Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 15:26, курсовая работа
Наиболее распространенным способом существования библиографической информации является библиографическое пособие. Оно представляет собой перечень библиографических записей.
Виды библиографических пособий различны:
библиографическое издание (непериодическое, серийное, периодическое, продолжающееся);
библиографическая картотека, каталог.
Библиографическое пособие может быть издано типографским способом, рукописным, машиночитаемым.
Введение……………………………………………………………….....3
Глава 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ…………………………….…..5
Глава 2. ОСНОВНОЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ
2.1.АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДЭТАП…………………………………..12
2.2.СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПОДЭТАП……………………………………20
2.3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙЭТАП СОСТАВЛЕНИЯБИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ……………………………………….24
Заключение…………………………………………………………….…31
Список использованной литературы……………………………………
В плане-проспекте определяются также объем, этапы составления пособия, круг специалистов и учреждений, привлекаемых для консультаций и рецензирования, авторский коллектив (с указанием обязанностей каждого участника составительской работы), сроки обсуждения работы, способ печати, вопросы оформления.
По окончании работы на основе плана-проспекта пишется предисловие к пособию.
Выявление литературы.
Данная операция относится к подготовительному этапу составления библиографического пособия. Ее основная задача заключается в том, чтобы с максимально возможной полнотой выявить сведения о литературе, соответствующей теме пособия. Конечный ее результат – создание рабочей картотеки библиографических записей, которые нуждаются в дальнейшем изучении.
Приступая к выявлению
Основными источниками
Особую значимость в этом
Целесообразно в этих целях обращаться и к другим, первичным по своему характеру, изданиям – журналам, тематическим сборникам, хрестоматиям, антологиям, собраниям сочинений и т. п.
При выявлении литературы по узким и новым для науки проблемам, не получившим отражения в классификационных схемах, весьма эффективным является метод «снежного кома», суть которого заключается в следующем. Взяв самую новую публикацию (например, статью в научном журнале) по данному вопросу, составитель выписывает все содержащиеся в ней ссылки на работы других авторов по этой же теме. Затем он берет эти работы и проделывает то же самое, повторяя процедуру до тех пор, пока ссылки не начнут повторяться. Это означает, что все работы по данному вопросу выявлены.
Библиографические источники могут подвергаться сплошному или выборочному просмотру. Источники с формальным расположением материала (алфавитным, хронологическим, топографическим) – сплошному просмотру. Выборочно исследуются источники с систематическим или предметным расположением материала. Главное здесь – правильно выбрать разделы или предметные рубрики, соответствующие теме или близкие к ней.
По ходу работы составители должны вести две служебные картотеки. В одной отражаются все обследованные (с указанием способа просмотра и соответствующих разделов) первичные и вторичные документальные источники, независимо от того, использованы они или нет. Исходной посылкой в данном случае выступает сам факт просмотра источника. Эта картотека дает наглядное представление о всем круге обследованных источников, уровне их изучения. Она необходима для контроля, особенно при изменении состава авторского коллектива. По завершении работы данная картотека ляжет в основу «Списка просмотренных источников», который сопровождает многие указатели литературы и дает читателю представление о его информационной базе.
Другая рабочая картотека включает описания выявленных в ходе просмотра произведений печати. Ее организуют по-разному: карточки располагаются в общем алфавите авторов или заглавий, что очень важно при обследовании дополнительных источников, когда каждый соответствующий теме документ фиксируется на карточке только после выяснения, не был ли он уже выявлен раньше. Таким образом, предотвращается дублирование библиографических записей. Существует иной способ организации рабочей картотеки – по основным разделам будущего пособия. Оба способа применяются в библиографической практике.
Глава 2. ОСНОВНОЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ
2.1.Аналитический подэтап
После выявления материала по теме составляемого пособия (в отдельных случаях одновременно с выявлением) библиографы проводят его анализ, предусматривающий несколько операций, тесно связанных между собой выполняемых параллельно или последовательно:
-
общий библиографический
- составление библиографических описаний;
-
аннотирование или
- индексирование, предметизация;
-
окончательное оформление
Другими словами, аналитический подэтап библиографирования представляет собой набор операций по свертыванию информации в документах, отобранных для данного пособия, с целью включения в заданный объем максимально возможного числа сведений об этих документах.
Общий библиографический анализ документов
Это – начальная операция аналитического подэтапа, во время которой составитель знакомится с содержанием и формой документа: выявляет идейные позиции автора, основную и сопутствующие темы библиографируемого произведения, его структуру, социальную (научную, идеологическую и культурную) значимость, типологические, жанровые и стилевые особенности, целевое и читательское назначение, уровень художественного оформления и полиграфического исполнения. Организуется общий библиографический анализ документов следующим образом.
