Развитие криминологии как науки: истоки, этапы становления. Дискуссии о самостоятельности криминологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 18:41, контрольная работа

Краткое описание

Значение достигнутого всегда лучше осознается, когда увидишь, с чего все начиналось. Это касается социального опыта, вообще истории научного знания. Относится это и к криминологии, которая исходя из своего предмета, исследует становление, движение, развитие криминологической мысли. Данную науку интересует далеко не описание накапливаемых сведений, без которых, разумеется, она невозможна, но опыт криминологического знания, обобщение пути, пройденного ею. Не может быть квалифицированного знатока криминологии без добротного знания ее истории - знание не просто различных точек зрения, концепций, теорий, не просто критического усвоения их для страховки себя от односторонности или от повторения уже совершенных ошибок, но которое является целостным, помогающим движению вперед, к новым высотам

Содержание

Введение 3
Глава 1. Развитие криминологии как науки: истоки, этапы становления 5
Глава 2. Дискуссии о самостоятельности криминологии как науки 17
Заключение 30
Список используемых нормативно – правовых актов и литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

доделанная криминология.docx

— 54.23 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса, гр. ЮЗС-101

Васюкова  Александра Юрьевна

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Криминология»

 

На тему: «Развитие криминологии как науки: истоки, этапы становления. Дискуссии о самостоятельности криминологии как науки»

 

 

 

 

 

 

Проверила: Писаревская Е.А.

.

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Развитие криминологии как науки: истоки, этапы становления 5

Глава  2. Дискуссии о самостоятельности криминологии как науки 17

Заключение 30

Список используемых нормативно –  правовых актов и литературы 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Значение  достигнутого всегда лучше осознается, когда увидишь, с чего все начиналось. Это касается социального опыта, вообще истории научного знания. Относится  это и к криминологии, которая  исходя из своего предмета, исследует  становление, движение, развитие криминологической  мысли.   Данную науку интересует далеко не описание накапливаемых сведений, без которых, разумеется, она невозможна, но опыт криминологического знания, обобщение пути, пройденного ею. Не может быть квалифицированного знатока криминологии без добротного знания ее истории - знание не просто различных точек зрения, концепций, теорий, не просто критического усвоения их для страховки себя от односторонности или от повторения уже совершенных ошибок, но которое является целостным, помогающим движению вперед, к новым высотам. Познание истории криминологии способствует осмыслению не только происшедшего, но и происходящего, творческому развитию теории. При этом обязательно должна быть выдержана связь с практикой. Поэтому квалифицированный знаток криминологии должен быть образован, как говорится, и исторически, знать историю криминологии. Это дает ему право именоваться поистине юристом - исследователем, хорошо знающим историю, современное состояние и перспективы развития изучаемой нами криминологии. 

Современная криминология далеко ушла от своего первоначального  образа. Когда мы думаем о том  большом пути, который она прошла, о трудностях, которые пришлось преодолеть всем, кто создавал эту науку, особенно первопроходцам, то перед нашим мысленным  взором встают факты, события, люди, личности огромной духовной силы. Вспоминая  об этом, можно назвать много ярких  талантов, проявивших себя в различных  сферах общественно-политической и  научной мысли. Ясно ведь, что современная  криминология возникла не на пустом месте, что она в известной мере, не может быть ориентирована на предшествующую научную мысль и традицию. 

Обращаясь к богатому социально-историческому  опыту прошлого, мы получаем дополнительную возможность для адекватного  понимания современной криминологии и проблем, решаемых данной отраслью знания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие криминологии как науки: истоки, этапы становления.

 

Криминология  – учение о преступлении. Однако фактическое содержание науки криминология гораздо сложнее и многоаспектнее.

В частности, криминология изучает не только закономерности отдельных преступлений, индивидуального  преступного поведения, но и преступности как массового преступного поведения. В последнем случае речь идет об одном из наиболее сложных социальных явлений. Тем не менее греческие философы высказывали мысли о причинах преступности, и Платон, например, считал одной из существенных причин преступности недостаточное воспитание (Drapkin 1983). В эпоху христианского Средневековья господствовало такое представление о преступлении и наказании (его в наиболее точной форме выразил юрист Бенедикт Карпцов (1595-1666)), что преступление - это не только противоправное нарушение норм, установленных государством, но и неизменно грех перед Богом, совращение души дьяволом. Государственное же наказание необходимо, ибо так хочет Бог. За такое понимание смысла наказания выступал и Фома Аквинский (1225-1274), и Мартин Лютер (1483-1546). Это был важнейший принцип христианского миропонимания в эпоху Средневековья. Считалось, что наказание отводит гнев Божий от страны и она тем самым получает "прощение" за случившееся в ней греховное событие. Для достижения преступником вечного блаженства решающим моментом было то, что его страдания при наказании примиряют его с Богом.

