Анализ состояния муниципального управления в сфере культуры на примере –города Владивостока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. В начале третьего тысячелетия процессы стремительных изменений, происходящие в жизни российского общества, не смогли не повлиять и на такую область жизни, как культура. Новые вызовы времени выдвинули в качестве абсолютного национального приоритета развитие человека и привели к необходимости провести анализ достигнутого, чтобы определить перспективные направления развития культуры.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические и методологические основы муниципального управления в сфере культуры
1.1 Культура как объект управления
1.2 Вызовы времени и ценности культуры
1.3 Государственная, региональная и муниципальная политика в сфере культуры
Глава 2 Анализ состояния муниципального управления в сфере культуры на примере –города Владивостока
2.1 Анализ социо-культурной ситуации
2.2 Цель, принципы, приоритетные направления, механизмы развития сферы культуры
2.3 Приоритетные направления развития сферы культуры в молодежной политике в соответствии с концепцией "Развитие культуры Приморского края на 2013 - 2017 годы".


Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Моя Курсовая.docx

— 58.52 Кб (Скачать файл)

Ответственность государства за культурное развитие в условиях общественной трансформации не отменяется, внимание же переносится на законодательное регулирование культурной жизни.

Культурная политика (в широком смысле слова) - система постоянно возобновляющихся взаимодействий государственной и муниципальной власти, негосударственных структур, личностей или социальных групп по вопросам культурного развития общества.

Государственная культурная политика - это совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Важная задача государства - с позиций видения стратегических путей, по которым движется культура,- создать условия для развития культурных процессов и, включив организационно - финансовые и законодательные рычаги, способствовать тому, чтобы облечь культурный интерес масс в подлинную культурную форму, постоянно повышать уровень культурного предложения, «переводить» потребителей на новый качественный культурный уровень.

К полномочиям федерального уровня власти относится определение государственной политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности государственных учреждений и организаций культуры, разработка и реализация федеральных программ, обеспечение условий для развития национальных культур РФ, ведение статистики культуры, деятельность по преодолению монополии в области культуры.

Одним из приоритетных направлений культурной политики российского государства является сохранение и трансляция потенциала культурного наследия.

Культурное наследие - это нравственный и духовный опыт, накопленный поколениями, источник вдохновения и творчества, важнейший фактор поддержания национальной идентичности. Главная задача - воздать должное исключительному разнообразию культурного наследия, использовать его в интересах развития общества. Сегодня самым эффективным средством доступности культурных ценностей и источником

сохранения наследия является туризм, который интегрирует в себе социальную, культурную, эстетическую и экономическую составляющие.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.

Необходимость государственного регулирования в сфере культуры объясняется прежде всего наличием побочных эффектов, возникающих в ходе производства и потребления услуг социально - культурной сферы.

Согласно отечественному и зарубежному опыту в сфере государственного регулирования культуры и искусства, государство в этой сфере может выступать в четырех основных ролях:

1) «Помощник» - государство законодательно и  с помощью налоговой политики  поддерживает разнообразие как  в некоммерческом профессиональном, так и в любительском творчестве. Характерна поддержка культурной  деятельности в целом, а не  каких-то отдельных стилей и  направлений. Источники финансирования - разнообразные;

2) «Патрон» - государство концентрирует внимание  на обеспечении стандартов профессионального  творчества. Оно поощряет художественное  мастерство с помощью стипендий  и более активно участвует  в культурной жизни, чем «помощник»;

3) «Архитектор» - помощь культуре и искусству  со стороны государства является  частью ее программы повышения  благосостояния страны. Сама поддержка  выражается исключительно в прямом  государственном финансировании;

4) «Инженер» - государство владеет и распоряжается  средствами осуществления культурной  деятельности и художественного  творчества. Оно поддерживает те  произведения и стили, которые  отвечают его политическим целям  и стандартам.

Инструментами государственного регулирования сферы культуры выступают:

1) Административное  регулирование через лицензирование, контроль за ценами и доходами, квотирование;

2) Правовое  регулирование осуществляется в  рамках гражданского законодательства  через систему норм и правил;

3) Прямое  экономическое регулирование имеет  максимально адресный характер  и осуществляется в формах  безвозвратного целевого финансирования  секторов, территорий и организаций (прямое финансирование текущих  издержек и капиталовложений, общие  и целевые трансферты, гранты  организаций культуры, индивидуальные  гранты творческим работникам);

4) Косвенное  экономическое регулирование носит  автоматический и безадресный  характер, предполагает широкое  использование рычагов кредитно - денежной, налоговой, валютной, внешнеэкономической

5) политики, способствует формированию конкурентной  среды в отрасли культуры.

