Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 15:26, курсовая работа
Наиболее распространенным способом существования библиографической информации является библиографическое пособие. Оно представляет собой перечень библиографических записей.
Виды библиографических пособий различны:
библиографическое издание (непериодическое, серийное, периодическое, продолжающееся);
библиографическая картотека, каталог.
Библиографическое пособие может быть издано типографским способом, рукописным, машиночитаемым.
Введение……………………………………………………………….....3
Глава 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ…………………………….…..5
Глава 2. ОСНОВНОЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ
2.1.АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДЭТАП…………………………………..12
2.2.СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПОДЭТАП……………………………………20
2.3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙЭТАП СОСТАВЛЕНИЯБИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ……………………………………….24
Заключение…………………………………………………………….…31
Список использованной литературы……………………………………
Аннотации |
Общие |
Аналитические |
Групповые |
Справочные |
1 |
2 |
3 |
Рекомендательные |
4 |
5 |
6 |
Определенный тип аннотаций, обозначенный в табл. 2 цифрами, образуется путем совмещения (пересечения) свойственных ему основных видовых признаков. Например, 1 – справочная/общая, 3 –справочная/групповая и т. д.
1. Справочные/общие
2. Справочные/аналитические
а) раскрывают определенный аспект содержания произведений;
б) характеризуют определенную часть произведения;
3. Справочные/групповые
а) содержат общую характеристику нескольких произведений;
б) характеризуют сборник произведений;
4. Рекомендательные/общие
5. Рекомендательные/аналитические
а) раскрывают определенный аспект содержания произведений
б) характеризуют часть произведения
5. Рекомендательные/групповые
а) содержат общую рекомендацию нескольких произведений;
б) содержат общую характеристику сборника произведений;
в) характеризуют другие произведения в тексте аннотации.
Таким образом, аннотации по своему характеру чрезвычайно разнообразны. Учитывая многие факторы, библиограф в каждом конкретном случае решает, какая именно аннотация наиболее соответствует замыслу пособия, содержанию и значению аннотируемого произведения. Составление аннотации - процесс творческий, требующий от библиографа широких общенаучных и профессиональных знаний, эрудиции, опыта, определенных литературных способностей и навыков. Умение хорошо аннотировать приходит в результате упорной работы над повышением уровня профессионального мастерства.
В процессе работы над пособиями библиографами сформулирован своеобразный Кодекс требований к аннотациям2. Такой кодекс создан, например, в Библиотеке Академии наук. Он включает следующие положения:
1. Аннотация должна быть лаконичной (длинные аннотации не всегда дочитываются до конца), но в то же время достаточно конкретной, со ссылкой, в случае необходимости, на факты, имена, даты и т. д., вполне понятной без перечитывания. В аннотациях следует избегать сложных придаточных предложений, тяжелых синтаксических оборотов, длинных определений. Если одно и то же понятие можно определить рядом синонимов, необходимо остановиться на наиболее употребляемом. Надо избегать в аннотации лишних слов, которые без ущерба для смысла можно выбросить. Желательно соблюдать также единство времени и единообразие глагольных форм, не следует начинать аннотации с предлога «о».
2. Аннотация не должна повторять сведений, содержащихся в заглавии, и перефразировать их.
3. Желательно для каждой библиографической работы придерживаться примерно одинакового объема аннотаций и соблюдать логический порядок приводимых сведений независимо от того, как они даны в аннотируемом документе.
4. Научная терминология, применяемая в аннотации, должна быть общепринятой, соответствовать современному уровню знаний. Приводимые в библиографическом описании малоизвестные и устаревшие термины или, термины, используемые только данным автором, следует пояснять.
5. Необходимо
следить за тем, чтобы не было
противоречий или
Таким образом, мы видим, что требований к аннотации много. При ее составлении надо помнить, чем больше мы сообщим дополнительных сведений о произведении, тем разностороннее раскроем его содержание. Но при этом ни в коем случае не следует подменять аннотацию, которая отвечает на вопрос «о чем идет речь в данном произведении», изложением, пересказом его содержания. В тексте аннотации, особенно справочной, словам должно быть тесно, а мыслям – просторно.
Библиографическая запись
Результаты рассмотренных выше
аналитических операций
Приведенные выше образцы
Правильное оформление библиографической записи имеет большое значение. Каждый ее элемент (библиографическое описание, аннотация, классификационные индексы и др.) помещается с новой строки. В печатных указателях описания и аннотации целесообразно набирать разными шрифтами. Сами записи отделяются друг от друга пробелами.
Библиографическая запись предполагает номер документа по списку.
2.2.Синтетический подэтап
Он включает в себя две
-
окончательный отбор
- группировка библиографических записей.
Отбор документов
Отбор — важнейший процесс библиографирования. Согласно ГОСТ 7.0-99 3 библиографический отбор — это «отбор библиографируемых документов в соответствии с намеченными качественными критериями».
