Предмет и задачи криминологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 17:38, доклад

Краткое описание

Название науки «криминология» образовано от двух слов: латинского crimen (преступление) и греческого logos (учение). Впервые термин «криминология», означавший самостоятельную науку, употребили итальянские исследователи Топинард и Гарофало, которые в 1885 году опубликовали монографию под аналогичным названием.
Предмет отечественной криминологии включает в себя четыре составные части:
а) преступность, как социальное и уголовно-правовое явление;
б) личность преступника, как совокупность социальных, социально-психологических свойств лица, совершившего преступление;

Вложенные файлы: 1 файл

КРИМИНОЛОГИЯ.docx

— 160.18 Кб (Скачать файл)

5) путем осуществления правовой пропаганды среди населения, которая основывается на анализе результата в деятельности прокуратуры и других правоохранительных органов.

 

56.Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступности.

Органы внутренних дел являются одним из основных субъектов предупреждения преступности в системе правоохранительных органов.

Многие формы, методы предупредительной деятельности различных подразделений органов внутренних дел в значительной мере совпадают. Вместе с тем каждое подразделение занимается своим направлением в предупреждении преступности.

1) Важная роль в предупреждении  преступности принадлежит подразделениям криминальной милиции и, прежде всего, аппаратам уголовного розыска.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» предупреждение преступлений является одной из основных задач уголовного розыска.

Наибольшее профилактическое значение в деятельности уголовного розыска имеют следующие направления:

- оперативно-розыскные мероприятия;

- выявление причин и  условий конкретных преступлений, их устранение;

- работа с лицами, состоящими  на оперативном учете (воспитательные  беседы, помощь в бытовом и  трудовом устройстве и др.);

- работа с группами, состоящими  на оперативном учете;

- работа с гражданами, оказывающими содействие уголовному  розыску в осуществлении оперативно-розыскной  деятельности;

- участие работников УР  в правовой пропаганде среди  граждан

В предупреждении экономических преступлений важную роль играет подразделение борьбы с экономическими преступлениями.

2) Органы дознания и предварительного следствия осуществляют деятельность по предупреждению преступности, руководствуясь установленным в законе положением об обязательном рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, строгом соблюдении установленных в законе сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях.

Важнейшим направлением в предупреждении преступлений следственных аппаратов и подразделений дознания является выявление ими причин и условий, способствовавших совершению преступлений, внесение в соответствующие государственные органы, общественные объединения, должностным лицам представления о принятии мер по их устранению.

3) Большая роль в предупреждении  преступности принадлежит подразделениям милиции общественной безопасности:

- службе участковых инспекторов. Основные усилия участковых инспекторов  должны быть направлены на  индивидуально-профилактическую работу  с лицами, склонными к правонарушениям, на укрепление связей с населением;

- подразделениям патрульно-постовой  службы (предупреждение преступлений  на постах и маршрутах патрулирования);

- подразделениям лицензионно-разрешительной  службы (выдают организациям, предприятиям  и учреждениям разрешение на  приобретение, хранение и перевозку  огнестрельного оружия, боеприпасов  к нему, взрывчатых материалов);

- подразделениям государственной  инспекции безопасности дорожного  движения;

- подразделениям вневедомственной  охраны;

- подразделениям по делам  несовершеннолетних (проводят индивидуальную  профилактическую работу с несовершеннолетними, с их родителями или законными  представителями; осуществляют в  пределах своей компетенции меры  по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск и др.).

 

57.Правовые основы деятельности субъектов предупреждения преступности.

В настоящее время процесс предупреждения преступности не имеет самостоятельной правовой базы. Он представляет собой совокупность разных законов и иных нормативно-правовых актов, в которых наряду с определением полномочий соответствующих субъектов деятельности по охране правопорядка, закреплены и соответствующие предупредительные функции.

