Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 07:58, курсовая работа
Один из важнейших разделов общего библиотековедения — учение о библиотеке. Это объясняется тем, что библиотека представляет собой главное, центральное учреждение, совокупность которых образует более сложную систему, называемую библиотечным делом. Его изучение позволяет проникнуться пониманием не только самой библиотеки как ключевой производственной единицы системы библиотечного обслуживания населения, но и библиотечного дела — развитой системной совокупности, образуемой библиотеками разных типов и видов.
Вопрос о том, что такое библиотека, когда, как и почему она возникла, какие пути развития прошла, в чем заключаются ее современные социальные функции, структура, механизм действия, каковы ее основные типы, имеет основополагающее значение для правильного понимания учения о ней.
Вступление………………………………………………………………………..3
Глава 1……………………………………………………………………………4
Особенности развития и достижения древнегреческой культуры……4
Основные виды библиотек древнегреческих городов. Появление понятия «библиотека», формирование библиотеки как социального учреждения с постоянным статусом…………………………………….8
Глава 2.
2.1. Библиотека Афинского мусейона………………………………………...15
2.2. Библиотеки Древнего Рима……………………………………………….18
Заключение………………………………….…………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………22
Содержание
Вступление……………………………………………………
Глава 1……………………………………………………………………………
Глава 2.
2.1. Библиотека Афинского мусейона………………………………………...15
2.2. Библиотеки Древнего Рима……………………………………………….18
Заключение………………………………….………………
Список использованной литературы…………………………………………22
Вступление
Один из важнейших разделов общего библиотековедения — учение о библиотеке. Это объясняется тем, что библиотека представляет собой главное, центральное учреждение, совокупность которых образует более сложную систему, называемую библиотечным делом. Его изучение позволяет проникнуться пониманием не только самой библиотеки как ключевой производственной единицы системы библиотечного обслуживания населения, но и библиотечного дела — развитой системной совокупности, образуемой библиотеками разных типов и видов.
Вопрос о том, что такое библиотека, когда, как и почему она возникла, какие пути развития прошла, в чем заключаются ее современные социальные функции, структура, механизм действия, каковы ее основные типы, имеет основополагающее значение для правильного понимания учения о ней. Только ответив на него, можно составить достаточно полное и Четкое представление о миссии библиотеки в современном обществе, основном круге профессиональных обязанностей библиотекаря и способах их выполнения.
Глава 1.
Древнегреческая культура — совокупность достижений в области материальной и духовной культуры древнегреческого общества. Древнегреческая культура в своём развитии прошла следующие периоды:
1) крито-микенский (3-2-е тыс.
2) гомеровский (XI—IX вв. до н. э.);
3) архаический (VIII-VI вв.до н. э.);
4) классический (V-IV вв. до н. э.);
5) эллинистический (IV-I вв.до н. э).
Древнегреческая культура на протяжении всего своего существования носила мифологический характер. Более того, она впитала и преобразовала разрозненные племенные мифы, объединив их в единую религиозно-мифологическую систему.
Уже в VIII-VII вв. до н. э. в поэмах Гомера— «Илиада» и «Одиссея», а также Гесиода — «Теогония» и «Труды и дни», эта система приобретает тот законченный вид, в котором становится основой всего античного мировоззрения.
Сюжеты мифов стали основой греческого классического искусства. Мифы и легенды Эллады, на основе которых развивалось греческое искусство, совсем по-другому, нежели мифы, возникшие в других странах, изображали человека в борьбе за господство над природой.
Греческая мифология знаменует конец сил и стихий природы, имевших власть над человеком.
Природа воспринимается такой, какая она есть, с её тайнами и опасностями.
Человек борется с ними, как умеет, но не старается победить эти силы колдовством, магией и рабским обожествлением идолов. Жизнь для эллина — борьба, а за жизнью наступает смерть. Но жизнь не только борьба, главное в жизни — радость. А радость порождает улыбку. И греческое искусство озарено улыбкой, величественно спокойной улыбкой радости.
Поэтому греческая мифология и создала богов, воплотивших в прекрасных человеческих образах страсти и мечты, которыми живёт мир.
Главными областями греческой культуры становятся философия и искусство.
Для обоснования своих идей греческие философы используют не мифологию, а факты и умозаключения (что не мешает им, тем не менее, оформлять свои мысли в образы языка мифологии).
