Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 18:41, контрольная работа
Значение достигнутого всегда лучше осознается, когда увидишь, с чего все начиналось. Это касается социального опыта, вообще истории научного знания. Относится это и к криминологии, которая исходя из своего предмета, исследует становление, движение, развитие криминологической мысли. Данную науку интересует далеко не описание накапливаемых сведений, без которых, разумеется, она невозможна, но опыт криминологического знания, обобщение пути, пройденного ею. Не может быть квалифицированного знатока криминологии без добротного знания ее истории - знание не просто различных точек зрения, концепций, теорий, не просто критического усвоения их для страховки себя от односторонности или от повторения уже совершенных ошибок, но которое является целостным, помогающим движению вперед, к новым высотам
Введение 3
Глава 1. Развитие криминологии как науки: истоки, этапы становления 5
Глава 2. Дискуссии о самостоятельности криминологии как науки 17
Заключение 30
Список используемых нормативно – правовых актов и литературы 32
Родоначальник
позитивистской школы Чезаре Ломброзо,
опубликовавший в 1876 году свою работу
"Преступный человек", на основании
своих наблюдений пришел к выводу
о том, что поведение причинно
обусловлено и что типичного
преступника можно
Рафаэелло Гарофало также был учеником Ломброзо. И он отрицал учение о свободной воле и придерживался мнения, что преступление может быть объяснено при условии, если оно изучается научными методами. Он попытался сформулировать социологическое понятие преступности, в соответствии с которым преступными признавались деяния, которые ни одно цивилизованное общество не может расценить иначе и которые караются уголовным наказанием. Эти деяния Гарофало рассматривал как "естественные преступления" и относил к ним правонарушения, противоречащие двум главным альтруистическим чувствам людей - честности и состраданию. Преступления,- считал он, - это аморальный поступок, наносящий ущерб обществу. Гарофало сформулировал правила адаптации и устранения тех, кто не может приспособиться к условиям социально-естественной селекции.
Он предлагал:
1. Лишать
жизни тех, чьи преступные
2. Частично
устранять или подвергать
3. Принудительно исправлять тех, у кого недостаточно развиты альтруистические чувства, но кто совершил преступления при чрезвычайном стечении обстоятельств и вряд ли когда-либо повторит их снова.
Чарльз Б. Горинг (1870-1919), врач королевской тюрьмы в Англии, заручившись поддержкой Карла Пирсона, видного статистика, разработавшего целый ряд статистических понятий, и среди них коэффициент корреляции, провел исчерпывающее исследование физических типов заключенных в Англии. В 1913 году он опубликовал свою работу «Заключенные в Англии», выводы которой были диаметрально противоположны утверждениям Ломброзо. В результате ломброзианское учение о физических типах преступников было почти забыто. Но вклад Ломброзо в развитие криминологии, а именно, внесение в нее объективного научного метода исследования, остается тем не менее весьма важным.
Французский ученый-юрист Г.Тард, считал, что всякому поведению, включая и преступное, обучаются. Обе его работы, «Законы подражания» и «Философия наказания», вышли в 1890 году в Париже. В отличие от биологического подхода Ломброзо к объяснению преступности Тард предлагал понятия «подражание» и «обучение». Преступников он называл своего рода «социальным экскрементам». Он полагал, что юридические диспозиции должны строиться скорее на психологической основе, чем на посылке о равных наказаниях за равные преступления, которую он считал несправедливой и упрощенческой. Функция суда, по его мнению, должна сводиться к установлению виновности или невиновности обвиняемого, а степень его ответственности должна определять специальная врачебная комиссия.
Американская школа.
На американскую
криминологическую школу, придерживающуюся
социологических причин преступности
и тесно связанную с
Возникновение американской школы, выделяющей явно социологический подход в криминологии, ученые относят примерно к 1914 году. Еще в 1908 году Морис Парамеле указывал, что социологи больше, чем кто бы то ни было, сделали для развития криминологии в Соединенных Штатах, в результате чего криминология стала (и остается до сих пор) подразделом социологии в американских университетах.
Школа социальной защиты.