Анализ самого документа
Составление библиографических описаний
Строго говоря, на аналитическом подэтапе в большинстве случаев библиографическое описание не составляется, а уточняется, поскольку описание многих документов заимствовано из основных и дополнительных библиографических источников. Составитель обязательно должен сверить их с оригиналом. Ни один, даже самый авторитетный источник, не гарантирует от неточностей. Кроме того, библиографическое описание, взятое из старых источников, не отвечает современным требованиям. Наконец, ошибки может допустить сам составитель в ходе просмотра источников. Впервые составляются библиографические описания на произведения, выявляемые посредством сплошного просмотра журналов, сборников и других изданий.
Библиографическое описание должно соответствовать последним ГОСТам.
Аннотирование
Библиографическое описание
Аннотация, это краткая характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. В первую очередь аннотация необходима в рекомендательных библиографических пособиях. Характер, содержание, объем аннотации зависят от вида, читательского и целевого назначения, структуры подготавливаемого пособия, тематики аннотируемых документов. Составителям следует избегать заимствований готовых аннотаций из других пособий, аннотированной карточки, поскольку в них содержание аннотаций было продиктовано иными целями. Кроме того, в каждом конкретном библиографическом пособии аннотации должны быть выдержаны в определенном ключе.
Аннотация призвана дополнить заглавие, если оно недостаточно информативно. В ней могут быть приведены такие сведения: упоминания о новых фактах, явлениях, экспериментах, методах, изложенных в произведении; о времени, к которому относятся описываемые события; о наличии таблиц, графиков и других приложений.
Аннотации дифференцируются по
самым разным признакам. Наиболее
общая классификация аннотаций
осуществляется по
По функциональному назначению
аннотации делятся на
Справочная аннотация уточняет заглавие произведения и (или) сообщает дополнительные (преимущественно фактические) сведения об авторе, а также о форме, содержании, жанре, назначении и других особенностях документа, отсутствующие в библиографическом описании.
Справочные аннотации должны быть предельно краткими. Выполняя уточняющие по отношению к библиографическому описанию функции, они не требуют развернутой характеристики аннотируемого документа. Такие аннотации особенно широко применяются в научно-вспомогательных библиографических указателях. В рекомендательных пособиях они используются в основном при описании справочной, учебно-методической литературы, библиографических пособий, положений, инструкций и других подобных документов.
Рекомендательная аннотация характеризует и оценивает документ, исходя из потребностей, уровня подготовки, возраста и других особенностей той группы читателей, которой адресовано данное библиографическое пособие. Главная задача рекомендательной аннотации - активно пропагандировать лучшую литературу, воздействуя не только на логическое, но и на эмоциональное восприятие читателя. Рекомендательная аннотация должна оказывать действенную помощь в изучении литературы, способствовать правильной организации систематического, целенаправленного чтения. Это открытая оценка произведения, осуществленная с позиций научных достижений, ориентированная на определенного читателя.
Объем рекомендательных
Рекомендательные аннотации
По второму признаку – способу характеристики документов – аннотации делятся на общие, аналитические и групповые.
Общая аннотация характеризует произведение в целом и применяется в основном в двух случаях: для раскрытия произведений по своему содержанию целиком относящихся к теме указателя (или его раздела), и для универсальных пособий, не ограниченных никакими содержательными рамками (например, аннотации на печатных аннотированных карточках).
Общая аннотация может
Аналитическая аннотация
Групповая аннотация
Групповая аннотация в своем развитии логически перерастает во вводные (предварительные) замечания к разделам пособия, дающие наиболее обобщенную характеристику и оценку содержания всех произведений, включенных в данный раздел. В последние годы, особенно в практике рекомендательного библиографирования, вводные замечания к разделам получили большое распространение. В них обычно раскрывается сущность главных проблем, рассматриваемых в рекомендуемой литературе, даются методические указания – как, в какой последовательности изучать тему, на что обратить внимание. Наличие в пособии хорошо разработанных вводных замечаний к разделам избавляет составителей от необходимости давать развернутые общие характеристики и оценки в отдельных аннотациях, позволяет нередко ограничиться краткими справочными аннотациями, а в отдельных случаях (например, в пособиях для подготовленных читателей) вообще обойтись без аннотаций.
Естественно, что оба принципа классификации (функциональное назначение и способ характеристики) применяются к одним и тем же аннотациям.
Таблица 1
Двумерная типологическая классификация аннотаций
Информация о работе Библиографические пособия: методика и организация составления