Наряду с философией, которая становится независимой от мифологии, в Древней Греции развиваются и начальные формы научных знаний в области астрономии, математики, медицины.
Вершиной
греческой философии стали
Греческое искусство развивалось под влиянием трёх очень разных культурных направлений: Эгейского, ещё сохранявшего свою жизненную силу в Малой Азии (его влияние соответствовало духовным потребностям древнего эллина); дорийского, завоевательного (рожденного волной северо-дорийского нашествия), внёсшего существенные коррективы в традиции критского стиля; восточного, принесшего в молодую Элладу образцы художественного творчества Египта и Месопотамии.
Главная тема греческого искусства — человек.
Полностью отразить все возможности человека — такова была цель искусства, поэзии, философии и науки.
Никогда ещё в истории человечества так остро не возникало осознание того, что человек — высочайшее творение природы. И потому, вслед за мифотворчеством, искусство должно изображать человека, наделённого тем достоинством и той красотой, которые ему ещё надлежит проявить в самом себе.
Цель греческого
искусства — создание красоты, отражающей
физическое и духовное совершенство
человека. Создаваемая искусством идеальная
красота порождает в человеке
благородное устремление к
Основными видами греческого искусства были: архитектура, скульптура, керамика и искусство вазописи, живопись, театр и др.
Архитектура и скульптура составляли в Древней Греции единое органическое целое.
Скульптурные произведения не только определяли знаково-смысловую форму самого храма, который был «обрамлением» статуи божества, но и заполняли перекрытия и конструктивные части здания.
Архитектура Греции была, прежде всего, храмовой. При этом греческие храмы с самого начала имели особое назначение. Греческий храм использовался исключительно как помещение для статуи божества в виде идеального образа человека (мужчины или женщины).
Таким образом,
храм был своего рода вместилищем, архитектурным
обрамлением рукотворной
Кредо античной архитектуры — мера. В её основу положена гармония пропорций, возникшая в результате изучения законов окружающего мира, в том числе — строения человеческого тела (поэтому греческая архитектура была антропоморфной, подобной человеку, соотнесенной с его пропорциями).
В греческой архитектуре чётко выделяются два стиля (или ордера) — дорийский и ионийский, определявших структуру колонн и размещённой на них верхней части здания. Роль колонны в греческой архитектуре многообразна. Колонны окружали целлу (главное помещение храма, в котором располагалась статуя божества), определяли внешний вид храма.
Наивысший расцвет античной Греции приходится на 40-30-е годы V в. до н. э. — период возвышения Афин.
Слава Афин,
их величественность и красота в
истории мировой культуры неразрывно
связаны с именем вождя афинской
демократии — Перикла. Именно Перикл
отстраивает Афинский акрополь (акрополем
называли укреплённую часть
В ансамбль
архитектурных сооружений Афинского
акрополя классического периода
входили следующие
Древнегреческая культура сыграла огромную роль в культурном развитии всего человечества, что и определяет её непреходящую ценность и значение.
1.2 Основные виды библиотек древнегреческих городов. Появление понятия «библиотека», формирование библиотеки как социального учреждения с постоянным статусом.
Первые крупные библиотеки мира были порождением греческого гения. И само слово “библиотека” впервые появилось в Греции.
До V века до н. э. в Греции практически не было читающей публики, но уже к концу V в. до н. э. (“золотой век Перикла”) в Греции было изобилие книг и, по-видимому, имелись многочисленные библиотеки. Это были частные собрания книг, владельцами которых являлись писатели, ученые, политические деятели. Наиболее известны библиотеки Демосфена и Еврипида, Платона и Аристотеля.
Библиотека Аристотеля была крупнейшим для своего времени собранием книг: она насчитывала 40 тысяч свитков. В создании библиотеки принимал участие воспитанник и ученик Аристотеля – Александр Македонский. Вокруг Аристотеля, как и вокруг Платона, объединялись ученики-единомышленники, которые пользовались личными библиотеками своих ученых наставников.