Разумеется, пока правонарушение рассматривалось  как прегрешение перед Богом  и как одержимость дьяволом, ни о какой криминологии, серьезно размышляющей о возникновении и предотвращении преступности, не могло быть и речи. Правда, Томас Мор (1478-1535), заметивший, что , несмотря на жестокую практику наказаний, в его время преступность не снижалась, а росла, выдвинул в своей книге "Утопия" (1516) мнение, что причины  преступности заложены в самом обществе. Но эта точка зрения оставалась, пожалуй, единственной, так как представление о наказании в эпоху Средневековья основывалось на внеземном объяснении сущности самого преступления, не связывалось с обстоятельствами места и времени и считалось не зависящим от человеческого рассудка. Только с развитием рационализма перед людьми открылись духовные и социальные просторы, необходимые для того, чтобы подойти реально и критически к таким явлениям, как конформизм, отклоняющееся поведение и преступность.

Историю криминологии можно разбить на три  эпохи:

- классическая  школа;

- позитивистская  школа;

- криминология  новейшего времени (с середины  ХХ века).

Согласно  канонам классической школы, интеллект  и рассудок являются основополагающими  признаками человека; это фундамент, на котором строится любое объяснение его индивидуального и общественного  поведения. Человек сам контролирует свою судьбу в соответствии со своей  свободной волей. И разумный ответ  общества на преступление сводится к  увеличению цены, которую преступник должен заплатить, а стало быть, и к уменьшению его «полезности». Индивидуум, поставленный перед таким выбором, должен при рассудочном подходе вести себя конформистски.

Позитивистская  школа не разделяет этого оптимизма: поведение человека определяется многими  физическими (телесными), психическими и социальными факторами, которые  не поддаются его контролю. И задача криминологии состоит в том, чтобы  изучать психические, физические и  социальные черты преступника. Позитивисты  хотели со своей доброжелательностью  заставить человека быть добродетельным, профессионально полезным обществу и дисциплинированным. Если классическая школа обращала основное внимание на деяние, а еще раньше на вину, то позитивистская школа устремляет его на преступника, на его судьбу и его опасность  для общества. И если классическая школа ориентирована на защиту интересов правового государства, то позитивистская - на исправление преступника.

Современная школа криминологии открыла для  себя новое направление в изучении реакции общества на отклоняющееся  поведение и преступность, обратилась к исследованию потерпевшего (как  феномена) и социального контроля. Теперь уже к причинам преступлений подходят не только с точки зрения статистики, они понимаются скорее как социальный процесс, в котором  задействованы и преступник, и  потерпевший (жертва), и общество.

В то же время исследуются и процессы в обществе, в силу которых поведение  людей и сами люди определяются как  преступные. В той же степени, в  какой современная криминология интересуется поведением лиц, называемых преступниками, она изучает и  поведение тех, кто определяет других как преступников (то есть сотрудников  правоохранительных органов) Здесь  можно найти объяснение и тому факту, что возникла необходимость  преподавания этой дисциплины в нашем  институте, т.к. военнослужащие пограничных  войск в рамках своей деятельности, отчасти, выполняют некоторые правоохранительные функции. Современная криминология открыла феномен потерпевшего (жертвы), а также функции формального  и неформального контроля со стороны  общества, которые были критически оценены не только с точки зрения их роли в сдерживании преступности, но и в их поддерживающих преступность влиянии. Нынешние криминологи трактуют понятия «преступник» и «преступность» как относящиеся и к поведению и к личности, видят свою задачу в том, чтобы проанализировать те социальные процессы, вследствие которых становиться возможным использовать подобное клише. Помимо этих основных течений и параллельно с ними существовали и иные школы. Приведенная выше классификация является одной из многих и в настоящее время вопрос о ней продолжает оставаться спорным.

Перейдем  к рассмотрению каждого из этих подходов в отдельности.

 

Классическая  школа.

