Библиографические пособия: методика и организация составления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее распространенным способом существования библиографической информации является библиографическое пособие. Оно представляет собой перечень библиографических записей.
Виды библиографических пособий различны:
 библиографическое издание (непериодическое, серийное, периодическое, продолжающееся);
 библиографическая картотека, каталог.
Библиографическое пособие может быть издано типографским способом, рукописным, машиночитаемым.

Содержание

Введение……………………………………………………………….....3
Глава 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ…………………………….…..5
Глава 2. ОСНОВНОЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ
2.1.АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДЭТАП…………………………………..12
2.2.СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПОДЭТАП……………………………………20
2.3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙЭТАП СОСТАВЛЕНИЯБИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ……………………………………….24
Заключение…………………………………………………………….…31
Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсов я№ 3.docx

— 65.96 Кб (Скачать файл)

Характеризуя аннотации, следует показать их роль в ознакомлении читателей с документами, назвать используемые в данном пособии виды аннотаций. Недостаточно просто перечислить имеющиеся вспомогательные указатели, надо обратить внимание читателя на особенности их построения и возможности практического использования. В предисловии обязательно указывается верхняя хронологическая граница отбора материала  (год, месяц, число).

    В периодических и продолжающихся библиографических пособиях, а также в указателях, выходящих в сериях, предисловие обычно помещается только в первом выпуске.

Вступительная статья. Крупные рекомендательные и ретроспективные научно-вспомогательные пособия, помимо предисловия, иногда открываются вступительной (вводной) статьей. Она представляет собой более или менее развернутый обзор основной литературы по теме пособия. Написание вступительной статьи требует глубокого знания существа темы пособия и библиографируемой литературы. Поэтому к работе над ней обычно привлекают научных редакторов, консультантов и других специалистов в данной отрасли знаний.

Вспомогательные указатели. Сложная структура пособия обеспечивает многоаспектное раскрытие объектов библиографирования по их содержанию, значимости, формальным признакам. Однако даже самая совершенная группировка не обеспечивает ответы на все вопросы, с которыми читатели обращаются к тому или иному библиографическому пособию. Этот недостаток любой группировки позволяют преодолеть вспомогательные указатели, которые представляют собой часть библиографического пособия, отражающую сведения о произведениях печати в ином разрезе, чем в основном тексте пособия, с отсылкой к соответствующим библиографическим записям

Традиционным и очень распространенным является именной указатель. Иногда он включает заглавия всех отраженных произведений (как авторских, так и коллективных). Такие указатели особенно важны в рекомендательных библиографических пособиях. Именные указатели нередко содержат сведения о составителях, редакторах, переводчиках, иллюстраторах и других лицах, принимавших участие в создании произведений. В ряде случаев в них отражаются фамилии лиц, характеризуемых или упоминаемых в библиографируемой литературе (отражение по так называемому «персональному» признаку). При этом персональные рубрики должны быть выделены (заключение отсылочных номеров в скобки, уточнения типа – «о нем», «о ней»).

Персональные   указатели   (указатели   личных   имен)   составляются и как самостоятельные. В них персональные рубрики желательно снабжать указаниями на профессию, род деятельности, отличия, заслуги того или иного лица.

Более сложны с точки зрения составления вспомогательные указатели, раскрывающие содержание документов. К их числу относятся, в частности, предметные вспомогательные указатели. Естественно, одних библиографических описаний для их создания недостаточно; приходится обращаться к аннотациям и рефератам, а также непосредственно к текстам произведений.

Предметные указатели раскрывают содержание объектов библиографирования в целом и в каком-либо аспекте (содержат, например, геологические, ботанические, архитектурные и другие термины). Распространенной разновидностью такого рода «ключей» является вспомогательный указатель географических названий, широко практикуемый в страноведческих и краеведческих пособиях. Рубрики географического указателя целесообразно сопровождать родовыми характеристиками (озеро, море, возвышенность, река и т. д.), которые даются обычно в сокращенной форме (оз., м., возв., р.). В примечаниях к указателю дается список принятых условных сокращений. Внутри географических рубрик желательно также выделять тематические подрубрики. Это позволяет быстро находить материалы не только о конкретных объектах, но и об отдельных аспектах их развития и современного состояния

Содержание документов, включенных в пособия, раскрывают систематический и тематический вспомогательные указатели. Такими указателями полезно снабжать пособия с формальным расположением записей в основном тексте (алфавит фамилий авторов, хронология издания и проч.).

