Предмет и задачи криминологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 17:38, доклад

Краткое описание

Название науки «криминология» образовано от двух слов: латинского crimen (преступление) и греческого logos (учение). Впервые термин «криминология», означавший самостоятельную науку, употребили итальянские исследователи Топинард и Гарофало, которые в 1885 году опубликовали монографию под аналогичным названием.
Предмет отечественной криминологии включает в себя четыре составные части:
а) преступность, как социальное и уголовно-правовое явление;
б) личность преступника, как совокупность социальных, социально-психологических свойств лица, совершившего преступление;

Вложенные файлы: 1 файл

КРИМИНОЛОГИЯ.docx

— 160.18 Кб (Скачать файл)

2) Хотя криминализация  деяний действительно в какой-то  мере является клеймом, без нее  обойтись совсем нельзя, т.к. необходимо  строго ограничить круг преступных  деяний, на которые необходимо  воздействовать специфическими  мерами отличными от мер воздействия  на другие виды социально отклоняющегося  поведения.

3) Система уголовной юстиции  действительно доказала свою  низкую эффективность. Однако сравнение  статистических данных о рецидивной  преступности осужденных, попавших  в места лишения свободы, с  данными рецидивной преступности  лиц, к которым применен институт  пробации, связанный с мерами  некарательного воздействия, показало, что меры некарательного воздействия не обладают большой эффективностью, т.к. уровень рецидивной преступности в указанных случаях примерно является одинаковым.

4) Полная реализация теории  стигматизации на практике привела  бы общество к невозможности  выработки какой-либо программы  предупреждения преступности.

 

51.Концепции предупреждения преступности в США и странах Западной Европы.

Криминологи западных стран предпочитают вести речь не о предупреждении преступности как социального явления, а лишь о ее ограничении, о сдерживающем воздействии на конкретные криминогенные факторы и обстоятельства.

В странах-членах Европейского Союза выделяют два уровня предупреждения преступлений:

1) Социальное предупреждение - направлено на изменение неблагоприятных условий формирования личности человека.

2) Ситуационное предупреждение - исходит из того, что отдельные категории преступных деяний совершаются при определенных обстоятельствах, в определенное время и определенных местах (уличные драки у увеселительных заведений, изнасилования в парках, скверах и т.д.).

В ФРГ выделяют первичную, вторичную и третичную превенцию:

1) Первичная превенция направлена на преодоление дефицита социальности и позитивного правосознания как главной причины преступлений.

2) Вторичная превенция осуществляется полицейскими органами и связана с правовыми средствами удержания от преступлений.

3) Третичная превенция - это те профилактические меры и средства, которые применяются в процессе наказания и ресоциализации преступников.

В США существует три модели превентивной деятельности:

1) Модель общественных  учреждений;

2) Модель безопасности  индивидуума;

3) Модель воздействия через  окружающую среду.

На федеральном и местном уровнях реализуются программы предупреждения преступлений. В некоторых штатах участие граждан в укреплении правопорядка позволило снизить количество ограблений на 30%. Здесь используется вознаграждение за информацию, имеющую оперативно-профилактическое значение.

В Канаде широко практикуется участие граждан в патрулировании.

В Великобритании разработаны минимальные стандарты криминальной безопасности, широко используется привлечение населения к сотрудничеству с полицией (патрулирование, дежурство в наиболее криминогенных районах).

Одним из наиболее востребованных является виктимологическое направление предупреждения преступлений. Реализуются программы защиты потерпевших и свидетелей по уголовным делам, сформировались ассоциации потерпевших от преступлений.

В практике предупреждения преступности в последние годы достаточно популярными становятся меры, связанные с реформой полицейской системы и использованием достижений науки.

Главной задачей полиции является активная деятельность по предупреждению преступлений, а не реагирование на сообщения о происшествиях. Главный акцент стал делаться на демонстрацию присутствия полицейских в жилых районах.

