Ответственность государства за культурное
развитие в условиях общественной трансформации
не отменяется, внимание же переносится
на законодательное регулирование культурной
жизни.
Культурная политика (в широком смысле
слова) - система постоянно возобновляющихся
взаимодействий государственной и муниципальной
власти, негосударственных структур, личностей
или социальных групп по вопросам культурного
развития общества.
Государственная
культурная политика - это совокупность
принципов и норм, которыми руководствуется
государство в своей деятельности по сохранению,
развитию и распространению культуры,
а также сама деятельность государства
в области культуры.
Важная
задача государства - с позиций видения
стратегических путей, по которым движется
культура,- создать условия для развития
культурных процессов и, включив организационно
- финансовые и законодательные рычаги,
способствовать тому, чтобы облечь культурный
интерес масс в подлинную культурную форму,
постоянно повышать уровень культурного
предложения, «переводить» потребителей
на новый качественный культурный уровень.
К полномочиям
федерального уровня власти относится
определение государственной политики
в области культуры и искусства, приоритетов
реформирования отрасли, определение
в федеральном бюджете необходимых финансовых
средств для решения этих задач, контроль
и финансирование деятельности государственных
учреждений и организаций культуры, разработка
и реализация федеральных программ, обеспечение
условий для развития национальных культур
РФ, ведение статистики культуры, деятельность
по преодолению монополии в области культуры.
Одним из
приоритетных направлений культурной
политики российского государства является
сохранение и трансляция потенциала культурного
наследия.
Культурное
наследие - это нравственный и духовный
опыт, накопленный поколениями, источник
вдохновения и творчества, важнейший фактор
поддержания национальной идентичности.
Главная задача - воздать должное исключительному
разнообразию культурного наследия, использовать
его в интересах развития общества. Сегодня
самым эффективным средством доступности
культурных ценностей и источником
сохранения
наследия является туризм, который интегрирует
в себе социальную, культурную, эстетическую
и экономическую составляющие.
Культурные
ценности - нравственные и эстетические
идеалы, нормы и образцы поведения, языки,
диалекты и говоры, национальные традиции
и обычаи, мир символики, исторические
топонимы, фольклор, художественные промыслы
и ремесла, произведения культуры и искусства,
результаты и методы научных исследований
культурной деятельности, имеющие историко-культурную
значимость здания, сооружения, предметы
и технологии, уникальные в историко-культурном
отношении территории и объекты. В соответствии
с действующим законодательством в Российской
Федерации допускаются все формы собственности
на культурные ценности, здания, сооружения,
имущественные комплексы, оборудование
и другое имущество культурного назначения.
Необходимость
государственного регулирования в сфере
культуры объясняется прежде всего наличием
побочных эффектов, возникающих в ходе
производства и потребления услуг социально
- культурной сферы.
Согласно
отечественному и зарубежному опыту в
сфере государственного регулирования
культуры и искусства, государство в этой
сфере может выступать в четырех основных
ролях:
1) «Помощник»
- государство законодательно и
с помощью налоговой политики
поддерживает разнообразие как
в некоммерческом профессиональном,
так и в любительском творчестве.
Характерна поддержка культурной
деятельности в целом, а не
каких-то отдельных стилей и
направлений. Источники финансирования
- разнообразные;
2) «Патрон»
- государство концентрирует внимание
на обеспечении стандартов профессионального
творчества. Оно поощряет художественное
мастерство с помощью стипендий
и более активно участвует
в культурной жизни, чем «помощник»;
3) «Архитектор»
- помощь культуре и искусству
со стороны государства является
частью ее программы повышения
благосостояния страны. Сама поддержка
выражается исключительно в прямом
государственном финансировании;
4) «Инженер»
- государство владеет и распоряжается
средствами осуществления культурной
деятельности и художественного
творчества. Оно поддерживает те
произведения и стили, которые
отвечают его политическим целям
и стандартам.
Инструментами
государственного регулирования сферы
культуры выступают:
1) Административное
регулирование через лицензирование,
контроль за ценами и доходами, квотирование;
2) Правовое
регулирование осуществляется в
рамках гражданского законодательства
через систему норм и правил;
3) Прямое
экономическое регулирование имеет
максимально адресный характер
и осуществляется в формах
безвозвратного целевого финансирования
секторов, территорий и организаций
(прямое финансирование текущих
издержек и капиталовложений, общие
и целевые трансферты, гранты
организаций культуры, индивидуальные
гранты творческим работникам);
4) Косвенное
экономическое регулирование носит
автоматический и безадресный
характер, предполагает широкое
использование рычагов кредитно
- денежной, налоговой, валютной, внешнеэкономической
5) политики,
способствует формированию конкурентной
среды в отрасли культуры.
Культура
и ее специалисты в последнее время тесно
сотрудничают с коммерческими структурами,
негосударственными предприятиями и учреждениями,
получая от данных структур социальные
заказы и финансовую поддержку. Существует
три вида организационно - экономического
сотрудничества бизнеса и социально -
культурной сферы:
1) Спонсорство
- целевые субсидии для достижения
взаимных целей, взаимовыгодное
сотрудничество, реализация совместных
проектов.