 

Классической  эта школа в криминологии называется потому, что в ее рамках впервые  сложилась относительно полная система  воззрений в области криминологии. Точно так же мы называем греческий  и латынь классическими языками, поскольку это были языки, на которых  впервые получила адекватное выражение  абстрактная мысль. Воззрения этой школы были направлены против несуразностей  и непоследовательностей существовавшей тогда практики уголовного правосудия, в отправление которого судьи  вносили свои собственные предубеждения. Результатом были жестокие наказания, свидетельствовавшие не о правом суде, а о мести.

Начало серьезным  изменениям в сложившейся к тому времени правовой системе положила работа Чезаре Беккариа (1738-1794) "О  преступлениях и наказаниях. Тоненькая  брошюрка 26-летнего итальянского юриста была издана в 1764 году и принесла ему  мировую известность. Она была переведена на французский, немецкий, английский, голландский, польский, испанский, русский  и греческий языки, а затем  выдержала более 60-ти изданий. Из этой работы были почерпнуты многие идеи знаменитого  Французского уголовного кодекса 1791 года. Сразу же после выхода перевода этой работы в Англии была начата работа по кодификации английского уголовного права, которая была завершена к 1800 году.

Беккариа  полагал, что совершение преступления - это вопрос свободной воли, что  люди ищут приятных ощущений и стремятся  избегать неприятных, что наказание  устрашает, что уголовные законы должны широко обнародоваться в интересах  однообразия и устрашения и что  с детьми и душевнобольными нельзя обращаться как с преступниками. Принципы, рекомендованные Беккариа, сводились к следующему:

1) Основой социальной деятельности должна быть утилитарная концепция наибольшего благополучия для наибольшего числа людей;

2) Преступление должно рассматриваться как ущерб для общества;

3) Предупреждение преступности значительно важнее наказания, а это означает, что закон должен доводиться до сведения каждого, чтобы каждый знал, что соблюдение закона вознаграждается, а нарушение влечет за собой ответственность;

4) Тайные обвинения и пытки должны быть заменены гуманными и быстрыми судебными процедурами, и дача показаний против соучастников в расчете на снисхождение есть "публичное удостоверение предательства", а потому должна быть упразднена;

5) Цель наказания - удержание людей от совершения преступлений, а не социальная месть;

6) Тюремное заключение следует применять значительно шире, но содержание в тюрьме нужно улучшить.

Большой вклад  в разработку классической школы  внес английский юрист Джон Говард (1726-1790). Он выступал за права человека и за улучшение жизненных условий  заключенных, причем не только в своей  стране и на всем европейском континенте. Значительное влияние на реформу уголовного права Англии оказал Иеремия Бентам (1748-1832). Его идея о felicifik calculus, то есть о том, что человек стремиться получить максимальное удовольствие и испытать минимальные страдания, стала центральной для уголовного права того времени. Под влиянием этой школы, впервые в Англии, было определено понятие «невменяемость», известное теперь как «правило, Мак-Натена» (по имени преступника, застрелившего секретаря премьер-министра Пила в 1843 году, признанного судом сумасшедшим).

Нельзя  не вспомнить немецкого юриста П.А.Фейербаха (1775-1833), который заложил основу уголовно-правовой теории психического принуждения или  психического устрашения как цели наказания, придав мирской характер строгому учению Канта о наказании ради наказания. Вместе с тем он возражал против карающего наказания. Фейербах значительно  содействовал реформе германского  уголовного права. Он выступал за публичность  всех правовых процедур, видя в этом способ предупреждения преступности. В Соединенных Штатах основоположником идей классической школы считается Эдвард Ливингстон (1764-1836). Он занимался кодификацией права, особенно уголовного.

Суммируя  изложенное, можно сказать, что классическая школа криминологии отказалась от господствовавших ранее представлениях о сверхъестественных силах и «воле господней» как о началах, определяющих поведение человека, включая и преступное поведение, и заменила все это концепцией свободной воли человека и его умысла. Последующее развитие криминологии было основано на идее свободной воли; произошла замена принципов наказания, в основе которых лежали мотивы мести, закрепленными в праве принципами рационального наказания, соответствующего серьезности содеянного.

 

Позитивистская  школа.

 

Самим своим  названием позитивистская школа  указывает на стремление заменить отвлеченные  рассуждения и философствование юридическими выводами и наблюдениями, основанными на серьезных доказательствах. От концепции свободной воли классического  направления позитивистская школа  переходит к "причинности" преступления. Позитивисты не разделяют идеи об индивидуальной ответственности, умысле, свободной воле и развивают мысль  о некарательной социальной реакции  на преступление.

Информация о работе Развитие криминологии как науки: истоки, этапы становления. Дискуссии о самостоятельности криминологии как науки