Значительную роль в повышении эффективности предупреждения преступлений играет использование достижений науки. Особенно перспективными признаются: применение лазерной и другой оптической техники в целях контроля за движением транспорта, наркотиков, оружия и т.д.; усовершенствование методик составления социально-психологического портрета преступника по характерным признакам преступления и обстановке на месте его совершения; повышение уровня информационного обеспечения предотвращения и пресечения преступлений.

 

52.Понятие и система мер предупреждения преступности.

Предупреждение преступности - многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию детерминант преступности (причин, условий, факторов).

К общим принципам предупреждения преступности относятся: принцип законности, принцип гуманизма, принцип социальной справедливости, принцип социальной и экономической обоснованности и др. К специальным принципам предупреждения преступности можно отнести следующие: обеспечение комплексности предупреждения преступности, принцип сочетания индивидуального и группового подходов в предупреждении преступности, принцип дифференциации и др.

Деятельность по предупреждению преступности представляет собой определенную систему, состоящую из:

1) Мер предупреждения преступности;

2) Объектов предупредительного  воздействия.

3) Субъектов предупреждения  преступности.

В криминологической литературе предлагаются различные классификации мер предупреждения преступности:

1) В зависимости от целевого назначения следует различать:

а) общие меры предупреждения преступности - направлены, прежде всего, на реализацию задач общесоциального характера (улучшение условий жизнедеятельности людей, нейтрализация «фоновых» явлений) и являются выражением повседневной деятельности многих социальных институтов.

б) специальные меры предупреждения преступности - являются более оперативными, непосредственно воздействуют на преступность и ее причины, быстрее дают видимый профилактический эффект:

- специальные меры, реализация  которых основана на нормах уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права;

- специально-криминологические  меры.

2) По объему и направленности применения выделяют:

а) общие меры - направлены на выявление, ослабление либо нейтрализацию детерминант преступности (причин, условий, факторов). Эти меры ориентированы на охват индивидуально неопределенного круга объектов воздействия.

б) особенные меры - осуществляются в рамках групп ситуаций или лиц, выделенных по определенным признакам.

в) индивидуальные меры - представляют собой конкретизацию общесоциальных и специальных предупредительных мер в отношении отдельных лиц:

- раннее предупреждение - предполагает специальное воздействие на личность до совершения правонарушения.

- непосредственное предупреждение - направлено на правонарушителей.

- предупреждение рецидива - осуществляется в отношении лиц, которые уже совершили преступления.

3) По своему масштабу меры предупреждения можно разделить на общегосударственные, региональные, местные.

4) По своему содержанию меры предупреждения преступности могут быть социально-экономического, правового, организационного, демографического, технического характера.

 

53.Объект предупреждения преступности.

Криминологи, исследующие различные аспекты предупреждения преступности, показывают широкий круг явлений, относимых ими к объекту предупреждения преступности. Вместе с тем практически все исследователи отмечают главное свойство этих явлений, позволяющее отнести их к объекту предупреждения преступности, под которым понимается их криминогенность.

Криминогенность - способность явлений находится в прямой или опосредованной причинно-следственной связи с преступностью.

Исходя из свойства криминогенности, под объектом предупреждения преступности следует понимать:

1) негативные социальные явления и процессы в материальной или духовной жизни общества, которые выступают в виде причин, условий или факторов преступности.

2) негативные, с точки зрения  общественной безопасности, места концентрации лиц с преступным или социально-отклоняющимся поведением. Такими местами могут быть отдельные участки местности (скверы, парки, кладбища и т.д.), помещения (квартиры, гаражи, заброшенные постройки и т.д.), которые способствуют воспроизводству и формированию социально-негативных связей между людьми.

3) преступные, криминогенные, антиобщественные и другие социальные группы, которые в процессе своей жизнедеятельности воспроизводят детерминанты преступности.

4) лица, совершившие преступления, и лица с допреступными формами социально-отклоняющегося поведения, поскольку такое поведение при определенных условиях может перерасти в преступное.