Для данного вида социальной практики огромное значение имеет в целом позитивное регулирование правом нормального хода общественной жизни. Право способствует реализации антикриминогенного потенциала общества в целом и отдельных его институтов.

1) Огромное значение в  этом процессе отводится нормам международного права. К ним, прежде всего, относятся Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью.

2) Базисное значение для  правового обеспечения предупреждения  преступности имеет ряд положений Конституции РФ. Так, ст. 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства по их соблюдению и защите.

3) Значение уголовного права для правового регулирования предупреждения преступности определяется, прежде всего, тем, что его нормами определен круг деяний, запрещенных под угрозой уголовной ответственности, что именно уголовный закон определяет объем и структуру преступности и любые его изменения ведут к изменениям в преступности.

3) Практически весь процесс  исполнения наказаний, который регулируется  нормами уголовно-исполнительного законодательства, способствует предупреждению преступности.

4) Значение уголовно-процессуального законодательства для правового регулирования предупреждения преступности определяется, прежде всего, тем, что оно ставит соответствующую задачу перед всем уголовным судопроизводством.

5) Важную роль в правовом  регулировании предупреждения преступности  играют нормы административного права. К ним, прежде всего, относятся нормы, регламентирующие основания и порядок осуществления мер административного предупреждения, пресечения, наказания.

Нормы рассмотренных отраслей права несут основную нагрузку по правовому обеспечению процесса предупреждения преступности в нашей стране. Однако сам характер предупредительной деятельности таков, что в ней находят применение нормы не только тех отраслей права, которые непосредственно нацелены на предупреждение преступности, но и ряд других отраслей прав. Это нормы гражданского, семейного, а также нормы трудового, финансового, земельного и других отраслей права.

Кроме того, на правовое регулирование предупреждения преступности большое влияние оказывают законы и нормативные акты, направленные на защиту граждан Российской Федерации от преступности. К ним, прежде всего, относятся: ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних», Указы Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», «О милиции общественной безопасности» и др.

К правовой основе предупреждения преступности нужно отнести и Федеральные целевые программы по усилению борьбы с преступностью.

 

58.Деятельность негосударственных формирований по предупреждению преступности.

В условиях дальнейшей демократизации общества многократно возрастает роль и значение общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в укреплении законности, усилении охраны прав личности, воспитании людей в духе уважения к закону.

Участвующие в предупреждении преступлений общественные организации, самодеятельные добровольные формирования, исходя из территориального масштаба их деятельности, места, которое занимает предупредительная работа в числе их основных задач, функций и компетенции, можно разделить на три основные группы:

1) массовые общественные организации, действующие на основе уставов и положений (политические партии и молодежные формирования, профсоюзы, кооперативные объединения, общественные и религиозные организации и фонды);

2) общественность, участвующая в деятельности государственных, представительных и правоохранительных органов (комиссии по борьбе с пьянством, по делам несовершеннолетних и защите их прав, внештатные сотрудники милиции и общественные помощники следователей, частные детективные и охранные предприятия);

3) органы, организации, отдельные представители местной общественной самодеятельности (общественные объединения правоохранительной направленности, добровольные народные дружины, общественные воспитатели, общественные пункты охраны порядка).

Первая группа общественных организаций осуществляет главным образом меры общего предупреждения преступлений (социально-экономические, культурно-воспитательные и т.д.). Главная их задача - раннее предупреждение антиобщественных проявлений.

Вторая, действуя на основе положений, утвержденных актами высшей государственной власти, а также на основе ведомственных нормативных актов, реализует меры общего и индивидуального предупреждения преступлений.

Третья группа формирований общественности наиболее многообразна и менее упорядочена. Она занимается непосредственно общей и индивидуальной профилактикой правонарушений либо организацией общественной деятельности самодеятельных формирований по предупреждению антиобщественных проявлений.