Культура и ее специалисты в последнее время тесно сотрудничают с коммерческими структурами, негосударственными предприятиями и учреждениями, получая от данных структур социальные заказы и финансовую поддержку. Существует три вида организационно - экономического сотрудничества бизнеса и социально - культурной сферы:

1) Спонсорство - целевые субсидии для достижения  взаимных целей, взаимовыгодное  сотрудничество, реализация совместных  проектов.

Спонсорская помощь оформляется договором, содержащим взаимные

обязательства сторон;

2) Патронаж - финансовое и организационное  покровительство, оказываемое на  стабильной и долговременной  основе. Патронаж может оформляться  долговременным договором или  даже организационными документами, когда патрон входит вкруг  соучредителя учреждения культуры  с определенными правами и  обязательствами ;

3) Благотворительность - проявление филантропии, которая  не предполагает каких - то финансовых  или прочих обязательств со  стороны получающих поддержку. Оформляется  благотворительность актом дарения.

Под влиянием актуальных социокультурных тенденций синтезируются две модели культурной политики, в которой главную роль играет государство.

Первая - «государство-инвестор», которая предполагает, что государство целенаправленно вкладывает инвестиции в создание сети территориальных точек опережающего культурного роста и развития, в производство культурных ценностей, новых смыслов и благ.

Вторая - «государство-инженер», которая обеспечивает новыми технологиями, техническими средствами и мощной инфраструктурой сферу

культуры и конструирует многослойное культурное пространство на определенной территории.

 

Региональная политика в сфере культуры.

Центр тяжести с точки зрения ответственности за развитие культуры переносится сегодня на регионы. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения в области культуры, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств регионального бюджета, относится решение следующих вопросов:

1) охраны и сохранения  объектов культурного наследия  регионального значения;

2) организация библиотечного  обслуживания населения библиотеками  субъекта РФ;

3) создания и поддержки  государственных музеев (за исключением  федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается  Правительством РФ);

4) организации и поддержки  учреждений культуры и искусства;

5) поддержки народных художественных  промыслов;

6) поддержки региональных  и местных национально - культурных  автономий.

На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются особые целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства муниципальных образований субъекта

Деятельность Департамента культуры и национальной политики администрации Кемеровской области направлена на реализацию целей и задач государственной культурной политики, обеспечивающей конституционное право граждан на доступ к высококачественным культурным услугам, создание благоприятной культурной среды, способствующей всестороннему развитию личности и повышению качества жизни населения края за счет усиления роли культуры как фактора социально-экономического развития региона.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

сохранение и эффективное использование культурного наследия Кемеровской области,

повышение доступности и качества культурного продукта для населения Кемеровской области,

создание современных правовых и экономических механизмов реализации государственной культурной политики,

совершенствование системы управления отраслью,

воспроизводство и развитие кадрового потенциала отрасли,

формирование эффективной системы стимулирования и поощрения учреждений и деятелей культуры.

Муниципальная политика в сфере культуры.

Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.

Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики.

Культурные блага - услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурная деятельность - деятельность по сохранению культурного наследия, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ.

К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности: культурно-просветительская, театрально-концертная, цирковая, историко-архивная деятельности, декоративно-прикладное и изобразительное искусство, библиотечное и музейное дело, кино-видеопроизводство, охрана и реставрация памятников истории и культуры, радио и телевидение, краеведение.

Федеральный Закон № 131 - ФЗ 2003 года относит к вопросам местного значения городского округа следующие полномочия по вопросам культуры:

1) создание условий для организации  досуга и обеспечения жителей  услугами организаций культуры;

2) организация библиотечного обслуживания  населения;

3) охрана и сохранение объектов  культурного наследия (памятников

истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского округа;

4) создание условий для массового  отдыха жителей городского округа;

5) организация обустройства мест  массового отдыха населения; организация  предоставления дополнительного  образования;

6) формирование и содержание  муниципального архива.

Финансирование муниципальной сферы культуры производится за счет средств бюджетных организаций и оказания платных услуг. Общественные объединения, предприятия, организации и граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования культурной деятельности.

Органы местного самоуправления должны исходить в своей деятельности из признания равного достоинства культур, равенства прав и свобод в области культуры всех проживающих на территории муниципального образования этнических общностей и религиозных конфессий. Деятельность муниципалитета в области культуры должна быть направлена на обеспечение общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей для населения.

Органы местного самоуправления, участвуя в осуществлении государственной политики в области культуры, не могут вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, за исключением случаев, предусмотренных законом (если эта деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости и т.д.).

Информация о работе Анализ состояния муниципального управления в сфере культуры на примере –города Владивостока