Порядок подтверждения трудового стажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 10:48, контрольная работа

Краткое описание

На современном этапе развития общества, каждое государство которое имеет статус правового, стремится к полному и всестороннему соответствию своего законодательства нормам международного права. Особенное место этими нормами отведено социальному обеспечению. Так, в соответствии с международными стандартами, каждый член общества имеет право на социальное обеспечение, на осуществление и поддержания его достоинства для свободного развития его прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Содержание

Введение. 3
1. Общее понятие трудового стажа, его значение и виды. 4
2. Исчисление и подсчет трудового стажа. 11
3. Порядок подтверждения трудового стажа. 14
Заключение. 20
Список используемой литературы. 22

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya--2-.docx

— 51.18 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

МРЦПК

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

 

                                           

Контрольная работа

По предмету правосоциальное обеспечение

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ТРУДОВОГО СТАЖА

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы Юрзу 12 - 1   Хусхаева И. Ю.

Проверил Меринова В. Н

                                                                                

                                                                          

 

 

Иркутск  2014г.

Оглавление

Введение. 3

1. Общее понятие  трудового стажа, его значение  и виды. 4

2. Исчисление  и подсчет трудового стажа. 11

3. Порядок  подтверждения трудового стажа. 14

Заключение. 20

Список используемой литературы. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

На современном  этапе развития общества, каждое государство  которое имеет статус правового, стремится к полному и всестороннему соответствию своего законодательства нормам международного права. Особенное место этими нормами отведено социальному обеспечению. Так, в соответствии с международными стандартами, каждый член общества имеет право на социальное обеспечение, на осуществление и поддержания его достоинства для свободного развития его прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Российская федерация - правовое государство и оно стремится, так или иначе к повышению уровня жизни каждого нуждающегося гражданина. В развитие этого Конституция РФ 1993 года провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой политикой социальное обеспечение выражает одну весьма важную функцию - защитную. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, так как защита их в трудной жизненной ситуации и оказание помощи, при решении различных проблем является основным назначением социального обеспечения. В данной защите особенно нуждаются определенные категории граждан, достигших пенсионного возраста, трудовая деятельность которых протекает в неблагоприятных или вредных для здоровья условиях и др.

Трудовой стаж, во всех его видах, играет большую роль в социальном обеспечении, так как он является основным фактором при определении права на пенсию по старости вообще, на досрочную пенсию и т.д. 

1. Общее понятие трудового стажа,  его значение и виды.

Одним из важнейших  юридических фактов, с которым  законодатель связывает возникновение  большинства правоотношений в сфере  социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно  влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального  обеспечения. Обобщенно трудовой стаж можно определить, как «время трудовой деятельности работника». Такое определение  слишком широкое, оно не раскрывает правовое содержание и целевое назначение данного понятия. В связи с  этим предлагается конкретизировать это определение, указав дополнительные признаки, имеющие юридическое значение.

Таким образом, под  трудовым стажем понимается суммарная  продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой.

Трудовая деятельность может быть различной по своей  природе. Это работа, в связи с выполнением которой граждане подлежат обязательному социальному страхованию. Помимо оплачиваемой трудовой деятельности в трудовой стаж иногда включается и неоплачиваемая трудовая деятельность, например уход за инвалидом I группы, престарелым, за ребенком, а также некоторые другие периоды, которые не относятся к трудовой деятельности.

Трудовой стаж имеет  юридическое значение во многих сферах. Он учитывается при предоставлении оплачиваемых отпусков, занятии определенных должностей и т.д. Однако наибольшее значение, как уже было сказано выше, он имеет в правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения. В одних случаях с ним связывается само право на получение соответствующего материального обеспечения, в других — его размер, в третьих — и то, и другое.

Нормативные правовые акты России придают разное юридическое  значение различным видам трудового стажа, поэтому трудовой стаж как общее понятие, вбирающее в себя признаки всех видов трудового стажа, не имеет самостоятельного юридического значения. Многообразие норм, касающихся трудового стажа, различная их значимость в разных институтах права социального обеспечения позволяют выделить трудовой стаж в самостоятельный, сквозной институт этой отрасли права, тесно связанный с рядом других правовых институтов.

В связи с осуществлением с 1 января 2002 г. кардинальной пенсионной реформы сложилась несколько иная, чем прежде, классификация трудового стажа, существенно изменилось содержание некоторых видов трудового стажа, появились новые его подвиды, изменились также правила исчисления отдельных его видов и их подтверждения.

В недалеком прошлом  трудовой стаж классифицировался на три вида: общий, специальный и непрерывный трудовой стаж. Сравнительно недавно стал выделяться как особый вид трудового стажа страховой стаж, который в свою очередь классифицируется на смешанный (общий) страховой стаж и специальный страховой стаж. С каждым из этих подвидов страхового стажа связаны разные правовые последствия, различается и их содержание.

Трудовой стаж, как  особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную и качественную характеристику. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность; качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.).

Виды трудового  стажа и его характеристики.

В зависимости от качественной и количественной характеристик, и с учетом изменений в пенсионном законодательстве, выделяют следующие виды трудового стажа:

- Страховой стаж.

Страховой трудовой стаж как самостоятельный вид  стажа появился в российской пенсионной системе сравнительно недавно. И  его появление обусловлено в  основном проведением реформирования пенсионной системы и принятию новых  нормативных актов.