Предупредительная деятельность общественных организаций, как правило, включает проведение следующих мероприятий:

- участие в текущем  и перспективном планировании  предупредительной деятельности;

- использование мер общественного  воздействия в отношении лиц  с отклоняющимся поведением;

- выявление криминогенно  опасных очагов семейно-бытовых  конфликтов и принятие мер  к их устранению;

- проведение индивидуальных  и групповых бесед, осуществление  общественного контроля за поведением лиц, склонных к совершению преступлений;

- проведение рейдов, патрулирования  в общественных местах в целях  предупреждения и пресечения  преступных и иных антиобщественных  проявлений.

 

59.География преступности

Территориальное распределение преступности в России к началу XXI века характеризовалось следующими тенденциями[61]:

  • В 1986—1989 годах наблюдался рост преступности в городах и посёлках городского типа, при этом удельный вес городской преступности составлял 68%, а городского населения — 73% (1986), вследствие чего коэффициент городской преступности был существенно ниже, чем сельской.
  • В период реформ сельская преступность росла быстрее, чем городская, увеличивался её удельный вес в общем числе преступлений (1994 г. — 26,1%, 1996 г. — 28,2%, 1998 г. — 29,1%).
  • Городская преступность концентрировалась в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, областные центры).

Наблюдаются значительные различия в коэффициентах преступности по различным субъектам РФ. Так, в 1999 году коэффициент преступности в Курганской области составлял 4703 на 100 тыс. населения в возрасте 14 лет и старше, а в Республике Дагестан — 966, т. е. в 7 раз меньше. Такое различие коэффициентов, по мнению криминологов, объясняется высокой латентностью отдельных видов преступности в отдельных регионах. Указывается, что зарегистрированные данные о региональной преступности отражают в основном распространенность общеуголовной преступности[62]. Отмечается также, что низкий уровень преступности всеверокавказских республиках связан со слабым социальным контролем: тяжкие преступления регистрируются несколько полнее, в результате чего в 2000 году коэффициент убийств по стране в целом составлял 21,9 деяний на 100 тыс. жителей, а в Чечне — 63,2[63].

Коэффициенты преступности в федеральных округах различаются не так сильно (менее чем в два раза). Самые высокие показатели преступности в 1997—2001 годах отмечались в Дальневосточном и Уральском федеральных округах, самые низкие — вЦентральном округе (см. таблицу):

Число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения от 14 лет и старше (Кф) в федеральных округах России в 1997—2001, 2005 гг.[63][64]

Округа

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2005 г.

Дальневосточный

2701

2767

3126

2999

2992

2905

Сибирский

2558

2676

3026

2890

2907

2883

Уральский

2393

2640

3204

3076

3064

3373

Северо-Западный

2230

2433

2795

2635

2583

2375

Приволжский

1740

1870

2275

2201

2263

2642

Южный

1652

1783

1974

1964

1918

1447

Центральный

1507

1608

1823

1890

1904

2077


 

География преступности. Общая характеристика преступности в Сибирском Федеральном округе.

Россия, имея громадную территорию (17075,4 тыс. км2) и достаточно большое население (143,7 млн. человек), остается одной из крупнейших мировых держав.

Сведения о территориальном распределении преступности в России формируется на основе данных первичного учета преступлений и лиц, их совершивших по месту совершения преступлений, затем обобщаются в официальной отчетности органов уголовной юстиции районов, городов, областей, краев, республик, федеральных округов и Российской Федерации в целом.

Федеральные округа, находящиеся к востоку от Урала, значительно опережают по уровню преступности другие федеральные округа. Вместе с тем отметим, что в каждом федеральном округе есть свои «лидеры», т.е. регионы с наиболее высоким коэффициентом преступности. Так, в Центральном федеральном округе – это Ярославская область, в Северо-Западном – Калининградская, в Южном – Астраханская, Приволжском – Пермская, в Сибирском – Иркутская, в Дальневосточном – Еврейская автономная область и Хабаровский край.

Информация о работе Предмет и задачи криминологии