Развитие криминологии как науки: истоки, этапы становления. Дискуссии о самостоятельности криминологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 18:41, контрольная работа

Краткое описание

Значение достигнутого всегда лучше осознается, когда увидишь, с чего все начиналось. Это касается социального опыта, вообще истории научного знания. Относится это и к криминологии, которая исходя из своего предмета, исследует становление, движение, развитие криминологической мысли. Данную науку интересует далеко не описание накапливаемых сведений, без которых, разумеется, она невозможна, но опыт криминологического знания, обобщение пути, пройденного ею. Не может быть квалифицированного знатока криминологии без добротного знания ее истории - знание не просто различных точек зрения, концепций, теорий, не просто критического усвоения их для страховки себя от односторонности или от повторения уже совершенных ошибок, но которое является целостным, помогающим движению вперед, к новым высотам

Содержание

Введение 3
Глава 1. Развитие криминологии как науки: истоки, этапы становления 5
Глава 2. Дискуссии о самостоятельности криминологии как науки 17
Заключение 30
Список используемых нормативно – правовых актов и литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

доделанная криминология.docx

— 54.23 Кб (Скачать файл)

Родоначальник позитивистской школы Чезаре Ломброзо, опубликовавший в 1876 году свою работу "Преступный человек", на основании  своих наблюдений пришел к выводу о том, что поведение причинно обусловлено и что типичного  преступника можно идентифицировать по конкретным физическим характеристикам, таким, например, как скошенный лоб, удлиненные или, наоборот, неразвитые мочки ушей, крупный подбородок, складки лица, чрезмерная волосатость  или облысение, чрезмерная или притупленная чувствительность к боли. Более тщательное изучение физических характеристик заключенных в итальянских тюрьмах укрепило Ломброзо в его позиции. Он разработал классификацию преступников, ставшую весьма популярной. Она включала следующие типы: прирожденные преступники; душевнобольные преступники; преступники по страсти, к которым относятся также политические маньяки; случайные преступники. К последнему типу Ломброзо относил и псевдопреступников, которые не представляют опасности и действия которых направлены на защиту своей чести или своего существования, равно как и привычных преступников, совершающих преступления ввиду неблагоприятных факторов окружения, и преступников, занимающих в силу своей дегенеративности промежуточное положение между прирожденными преступниками и законопослушными людьми. В плане применения этой теории на практике, по данным Ломброзо получалось, что одна треть заключенных - это лица, обладающие атавистическими чертами, сближающими их с дикарями или даже с животными; другая треть - это пограничный биологический вид и, наконец, последняя треть - это случайные правонарушители, которые, видимо, никогда больше не совершат преступлений. Хотя классификация Ломброзо не выдержала проверки временем, его объективный подход и научные приемы положили начало применению более строгих методов в криминологии. Основная мысль Ломброзо заключается в том, что причина - это «цепь взаимосвязанных причин». В 1878 году Энрико Ферри (ученик Ломброзо) опубликовал свою работу «Теория невменяемости и отрицание свободной воли». Отталкиваясь от идеи своего учителя о биологических основах причинности, он вместе с тем уделил большое внимание взаимодействию социальных, экономических и политических факторов. Ферри полагал, что государство должно стать тем основным инструментом, при помощи которого можно добиться улучшения условий жизни людей.

Рафаэелло Гарофало также был учеником Ломброзо. И он отрицал учение о свободной  воле и придерживался мнения, что  преступление может быть объяснено  при условии, если оно изучается  научными методами. Он попытался сформулировать социологическое понятие преступности, в соответствии с которым преступными признавались деяния, которые ни одно цивилизованное общество не может расценить иначе и которые караются уголовным наказанием. Эти деяния Гарофало рассматривал как "естественные преступления" и относил к ним правонарушения, противоречащие двум главным альтруистическим чувствам людей - честности и состраданию. Преступления,- считал он, - это аморальный поступок, наносящий ущерб обществу. Гарофало сформулировал правила адаптации и устранения тех, кто не может приспособиться к условиям социально-естественной селекции.