Техника составления любого вспомогательного указателя сводится к следующему. Библиограф внимательно просматривает основной текст пособия и выбирает из записей соответствующие виду указателя понятия. Каждое из них записывается на отдельную карточку, а рядом – проставляется порядковый номер записи или страница, на которой она помещена. Затем карточки подбираются в строгом алфавите понятий. Одинаковые понятия переносятся на одну карточку с указанием всех номеров или страниц текста. В картотеке выделяются буквенные разделители, и она переписывается на отдельные листы в один или два столбца. К указателю должны быть составлены пояснительные замечания: о его содержании, принципе отсылок к тексту, принятых условных сокращениях.

Приложения. В состав приложений к библиографическим пособиям входят: списки просмотренных источников, списки условных сокращений, дополнения и советы библиотекарю. В отличие от вспомогательных указателей приложения не имеют непосредственной (путем отсылок) связи с основным текстом пособия.

Списки просмотренных источников дают представление о реальной базе, на которой велось выявление документов. Они составляются   на   основе   картотеки   источников,  создаваемой   еще в процессе выявления материалов.

К перечням источников предъявляются два требования: они должны быть полными и точными. Первое требование заключается в том, что в списке обязательно перечисляются все источники – не только библиографические пособия, но и каталоги и картотеки библиотек, периодические и продолжающиеся издания, справочники, прикнижные и пристатейные списки литературы, которые просматривались составителем. Второе требование – точность приводимых описаний.

Пособия, отражающие большое количество аналитических описаний статей из журналов и продолжающихся изданий, следует снабжать списками условных сокращений. При этом в библиографических описаниях ссылка на источник дается в сокращенной форме (например, ДАН – Доклады Академии наук , БТИ – Бюро технической информации и т. п.), а в списке сокращений приводятся полные наименования изданий. Принятые сокращения следует выдерживать на протяжении всего текста пособия. Списками условных сокращений библиотек сопровождаются также печатные сводные каталоги и бюллетени, отражающие поступления в фонды ряда библиотек. Здесь приводятся также адреса библиотек.

В процессе подготовки и издания пособий выходят в свет новые произведения. В связи с этим составители включают сведения о таких документах в качестве особых дополнений. Они помещаются после основного текста и не входят в общую структуру пособия.

Советы библиотекарю по использованию пособий целесообразно помещать в крупных универсальных и тематических рекомендательных указателях. Такие материалы правильнее всего давать на отдельном вкладыше, поскольку они не предназначаются непосредственно читателям. Советы должны быть конкретными, содержать не только общие рекомендации о возможностях использования пособия в индивидуальной и массовой работе с читателями, но и разработки по   проведению   тех   или   иных   мероприятий    (например,   схемы выставок, материалы к читательским конференциям, библиографическим обзорам, беседам о книгах и т. п.).

Анкеты и бланки опроса читательского мнения о данном пособии, входящие в состав приложений, должны включать сравнительно небольшой перечень вопросов. Читателям будет легко на них ответить. Вопросники также помещаются на особом вкладыше: читатели, заполнив анкету, могут переслать или передать ее непосредственно  работникам  библиотеки,  проводящим обследование.

Редактирование

Работа над пособием завершается его редактированием и оформлением. Различают научно-библиографическое, литера­турное и технико-библиографическое редактирование.

Первое осуществляется в течение всей работы над пособием, а второе и третье – после ее окончания.

В роли научных редакторов выступают обычно высококвалифицированные специалисты (сотрудники научно-исследовательских учреждений, преподаватели вузов и др.). Редактор принимает активное участие в обсуждении плана-проспекта пособия и затем оказывает помощь библиографу. Он должен проверить, правильно ли произведен отбор материала, насколько полно раскрыта тема в представленных документах.

Научному редактированию подвергается текст аннотаций. Редактор должен установить, насколько аннотации отвечают их «модели», представленной в плане-проспекте пособия, в какой мере отражены в них особенности предмета библиографирования. В задачи научного редактора входит также выяснение вопроса, достаточен ли набор вспомогательных указателей для многоаспектного использования пособия, насколько полно проведен подбор рубрик для содержательных «ключей» (в частности, для предметного указателя.