Отметим, что основной целью пенсионной реформы является создание механизма, обеспечивающего  соответствие условий предоставления и размеров пенсии объему участия  в социальном страховании каждого  конкретного лица и зависящего от продолжительности страхования  и величины страховых взносов  в Пенсионный фонд РФ путем введения персонифицированного учета уплаты страховых взносов.

Первым шагом  по реализации пенсионной реформы было принятие 1 апреля 1996г. Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного обеспечения". Этим Законом  и был введен в пенсионное законодательство новый термин - "страховой стаж" - суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного  лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Застрахованными считаются  лица, на которых распространяется государственное пенсионное страхование (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства). Все застрахованные лица обязаны пройти регистрацию в органах ПФР и получить страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. С 1 января 1997 г. на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет (ИЛС) с постоянным страховым номером в целях сбора и хранения информации, необходимой для пенсионного обеспечения.

Сведения о лицах, работающих по трудовому договору, представляют работодатели. Лица, занятые  предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица и самостоятельно уплачивающие страховые  взносы, обязаны сами сообщить органам  ПФР необходимую информацию.

При обращении лица за назначением пенсии продолжительность  страхового стажа будет определяться на основании сведений индивидуального  лицевого счета.

В более позднем  законе — Законе «Об основах обязательного социального страхования в РФ» страховой стаж определяется как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

Содержание страхового трудового стажа впоследствии было расширено Федеральным законом  от 21 июля 1997 г. «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Согласно этому Закону, помимо периодов трудовой деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, учитывались периоды работы военной и приравненной к ней службы, период творческой деятельности, выплаты пособия по безработице, временной нетрудоспособности, и инвалидности 1,2 групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, период пребывания в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дела.

С 1 января 2002 г. страховому стажу придается, можно сказать, первостепенное значение, и он назван в Законе о трудовых пенсиях несколько иначе — не страховым трудовым стажем, а страховым стажем. Выпало слово «трудовой». Это не случайно , ведь страховой стаж можно приобрести не работая, но уплачивая страховые взносы.

- Общий трудовой  стаж.

Ранее действовавшее  пенсионное законодательство определяло общий трудовой стаж, как суммарную  продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, с учетом которой устанавливалась  пенсия по старости, а в соответствующих  случаях пенсия по инвалидности и  пенсия по случаю потери кормильца. С  изменением законодательство произошло  как изменение в содержании общего трудового стажа, так и в его  значении. Теперь общий трудовой стаж юридически безразличен для установления пенсии по старости. Для назначения такой пенсии необходим соответствующий  страховой стаж, о котором говорилось выше. То же касается и двух других пенсий. Причем для их назначения не требуется  даже страховой стаж, необходим лишь факт выполнения работы в качестве застрахованного.

Общий трудовой стаж имеет юридическое значение при  оценке пенсионных прав граждан, приобретенных  ими по состоянию на 1 января 2002 г. Значит, он юридически безразличен  для граждан, которые начали трудовую деятельность позднее указанной  даты. Большинство наших соотечественников  приступило к трудовой деятельности до 1 января 2002 г., и, следовательно, их пенсионные права будут оцениваться с  учетом общего трудового стажа. С  1 января 2002 г. изменилось содержание общего трудового стажа. Оно совсем иное. В целях оценки пенсионных прав застрахованных граждан под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном порядке. С  1 января 2002 г. изменилось содержание общего трудового стажа. Оно совсем иное. В целях оценки пенсионных прав застрахованных граждан под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном порядке

- Стаж на определенных  видах работ.

Юридическое значение стажа на соответствующих видах  работ заключается в том, что  он является основным юридическим фактом при определении права на пенсию по старости на льготных основаниях в  связи с особыми условиями  труда

В ранее действовавшем  пенсионном законодательстве стаж на соответствующих видах работ  определялся как суммарная продолжительность  определенной трудовой деятельности и  носил название специальный трудовой стаж. С учетом такой деятельности устанавливалась пенсия по старости в связи с особыми условиями  труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

В настоящее время  стаж на соответствующих видах работ  — это суммарная продолжительность  трудовой или иной общественно полезной деятельности, которая протекала  либо в особых условиях труда, либо в определенной местности (в районах  Крайнего I Севера и приравненных к  ним местностях) или на определенной территории (на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению), с чем законодательство связывает определенные правовые последствия.

Действующее российское законодательство выделяет несколько  видов специального трудового стажа:

1. стаж работы  на соответствующих видах работ,  который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом о трудовых пенсиях;

2. стаж государственной  службы,  который дает право  на пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

3. военная выслуга  лет,  которая дает право на  пенсионное обеспечение в соответствии с Законом о пенсиях для военнослужащих.

- Непрерывный  трудовой стаж.

Непрерывный трудовой стаж  — продолжительность непрерывной  трудовой деятельности у одного работодателя или у двух или более работодателей, если при переходе с одного места работы на другое стаж не прерывался в соответствии с Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию. Условия, характер работы и местность, где она выполнялась, при исчислении непрерывного трудового стажа значения не имеют.

Данный вид трудового  стажа имел до недавнего времени  юридическое значение в обеспечении работающих граждан одним видом пособия — пособием по временной нетрудоспособности. С учетом непрерывного трудового стажа определялся лишь размер пособия, но не право на него.

Информация о работе Порядок подтверждения трудового стажа