Он предлагал:

1. Лишать  жизни тех, чьи преступные деяния  проистекают из неустранимых  психических аномалий, делающих  их неспособными к жизни в  обществе;

2. Частично  устранять или подвергать длительному  заключению тех, кто способен  только к образу жизни кочевников  и примитивных племен;

3. Принудительно исправлять тех, у кого недостаточно развиты альтруистические чувства, но кто совершил преступления при чрезвычайном стечении обстоятельств и вряд ли когда-либо повторит их снова.

Чарльз Б. Горинг (1870-1919), врач королевской тюрьмы в Англии, заручившись поддержкой Карла Пирсона, видного статистика, разработавшего целый ряд статистических понятий, и среди них коэффициент  корреляции, провел исчерпывающее исследование физических типов заключенных в  Англии. В 1913 году он опубликовал свою работу «Заключенные в Англии», выводы которой были диаметрально противоположны утверждениям Ломброзо. В результате ломброзианское учение о физических типах преступников было почти забыто. Но вклад Ломброзо в развитие криминологии, а именно, внесение в нее объективного научного метода исследования, остается тем не менее весьма важным.

Французский ученый-юрист Г.Тард, считал, что  всякому поведению, включая и  преступное, обучаются. Обе его работы, «Законы подражания» и «Философия наказания», вышли в 1890 году в Париже. В отличие от биологического подхода Ломброзо к объяснению преступности Тард предлагал понятия «подражание» и «обучение». Преступников он называл своего рода «социальным экскрементам». Он полагал, что юридические диспозиции должны строиться скорее на психологической основе, чем на посылке о равных наказаниях за равные преступления, которую он считал несправедливой и упрощенческой. Функция суда, по его мнению, должна сводиться к установлению виновности или невиновности обвиняемого, а степень его ответственности должна определять специальная врачебная комиссия.

 

Американская  школа.

 

На американскую криминологическую школу, придерживающуюся социологических причин преступности и тесно связанную с позитивистской школой, сильное влияние оказали  такие мыслители Х1Х века, как, в частности, бельгийский математик  А.Ж.Кетле (1796-1874). Кетле считается  основоположником социальной статистики и первым криминологом социологического направления. Основываясь на анализе  преступности и состояние морали во Франции, проведенном им в 1836 году, Кетле пришел к выводу, что совершению преступлений способствуют такие факторы, как климат, возраст, пол и время  года. По его мнению, общество само готовит  преступление, а человек, виновный в  его совершении, - это лишь инструмент, при помощи которого оно совершается. На формирование американской криминологической школы так же оказали большое влияние И.Рей (психиатр, работавший в конце Х1Х века в области диагностики расстройств и обращения с душевнобольными преступниками); английский журналист и социолог Генри Мэйхью (1812-1887), проведший различие между профессиональными преступниками и случайными правонарушителями; Джон Хэвиленд (1792-1852), архитектор, автор проекта радиальной (звездообразной) тюрьмы, выступивший с предложениями по реорганизации тюрем; Ганс Гросс (1847-1915), разработавший научные основы расследования преступлений (в Австрии), опубликовавший в 1883 году работу "Руководство для следователей", которая стала настольной книгой криминалистов всего мира и фактически превративший криминалистику в прикладную науку. Были в американской школе и направления по изучению физических особенностей людей (параллельно работам Ломброзо), но особо подчеркивались такие факторы, как дегенеративность и строение тела. Ими также рассматривались и вопросы вырождения семей.

Возникновение американской школы, выделяющей явно социологический  подход в криминологии, ученые относят  примерно к 1914 году. Еще в 1908 году Морис  Парамеле указывал, что социологи  больше, чем кто бы то ни было, сделали  для развития криминологии в Соединенных  Штатах, в результате чего криминология стала (и остается до сих пор) подразделом  социологии в американских университетах.

 

Школа социальной защиты.