Известны крупные дворцовые библиотеки: правителя острова Самоса – Поликрата и правителя Афин – Писистрата. Писистрат собрал богатейшую библиотеку, в которой было немало книжных редкостей: произведений, написанных на досках, коже, свинце, слоновой кости и папирусе. Это собрание книг афинский правитель передал родному городу: так появилась первая публичная библиотека в Афинах. Афины, бывшие в V – VI веках до нашей эры центром интеллектуальной жизни Греции, славились множеством интересных библиотек. Сицилийский историк Тимей, приехавший сюда познакомиться с книжными богатствами афинских библиотек, потратил на свои научные исследования 50 лет.
Но наиболее значительная библиотека Древней Греции была создана не в Афинах, а на территории Египта. Со времени завоевания Египта Александром Македонским и основания города Александрии (332 г. до н. э.), греческая культура становится господствующей в этой стране. В полисах Египта утвердилась греческая система образования, греческий язык, греческая культура.
В царствование Птолемея I родился план создания самой большой публичной библиотеки античности. Осуществил этот проект Птолемей II.
За образец Александрийской библиотеки была взята библиотека Аристотеля в Афинах.
Книжные сокровища для Александрийской библиотеки собирались Птолемеями очень энергично. Птолемей II, например, рассылал во все концы света особых послов, которые добывали самые ценные произведения. По совету ученого, государственного и политического деятеля Деметрия Фалерского была выкуплена библиотека Аристотеля, о которой уже упоминалось выше. Кстати, из-за соперничества Александрийской и Пергамской библиотек (о последней речь еще впереди) стоимость этой покупки выросла в два-три раза. Известен случай, когда Птолемей II выписал из Афин под огромный залог драгоценные рукописи трагедий Эсхила, Еврипида, Софокла. Эти бесценные книги в Афины так и не были возвращены: царь предпочел лишиться залога и оставил подлинники в Александрийской библиотеке, а в Афины вернул копии. Переписывались также все рукописи, обнаруженные на кораблях, прибывающих в Александрийскую гавань.
Благодаря гигантским усилиям по сбору и сохранению произведений различных стран мира (не только эллинских государств), в Александрийской библиотеке был собран фонд от 400 до 700 тысяч названий. Коллекция так быстро пополнялась, что для библиотеки было построено дополнительное здание.
Александрийская библиотека привлекала немало известных ученых и исследователей того времени. Ученые могли читать любую литературу: художественную, философскую, медицинскую, географическую на греческом, персидском, древнееврейском языках и на хинди.
Библиотека не ограничивалась лишь сбором и хранением рукописей, она стала центром перевода. Так, 72 еврейских ученых работали над переводом на греческий язык Торы (книги, которая с появлением христианства стала называться “Ветхий завет”). Переводились также вавилонские и буддийские рукописи.
В Александрийской библиотеке
были разработаны правила
У библиотекарей имелись помощники, в обязанности которых входил учет новых рукописей, разбор и рассмотрение манускриптов, копирование текстов. Были люди, которые следили за порядком, за предохранением рукописей от моли и сырости.
Существует несколько версий гибели Александрианы, как ее назвали. Достоверно известно, что в 47 г. до н. э. основная часть фонда погибла во время пожара, охватившего город в результате уличных сражений, когда его захватил Юлий Цезарь. И тогда главной библиотекой стал Серапиум, в который ранее была передана часть Александрийской библиотеки в связи с бурным ростом ее фонда. В таком “усеченном” виде библиотека существовала еще несколько столетий. Согласно одной версии она была окончательно уничтожена фанатично настроенными христианами по приказу патриарха Феофила в 391 году. По другой версии библиотеку сожгли в 646 году во время нашествия мусульманских завоевателей. Существует еще и легенда о халифе Омаре, который, заняв Александрию, распорядился отнести книги в александрийские бани и предать их огню. Кстати, в источниках арабов, захвативших Александрию, сообщалось, что в городе имеется 4000 банных печей – это воспринималось как одна из диковинок города. Понадобилось шесть месяцев, чтобы сжечь александрийские фолианты. Эта легенда стойко сохранялась в средние века, однако некоторые ее детали вызывают сомнения у современных исследователей. Возможно, эта версия – обычное у восточных писателей преувеличение, напоминающее аналогичную, явно преувеличенную легенду: при взятии арабами Багдада победители уничтожили богатейшую городскую библиотеку. Книги было приказано бросить в реку Тигр. Рукописей оказалось так много, что на реке образовался мост из книг, по которому переправилась пехота и кавалерия, а от чернил, растворившихся в воде, река сделалась черною.