Спонсорская
помощь оформляется договором, содержащим
взаимные
обязательства
сторон;
2) Патронаж
- финансовое и организационное
покровительство, оказываемое на
стабильной и долговременной
основе. Патронаж может оформляться
долговременным договором или
даже организационными документами,
когда патрон входит вкруг
соучредителя учреждения культуры
с определенными правами и
обязательствами ;
3) Благотворительность
- проявление филантропии, которая
не предполагает каких - то финансовых
или прочих обязательств со
стороны получающих поддержку. Оформляется
благотворительность актом дарения.
Под влиянием
актуальных социокультурных тенденций
синтезируются две модели культурной
политики, в которой главную роль играет
государство.
Первая
- «государство-инвестор», которая предполагает,
что государство целенаправленно вкладывает
инвестиции в создание сети территориальных
точек опережающего культурного роста
и развития, в производство культурных
ценностей, новых смыслов и благ.
Вторая
- «государство-инженер», которая обеспечивает
новыми технологиями, техническими средствами
и мощной инфраструктурой сферу
культуры
и конструирует многослойное культурное
пространство на определенной территории.
Региональная
политика в сфере культуры.
Центр тяжести с точки зрения ответственности
за развитие культуры переносится сегодня
на регионы. К полномочиям органов государственной
власти субъекта Российской Федерации
по предметам совместного ведения в области
культуры, которые осуществляются данными
органами самостоятельно за счет средств
регионального бюджета, относится решение
следующих вопросов:
1) охраны и сохранения
объектов культурного наследия
регионального значения;
2) организация библиотечного
обслуживания населения библиотеками
субъекта РФ;
3) создания и поддержки
государственных музеев (за исключением
федеральных государственных музеев,
перечень которых утверждается
Правительством РФ);
4) организации и поддержки
учреждений культуры и искусства;
5) поддержки народных художественных
промыслов;
6) поддержки региональных
и местных национально - культурных
автономий.
На уровне
субъектов РФ реализуются федеральные
программы в области культуры и искусства,
разрабатываются особые целевые программы,
а также необходимые для осуществления
региональной политики нормативно-правовые
и организационно-методические документы,
предоставляется материально-финансовая,
методическая и иная помощь учреждениям
культуры и искусства муниципальных образований
субъекта
Деятельность
Департамента культуры и национальной
политики администрации Кемеровской области
направлена на реализацию целей и задач
государственной культурной политики,
обеспечивающей конституционное право
граждан на доступ к высококачественным
культурным услугам, создание благоприятной
культурной среды, способствующей всестороннему
развитию личности и повышению качества
жизни населения края за счет усиления
роли культуры как фактора социально-экономического
развития региона.
Для достижения
цели необходимо решение следующих задач:
сохранение
и эффективное использование культурного
наследия Кемеровской области,
повышение
доступности и качества культурного продукта
для населения Кемеровской области,
создание
современных правовых и экономических
механизмов реализации государственной
культурной политики,
совершенствование
системы управления отраслью,
воспроизводство
и развитие кадрового потенциала отрасли,
формирование
эффективной системы стимулирования и
поощрения учреждений и деятелей культуры.
Муниципальная политика в сфере культуры.
Управление сферой культуры является
важным направлением муниципальной социальной
политики, во многом определяющим комфортность
проживания населения на муниципальной
территории.
Муниципальная политика в сфере культуры
строится на основе общих принципов государственной
политики.
Культурные блага - услуги, предоставляемые
юридическими и физическими лицами для
удовлетворения гражданами своих культурных
потребностей.
Культурная деятельность - деятельность
по сохранению культурного наследия, созданию,
распространению и освоению культурных
ценностей и благ.
К отрасли культуры относятся разнообразные
организации и виды деятельности: культурно-просветительская,
театрально-концертная, цирковая, историко-архивная
деятельности, декоративно-прикладное
и изобразительное искусство, библиотечное
и музейное дело, кино-видеопроизводство,
охрана и реставрация памятников истории
и культуры, радио и телевидение, краеведение.
Федеральный Закон № 131 - ФЗ 2003 года относит
к вопросам местного значения городского
округа следующие полномочия по вопросам
культуры:
1) создание условий для организации
досуга и обеспечения жителей
услугами организаций культуры;
2) организация библиотечного обслуживания
населения;
3) охрана и сохранение объектов
культурного наследия (памятников
истории и культуры) местного (муниципального)
значения, расположенных в границах городского
округа;
4) создание условий для массового
отдыха жителей городского округа;
5) организация обустройства мест
массового отдыха населения; организация
предоставления дополнительного
образования;
6) формирование и содержание
муниципального архива.
Финансирование муниципальной сферы
культуры производится за счет средств
бюджетных организаций и оказания платных
услуг. Общественные объединения, предприятия,
организации и граждане имеют право самостоятельно
или на договорной основе создавать фонды
для финансирования культурной деятельности.
Органы местного самоуправления должны
исходить в своей деятельности из признания
равного достоинства культур, равенства
прав и свобод в области культуры всех
проживающих на территории муниципального
образования этнических общностей и религиозных
конфессий. Деятельность муниципалитета
в области культуры должна быть направлена
на обеспечение общедоступности культурной
деятельности, культурных ценностей для
населения.
Органы местного самоуправления, участвуя
в осуществлении государственной политики
в области культуры, не могут вмешиваться
в творческую деятельность граждан и их
объединений, за исключением случаев,
предусмотренных законом (если эта деятельность
ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости
и т.д.).