 

Эта школа, по мнению одних ученых (например, Германом Маннхеймом), является третьей после  классической и позитивистской направлением в криминологии, а, по мнению других - дальнейшим развитием позитивистской теории. Теоретически основы доктрины "социальной защиты" развивались  постепенно. Энрико Ферри - представитель  позитивистской школы - впервые употребил  этот термин. Первое серьезное признание  она получила в 1943 году, когда Филлипо  Граматика создал в Венеции Центр  исследования социальной защиты. Первая международная конференция по вопросам социальной защиты была проведена в 1947 году в Сан-Ремо, вторая - в 1949 году в Льеже. В 1948 году была создана Комиссия социальной защиты при Организации  Объединенных Наций.

Основное  внимание эта теория уделяет:

1) личности  правонарушителя;

2) уголовному  праву;

3) изменению  окружения в целях его совершенствования,  а стало быть, и предупреждения  преступности.

Американский  криминолог Марк Ансель считает эту  теорию своего рода мятежом против позитивистского подхода в криминологии, точно так же как позитивизм был  мятежом против классической школы. Доктрина социальной защиты выступает  против принципов мщения и воздаяния, считая, что преступление затрагивает  и индивида и общество и что  поэтому проблемы, связанные с  преступлением, не исчерпываются осуждением и наказанием правонарушителя. Основные позиции этой школы могут быть представлены следующим образом:

1.Доктрина  социальной защиты исходит из  положения, что средства борьбы  с преступностью должны рассматриваться  как средства защиты общества, а не наказания индивида.

2.Метод  социальной защиты включает в  себя нейтрализацию правонарушителя  путем либо его удаления и  изоляции от общества, либо применения  к нему исправительных и воспитательных  мер.

3.Уголовная  политика на основе социальной  защиты должна ориентироваться  в большей степени на индивидуальное, чем на общее предупреждение  преступности, то есть должна  быть направлена на ресоциализацию  правонарушителя.

4.Подобная  направленность делает необходимой  все большую "гуманизацию"  нового уголовного закона, которая  предполагает восстановление у  правонарушителя чувства уверенности  в себе и чувства ответственности  наряду с развитием правильных  ценностных ориентаций.

5.Процесс  гуманизации системы уголовной  юстиции подразумевает также  научное осмысление явления преступности  и личности правонарушителя.

Основой доктрины социальной защиты является исключение наказания как такового. Делу защиты общества с большим успехом  могут служить перевоспитание и  социализация правонарушителя, чем кара и возмездие.

Правонарушитель - биологическое и социальное существо, которое обучается поведению  и в процессе социальной адаптации  может сталкиваться с различными эмоциональными проблемами. Его личность должна быть подвергнута научному изучению, и ему следует оказывать помощь в социальной адаптации. Эта теория не использует такие юридические  фикции, как mens rea (вина) или умысел. Направление социальной защиты отличается от позитивистской школы тем, что вновь вводит право в криминологическую мысль. Однако это не значит, что оно возвращается к теориям классической школы, поскольку право в теории социальной защиты включает в себя положения, ориентированные на учет личности правонарушителя, а не на серьезность совершенного им преступления. Интересно отметить, что наибольший вклад в развитие теории социальной защиты внесен европейскими учеными, тогда как многие из провозглашенных этой теорией принципов нашли практическое воплощение главным образом на американском континенте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дискуссии о самостоятельности криминологии как науки

 

Возрождение в начале 60-х годов советской  криминологии вызвало дискуссию  о предмете этой науки, ее соотношении  с уголовным правом, месте в  системе общественных наук, которая  не прекращается и по настоящее время.

В ходе дискуссии  наметилось несколько принципиальных позиций по рассматриваемому вопросу. Сторонники одной из них утверждают, что криминология — составная  часть, раздел науки уголовного права. Предметом изучения последней наряду с нормами уголовного законодательства, явлениями реальной общественной жизни, опосредуемыми, этими нормами, применением уголовно-правовых норм в судебно-следственной практике и т. п., являются также преступность, ее причины и меры профилактики. Криминология — лишь частный случай применения метода конкретно-социологического исследования в науке уголовного права1, т. е. применение этого метода к изучению группы проблем (преступность, ее причины и предупреждение), входящих в предмет уголовного права. Выделение же криминологии в самостоятельную юридическую науку приведет к тому, что уголовное право превратится в. догматическую науку, замкнутую в кругу юридических понятий, ограничивающуюся только юридическим анализом норм уголовного законодательства в отрыве от конкретной действительности2.