В процессе литературного редактирования осуществляется вычитка всего текста пособия. При этом исправляются встречающиеся стилистические погрешности и неточности, повторы, неудачные выражения, опечатки. В предисловии, вступительной статье, тексте аннотаций и рефератов исключается текст, не несущий полезной информации. В рекомендательных аннотациях следует обратить внимание на преодоление штампов, придать аннотациям разнообразный и живой характер, вызывающий читательский интерес к представленным в пособии произведениям печати.

Литературному редактированию подлежат также вступительные тексты к разделам, наименования разделов, подразделов и рубрик. Надо следить за тем, чтобы такие наименования наиболее точно отражали    содержание    документов    соответствующего    деления. Особенно существенно это в рекомендательных указателях, где составители нередко стремятся дать разделам яркие, привлекательные названия.

В процессе технико-библиографического редактирования проверяется единообразие описаний и точность, их соответствие действующим стандартам (на библиографическое описание и сокращение русских слов и словосочетаний). Выясняется также, отвечает ли порядок записей установленному в плане-проспекте, правильно ли они пронумерованы.

Оформление

Как и любое издание, пособие открывается титульным листом. На нем или на обороте следует указывать фамилию (фамилии) составителя и его инициалы. На титульном листе приводится также заглавие указателя, подзаголовок (сведения о типе пособия, переиздании, научном редакторе и проч.), выходные данные и в надзаголовке  – наименование подготовившего работу учреждения (библиотеки). В необходимых случаях используются контртитулы (наименование серии и перевод титула на другие языки), шмуцтитулы (для обозначения названий разделов и подразделов), колонтитулы (для рубрик и подрубрик на каждой странице основного текста).

Для набора различных структурных частей пособия (предисловия, вступительной статьи, основного текста, вспомогательных указателей и т. д.) применяются шрифты различных кеглей. Так, аннотации обычно набираются более мелким шрифтом, чем библиографические описания. Порядковые номера записей должны быть выделены полужирным шрифтом, аннотации  - отделяться от описаний пробелом и начинаться с красной строки. Различные шрифты используются для заглавий разделов, подразделов, рубрик и подрубрик. Существенное значение (что не всегда учитывается па практике) имеет правильное оформление оглавления (содержания):   при   наборе   названий   разделов,   подразделов,   рубрик и т. д. должны применяться втяжки, чтобы хорошо была видна их взаимосвязь и внутренняя соподчиненность.

Художественное оформление библиографических пособий предполагает широкое использование различных иллюстративных материалов: фотокопий обложек или титульных листов наиболее интересных и значительных изданий, портретов деятелей науки, культуры, искусства (в персональных указателях и библиографических словарях), карт (в страноведческих и краеведческих пособиях). Важно при этом, чтобы картографические приложения были не только дополнением к указателю, но и с помощью географических «ключей» связывались с основным текстом пособия.

Яркая выразительная обложка украшает пособие и привлекает к нему внимание читателей. Особое значение это имеет в рекомендательных указателях. Однако элементы внешнего оформления должны раскрывать основное содержание пособия, а если оно серийное, то необходимо выдерживать единые принципы художественного оформления во всех выпусках серии4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Освоение методики составления библиографических пособий является актуальной задачей для библиотечных специалистов. Связано это с сокращением количества подобных изданий, выпускаемых крупными библиографическими центрами и их большой ролью в организации чтения. Следует отметить и ограниченность тиражей, недостаточную оперативность издания рекомендательных библиографических пособий, краеведческих пособий, указателей по узкоспециальным темам; меньше стало создаваться библиографических пособий, адресованных конкретным группам читателей (молодежи, учащимся средних общеобразовательных учебных заведений и другим категориям); документы, отражаемые в библиографических пособиях созданных крупнейшими библиографическими центрами страны, не всегда соответствуют фонду ЦБС; в библиографических пособиях, подготовленных центрами федерального и регионального подчинения, в большинстве случаев, не отражаются краеведческие издания; не все сотрудники библиотек имеют достаточную подготовку и владеют навыками аналитического подхода к содержанию библиографических пособий.

Информация о работе Библиографические пособия: методика и организация составления