Отбор документов для библиографических пособий можно разделить на ограничительный (формальный и содержательный) и качественный. Важно подчеркнуть, что ограничительный отбор служит средством практической реализации поисковой и коммуникативной, а качественный — оценочной функции библиографической информации.
Ограничительный отбор. Формальные ограничения при отборе могут быть пространственными (фонд библиотеки или фонды ряда библиотек, ассортимент издательской продукции), формально-издательскими (вид издания, тираж, объем, способ размножения и др.), хронологическими (учетный период, время написания), территориальными, языковыми, авторскими и др. При таком отборе не затрагивается содержание, тематика документов. В реальной библиографической практике формальные признаки отбора нередко используются в различных сочетаниях.
Качественный отбор. В процессе такого отбора подлежат исключению документы, не соответствующие конкретному целевому и читательскому назначению указателя. Качественный отбор свойствен как рекомендательной, так и научно-вспомогательной библиографии.
Качественный отбор – наиболее сложный процесс. Библиографу надо не только основательно знать тему пособия и имеющуюся по ней литературу, но и уметь осуществлять сравнительный анализ научной или художественной ценности близких по тематике работ, учитывать уровень подготовки, специфику восприятия и особенности психологии различных групп потребителей информации, которым предназначен тот или иной указатель.
Необходимо подчеркнуть, что в библиографической практике охарактеризованные выше виды отбора нередко сочетаются друг с другом: в одном пособии могут одновременно использоваться формальные, содержательные и качественные критерии отбора. При этом один из них является основным, ведущим, другие - дополнительными, сопутствующими.
Группировка библиографических записей
Вторым процессом
Различают три основных
Главное назначение формальной группировки заключается в том, чтобы обеспечивать поиск конкретных документов по их внешним признакам.
Формальная группировка имеет ряд разновидностей:
Содержательная группировка, в отличие от формальной, не может базироваться только на библиографических описаниях, так как включенные в них данные о документах зачастую не раскрывают их тематику. Здесь необходимо непосредственное обращение библиографа к тексту документов или к аннотациям. Поскольку одно и то же произведение, как правило, нередко посвящено ряду тем, возникает необходимость или дублирования его описания в разных разделах пособия, или применения отсылок.
Содержательная группировка может быть:
При систематической группировке материал располагается по какой-либо схеме классификации. В универсальных пособиях чаще всего используются ББК.
Систематическая группировка отличается логичностью, последовательностью, обозримостью и в то же время стабильностью. Так, в «Книжной летописи» наименования разделов, порядок их расположения, соподчиненность рубрик остаются неизменными во всех выпусках годового комплекта.
Тематическая группировка близка к систематической, однако ей присущи большая подвижность, менее жесткая внутренняя структура. Это означает, что при тематическом расположении наименования разделов и подразделов их последовательность, степень дробности делений могут быть различны в пособиях на одну и ту же или близкую тему. Тематическая группировка чаще всего применяется в комплексных или проблемных библиографических указателях, отражающих литературу по одной или нескольким отраслям знания.
При предметной группировке библиографические записи группируются под предметными рубриками, а сами рубрики располагаются в алфавите их наименований. Достоинство такого способа расположения заключается в том, что он позволяет быстро находить материалы по конкретным узким вопросам. Используется в реферативных журналах.
Рекомендательная группировка преследует цели руководства чтением и может быть осуществлена в различных вариантах от общего к частному, от простого к сложному.
Совершенно очевидна ее педагогическая направленность. Рекомендательная группировка целесообразна в пособиях, адресованных как малоподготовленным, так и квалифицированным читателям, в том числе –специалистам.
В зависимости от внутренней
структуры пособия различают
простую и сложную группировку.
При простой группировке все
записи располагаются в какой-
Сложная группировка предусматривает распределение описаний по разделам, подразделениям, рубрикам и подрубрикам, а в пределах каждого последнего деления материал также располагается в определенной, заранее избранной последовательности (в алфавите фамилий авторов или заглавий, хронологии издания, по типам литературы, в логической последовательности – от общего к частному, от простого к сложному и т. д.). Типичными примерами пособий со сложной структурой являются, например, текущие государственные библиографические указатели («Летопись газетных статей»).
2.3 Заключительный этап составления библиографических пособий
Заключительный этап библиографирования включает в себя:
В состав справочного аппарата входят:
Предисловие, которым должно открываться любое, даже сравнительно небольшое пособие (основой для него служит план-проспект), содержит сведения об основных задачах пособия, значении данной темы. Здесь дается характеристика целевого и читательского назначения пособия, приводятся сведения об отраженной в нем (по разным параметрам) литературе, разъясняется общий принцип группировки материала (при этом разделы не перечисляются, для такой цели служит оглавление), сообщается о расположении записей внутри последних делений. Если в разных разделах такая последовательность различна, то в предисловии это оговаривается.
Информация о работе Библиографические пособия: методика и организация составления