Согласно  другой позиции криминология является самостоятельной юридической наукой, хотя и «отпочковавшейся» от уголовного права.

При этом самостоятельность криминологии доказывается своеобразием предмета изучения (преступность и ее предупреждение), который не укладывается в рамки уголовного права, и методами этого изучения. Правовой же характер криминологии аргументируется  тем, что криминология основные свои понятия черпает из уголовного права, которое в известной мере определяет пределы криминологических исследований3.

Близким к этому является утверждение, что  криминология — самостоятельная  юридическая наука, находящаяся  на стыке социологии и права, имеющая  комплексный характер, изучающая  явления, регулируемые не только правом, но и другими социальными нормами.

Наконец, в литературе высказаны также  соображения в пользу рассмотрения криминологии как направления социологической  науки, тесно связанного с уголовным  правом и многими другими общественными  науками4.

Мне представляется правильной позиция тех ученых, которые  выводят криминологию за рамки правовых наук. Правда, юридические науки, как  относящиеся к разряду общественных (социальных) наук, также можно включать в социологию, понимая ее в широком  смысле как совокупность общественных наук, ибо буквально термин «социология» означает «учение об обществе». «Социология на любом ее уровне всегда выясняет социальный генезис, социальное место и социальные функции того или иного общественного явления»5. Право же является одним из необходимых средств, обеспечивающих функционирование современного социалистического общества, развитие социальной системы в целом и всех составляющих ее подсистем6. Поэтому изучение права и его функций также является социологическим.

Однако  специфика предмета изучения выделяет правовые науки из числа других общественных наук. Юридические науки изучают  право как систему общеобязательных норм, закономерности его возникновения, развития и функционирования в обществе. Изучая право как явление общественной жизни, юридические науки исследуют не только правовую форму—систему, источники и нор мы права, правовые институты в их логической взаимосвязи, но и содержание права как воли господствующего класса в его социальной обусловленности, и социальную эффективность права как регулятора общественных отношений. При этом частнонаучные методы юридических социальных исследований различны. Наряду с традиционными — логическим, историческим, сравнительным методами все более широко применяются в правовых исследованиях методы конкретной социологии, математики, кибернетики и др. Однако во всех случаях предметом исследования остается правовая система как регулятор общественных отношений, ее социальная обусловленность и эффективность. Задачей правовой науки является изучение и совершенствование действующего права в интересах его правильного применения и эффективного отправления им своей социальной функции. Строго говоря, фактические общественные отношения, регулируемые (охраняемые) правом, не являются в полном своем объеме предметом изучения юридических наук. Это дело социологии в целом. Например, семья как ячейка общества, как социальная группа—это предает изучения одного из направлений в социологической науке — социологии семьи, в число основных проблем которой входят: структура и функции семьи, тенденции развития, ее место в социальной структуре, межличностные отношения в семье и т. д. Некоторые аспекты семейно-брачных отношений регулируются семейным правом, поэтому наука гражданского права изучает правовую форму этих отношений. Но поскольку правовая форма должна соответствовать своему содержанию и оказывать на него обратное эффективное воздействие, наука обращается к изучению этих аспектов реальных семейно-брачных отношений опять-таки с позиции соответствия или несоответствия правовой формы данной реальности. Здесь как раз и наблюдается стык правовых и социологических (в узком смысле) исследований, когда последние частично включаются в правовые. Так же соотносятся науки трудового права и социология труда, изучающая социальные аспекты трудовой деятельности и закономерности функционирования трудовых коллективов. Имея в виду эти общие положения, можно обратиться непосредственно к соотношению уголовного права и криминологии.

Информация о работе Развитие криминологии как науки: истоки, этапы становления. Дискуссии о самостоятельности криминологии как науки