Гентига "Преступник и его жертва", где впервые были выделены основные понятия
предмета виктимологии: "посягатель – жертва", "латентная жертва", " отношения
между посягателем и жертвой". Он был убежден, что в целом ряде случаев жертва
оказывает воспитательное воздействие
на преступника и завершает
формирования его криминальной мотивации.
Идеи Б. Мендельсона получили определенное развитие в труде крупного
американского криминолога Ф. Вертхама "Картина насилия"(1949г.) в своей
работе, он указывал, что нельзя понять психологию убийцы, не зная и не
понимая, социологию жертвы, что для этого необходима такая наука, как
виктимология.
В 1956 г. была опубликована работа Г. Гентига в шести томах "Преступление";
последний том – "Жертва как элемент окружающего мира" – стал
энциклопедической настольной книгой виктимологов, оказавшей большое
воздействие на дальнейшее формирование виктимологии. Гентиг предлагал особое
внимание уделить
Щвейцарский ученый Генри Элленберг продолжает развитие виктимологических
представлений Г. Гентига об интеракции между преступником и жертвой, говоря о
понятиии «преступник» (посягатель) – «жертва», он различает следующие
ситуации, во-первых, когда субьект в зависимости от обстоятельств может стать
или преступником или жертвой, во-вторых, ситуации, в которых он может
последовательно стать сначала преступником, а затем жертвой (и наоборот) и,
в-третьих, когда он может стать преступником и жертвой одновременно. Большое
внимание им уделяется и девиантному поведению «прирожденной» жертвы,
порождающему виктимологические ситуации. Генри Эленберг также, как и Ганс фон
Гентиг считал, что виктимология должна развиваться в рамках криминологии.
Вернемся к научным воззрениям Б. Мендельсона, который связывал свою концепцию
с созданием "клинической" или "практической" виктимологии, понимая под этим
необходимость создания широкой сети специализированных служб, технологий
социальной поддержки, механизмов компенсационного и реституционного
характера, способствующей оказанию своевременной социальной, материальной,
медицинской и иной помощи жертвам, тем самым смягчая тяжелые последствия
процесса виктимизации.
В 1975 году, появляется книга Б. Мендельсона фундаментальный труд "Общая
виктимология", в котором рассматривал не только жертвы преступлений, но и
жертвы природных катаклизмов, геноцида, этнических конфликтов и войн, тем
самым выводя виктимологию за границы наук криминального цикла. В 1977 году Б.
Мендельсон основал Всемирное виктимологическое общество под эгидой ООН. Под
влиянием концепции широкой трактовки виктимологии Б.Мендельсона Всемирное
виктимологическое общество расширило предмет своей деятельности, активно
помогая, например, жертвам этнической войны в Югославии.
Более детальное и глубокое исследование виктимологических проблем содержится
в работах последователей Г. Гентига и Б. Мендельсона – Г. Элленберга, Р.
Гассера, Х. Нагеля, И. Маттес, С. Шафера, А. Фаттаха, Э. Виано, Г. Шнайдера,
К. Миядзавы, Дж. Фримэна и других видных ученых, чьи труды, опубликованные
60-70-х годах, внесли большой
вклад в формирование
самостоятельной научной дисциплины. Так, в своей статье «Виктимология: что
это такое и каково ее будущее» Абдель Фаттах размышляет о предмете
виктимология, определяя ее как отрасль криминологии, дает расширительное
толкование жертвы, понимая под ней не только физических, но и юридических
лиц, выделяя людей он говорит, что необходимо изучать их биологические,
психологические и социальные характеристики.