Эта школа, по мнению одних ученых (например, Германом Маннхеймом), является третьей после классической и позитивистской направлением в криминологии, а, по мнению других - дальнейшим развитием позитивистской теории. Теоретически основы доктрины "социальной защиты" развивались постепенно. Энрико Ферри - представитель позитивистской школы - впервые употребил этот термин. Первое серьезное признание она получила в 1943 году, когда Филлипо Граматика создал в Венеции Центр исследования социальной защиты. Первая международная конференция по вопросам социальной защиты была проведена в 1947 году в Сан-Ремо, вторая - в 1949 году в Льеже. В 1948 году была создана Комиссия социальной защиты при Организации Объединенных Наций.
Основное внимание эта теория уделяет:
1) личности правонарушителя;
2) уголовному праву;
3) изменению
окружения в целях его
Американский
криминолог Марк Ансель считает эту
теорию своего рода мятежом против
позитивистского подхода в
1.Доктрина
социальной защиты исходит из
положения, что средства
2.Метод
социальной защиты включает в
себя нейтрализацию
3.Уголовная
политика на основе социальной
защиты должна ориентироваться
в большей степени на
4.Подобная
направленность делает
5.Процесс
гуманизации системы уголовной
юстиции подразумевает также
научное осмысление явления
Основой доктрины социальной защиты является исключение наказания как такового. Делу защиты общества с большим успехом могут служить перевоспитание и социализация правонарушителя, чем кара и возмездие.
Правонарушитель - биологическое и социальное существо, которое обучается поведению и в процессе социальной адаптации может сталкиваться с различными эмоциональными проблемами. Его личность должна быть подвергнута научному изучению, и ему следует оказывать помощь в социальной адаптации. Эта теория не использует такие юридические фикции, как mens rea (вина) или умысел. Направление социальной защиты отличается от позитивистской школы тем, что вновь вводит право в криминологическую мысль. Однако это не значит, что оно возвращается к теориям классической школы, поскольку право в теории социальной защиты включает в себя положения, ориентированные на учет личности правонарушителя, а не на серьезность совершенного им преступления. Интересно отметить, что наибольший вклад в развитие теории социальной защиты внесен европейскими учеными, тогда как многие из провозглашенных этой теорией принципов нашли практическое воплощение главным образом на американском континенте.
Дискуссии
о самостоятельности
Возрождение в начале 60-х годов советской криминологии вызвало дискуссию о предмете этой науки, ее соотношении с уголовным правом, месте в системе общественных наук, которая не прекращается и по настоящее время.
В ходе дискуссии наметилось несколько принципиальных позиций по рассматриваемому вопросу. Сторонники одной из них утверждают, что криминология — составная часть, раздел науки уголовного права. Предметом изучения последней наряду с нормами уголовного законодательства, явлениями реальной общественной жизни, опосредуемыми, этими нормами, применением уголовно-правовых норм в судебно-следственной практике и т. п., являются также преступность, ее причины и меры профилактики. Криминология — лишь частный случай применения метода конкретно-социологического исследования в науке уголовного права1, т. е. применение этого метода к изучению группы проблем (преступность, ее причины и предупреждение), входящих в предмет уголовного права. Выделение же криминологии в самостоятельную юридическую науку приведет к тому, что уголовное право превратится в. догматическую науку, замкнутую в кругу юридических понятий, ограничивающуюся только юридическим анализом норм уголовного законодательства в отрыве от конкретной действительности2.
Согласно
другой позиции криминология является
самостоятельной юридической
При этом самостоятельность криминологии доказывается своеобразием предмета изучения (преступность и ее предупреждение), который не укладывается в рамки уголовного права, и методами этого изучения. Правовой же характер криминологии аргументируется тем, что криминология основные свои понятия черпает из уголовного права, которое в известной мере определяет пределы криминологических исследований3.
Близким к этому является утверждение, что криминология — самостоятельная юридическая наука, находящаяся на стыке социологии и права, имеющая комплексный характер, изучающая явления, регулируемые не только правом, но и другими социальными нормами.
Наконец,
в литературе высказаны также
соображения в пользу рассмотрения
криминологии как направления
Мне представляется
правильной позиция тех ученых, которые
выводят криминологию за рамки правовых
наук. Правда, юридические науки, как
относящиеся к разряду
Однако
специфика предмета изучения выделяет
правовые науки из числа других общественных
наук. Юридические науки изучают
право как систему