 

54.Субъекты предупреждения преступности. Общая характеристика.

Субъектами предупреждения преступности следует считать государственные органы, негосударственные организации, коллективы, социальные группы и отдельных граждан, которые осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах деятельность по реализации мер предупреждения преступности и наделены в этой связи определенными правами и обязанностями.

Особенностью деятельности указанных субъектов являются их способность воздействовать на то, что составляет объект предупреждения преступности: детерминанты преступности, места концентрации лиц с социально-отклоняющимся правонарушающим и преступным поведением, социальные группы и личности, воспроизводящие преступность.

В криминологической литературе приводятся различные классификации субъектов предупредительной деятельности.

1) По месту в государственной и общественной системе субъекты предупреждения могут быть классифицированы следующим образом:

- государственные (федеральные и субъектов Федерации) и муниципальные;

- неправительственные (негосударственные и немуниципальные), в том числе коммерческие и некоммерческие, общественные объединения и специализированные формирования;

- граждане.

2) Исследователи выделяют специализированные субъекты, для которых предупреждение является основной задачей и неспециализированные, для которых задачи предупреждения преступности производны от основных.

Очевидно, что субъектами общесоциального предупреждения преступности являются все институты гражданского общества, государство в целом. Что же касается специально-криминологического предупреждения, то исследователи выделяют ряд конкретных субъектов как государственных, так и негосударственных, специализированных и неспециализированных, которые различаются и по другим признакам.

К специализированным субъектам предупреждения преступности, для которых функция предупреждения является основной либо профилирующей относятся как государственные, так и негосударственные субъекты. Среди государственных – ведущее место принадлежит органам уголовной юстиции.

К неспециализированным государственным субъектам относятся органы законодательной и исполнительной власти, органы государственного контроля (например, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба и др.), органы местного самоуправления, особенно в масштабе района, города. Среди других неспециализированных субъектов можно выделить общественные объединения и формирования. Кроме того, субъектами индивидуального предупреждения могут выступать семья, трудовые и учебные коллективы.

 

55.Деятельность прокуратуры по предупреждению преступности.

Среди органов уголовной юстиции, осуществляющих деятельность по предупреждению преступности, особое место занимает прокуратура. Большое значение в предупреждении преступности имеют следующие виды деятельности прокуратуры:

- осуществление прокурорского  надзора;

- участие в судебном  рассмотрении уголовных дел;

- рассмотрение и разрешение  поступивших в прокуратуру заявлений, жалоб, обращений;

- координация деятельности  субъектов предупреждения преступности;

- участие в правотворческой  деятельности;

- участие в правовой  пропаганде.

Прокуратура выполняет предупредительные функции:

1) в процессе решения своих основных задач. Осуществляя общий надзор за исполнителем законов органами местной власти и управления, юридическими лицами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами, прокуратура обязана восстанавливать нарушенную законность, используя для этого предусмотренные в законе формы: опротестовывать незаконные решения; выдавать предложения по устранению нарушений закона; возбуждать в отношении нарушителей законности дисциплинарное, административное или уголовное производство; выносить предостережение о недопустимости нарушения закона.

Осуществляя надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурор в необходимых случаях побуждает конкретных должностных лиц к установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления и принятию мер по их устранению.

Предупреждение рецидивной преступности достигается в процессе осуществления надзора за исполнением законов в местах лишения свободы, в других органах, исполняющих наказание и меры, их заменяющие (меры уголовно-правового воздействия), а также осуществляющих контроль и социальную адаптацию лиц, отбывших наказание.

2) в деятельности следственных подразделений прокуратуры, поскольку следователи по конкретным уголовным делам должны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления и выносить представления об их устранении в соответствующие организации и должностным лицам.

3) осуществляя обязанность  по координации деятельности правоохранительных органов в предупреждении преступности.

4) принимая участие в правотворческой деятельности. В соответствии с действующим законодательством прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней, предлагая об отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Информация о работе Предмет и задачи криминологии