Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:40, контрольная работа
Прошло более 2500 лет с той поры, как было положено начало осмыслению
времени и пространства, тем не менее, и интерес к проблеме и споры
философов, физиков и представителей других наук вокруг определения природы
пространства и времени нисколько не снижаются. Значительный интерес к
проблеме пространства и времени естественен и закономерен, влияния данных
факторов на все аспекты деятельности человека нельзя переоценить. Понятие
пространства - времени является важнейшим и самым загадочным свойством
Природы или, по крайней мере, человеческой природы. Представление о
пространстве времени подавляет наше воображение.
Введение
Понятие пространства и времени в античной философии.
Пространсто и время – формы бытия
Развитие представлений о пространстве и времени в классической физике
Заключение
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Прошло более 2500 лет с той поры, как было положено начало осмыслению
времени и пространства, тем не менее, и интерес к проблеме и споры
философов, физиков и представителей других наук вокруг определения природы
пространства и времени нисколько не снижаются. Значительный интерес к
проблеме пространства и времени естественен и закономерен, влияния данных
факторов на все аспекты деятельности человека нельзя переоценить. Понятие
пространства - времени является важнейшим и самым загадочным свойством
Природы или, по крайней мере, человеческой природы. Представление о
пространстве времени подавляет наше воображение. Недаром попытки философов
античности, схоластов средневековья и современных ученых, владеющих знанием
наук и опытом их истории, понять сущность времени – пространства не дали
однозначных ответов на поставленные вопросы.
Диалектический материализм исходит из того, что "в мире нет ничего,
кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе,
как в пространстве и во времени". Пространство и время, здесь выступают
в качестве фундаментальных форм существования материи. Классическая физика
рассматривала пространственно - временной континуум как универсальную
арену динамики физических объектов. В прошлом веке представители
неклассической физики (физики элементарных частиц, квантовой физики и
др.) выдвинули новые представления о пространстве и времени, неразрывно
связав эти категории между собой. Возникли самые разные концепции: согласно
одним, в мире вообще ничего нет, кроме пустого искривленного
пространства, а физические объекты являются только проявлениями этого
пространства. Другие концепции утверждают, что пространство и время
присущи лишь макроскопическим объектам. Наряду с интерпретацией времени –
пространства философией физики существуют многочисленные теории философов,
придерживающихся идеалистических взглядов, так Анри Бергсон утверждал, что
время может быть познано только нерациональной интуицией, а научные
концепции, представляющие время, как имеющее какое-либо направление,
неверно интерпретируют реальность.
Начинать целесообразно с представлений античной натурфилософии, анализируя затем весь процесс развития пространственно - временных представлений вплоть до наших дней.
ПОНЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Понятие
времени возникло на основе
восприятия человеком смены
предоставленной смены состояний предметов и круговорота различных
процессов. Естественнонаучные представления о пространстве и времени прошли
длинный путь становления и развития. Самые первые из них возникли из
очевидного существования в природе и в первую очередь в макромире твердых
физических тел, занимающих определенный объем. Рациональные идеи,
согласующиеся с сегодняшними представлениями о времени – пространстве можно
найти в учениях почти всех античных мыслителей. Так уже в учении Гераклита
центральное место занимает идея всеобщего изменения – в ту же реку вступаем
и не вступаем. В анализе античных доктрин о пространстве и времени
остановимся на двух наиболее полно исследовавших данный вопрос: атомизме
Демокрита и системе Аристотеля.
Атомистическая доктрина была развита материалистами Древней Греции
Левкиппом и Демокритом и во многом предвосхитила фундаментальные открытия
ученных прошлого века. Согласно, этой доктрины, всё природное многообразие
состоит из мельчайших частичек материи (атомов), которые двигаются,
сталкиваются и сочетаются в пустом пространстве. Атомы (бытие) и пустота
(небытие) являются первоначалами мира. Атомы не возникают и не
уничтожаются, их вечность проистекает из отсутствия начала у времени.
Атомы двигаются в пустоте бесконечное время, которому соответствует
бесконечное время. По Демокриту атомы физически неделимы в силу плотности
и отсутствия в них пустоты. Сама же концепция была основана на атомах,
которые в сочетании с пустотой образуют всё содержание реального мира. В
основе этих атомов лежат амеры (пространственный минимум материи).
Отсутствие у амеров частей служит критерием математической неделимости.
Атомы не распадаются на амеры, а последние не существуют в свободном
состоянии. Это совпадает с представлениями современной физики о кварках.
Характеризуя систему Демокрита как теорию структурных уровней материи -
физического (атомы и пустота) и математического (амеры), мы сталкиваемся
с двумя пространствами: непрерывное физическое пространство как
вместилище и математическое пространство, основанное на амерах как
масштабных единицах протяжения материи. В соответствии с атомистической
концепцией пространства у Демокрита сложились представления о природе
времени и движения. В дальнейшем они были развиты Эпикуром в стройную
систему. Эпикур рассматривал свойства механического движения исходя из
дискретного характера пространства и времени. Например, свойство изотахии
заключается в том, что все атомы движутся с одинаковой скоростью. На
математическом уровне суть изотахии состоит в том, что в процессе
перемещения атомы проходят один атом пространства за один атом времени.
Аристотель
начинает анализ с общего
затем трансформирует его в вопрос о существовании делимого времени.
Дальнейший анализ времени ведётся Аристотелем уже на физическом уровне,
где основное внимание он уделяет взаимосвязи времени и движения.
Аристотель показывает, что время немыслимо, не существует без движения, но
оно не есть и само движение. В такой модели времени впервые реализована
реляционная концепция. Измерить время и выбрать единицы его измерения
можно с помощью любого периодического движения, но, для того чтобы
полученная величина была универсальной, необходимо использовать движение с
максимальной скоростью. В современной физике это скорость света, в
античной и средневековой философии - скорость движения небесной сферы.
Пространство для Аристотеля выступает в качестве некоего отношения
предметов материального мира, оно понимается как объективная категория, как
свойство природных вещей. Механика Аристотеля функционировала лишь в его
модели мира. Она была построена на очевидных явлениях земного мира. Но это
лишь один из уровней космоса Аристотеля. Его космологическая модель
функционировала в неоднородном конечном пространстве, центр которого
совпадал с центром Земли. Космос был разделен на два уровня: земной и
небесный. Земной уровень состоял из четырёх стихий - земли, воды, воздуха
и огня; небесный - из эфирных тел, пребывающих в бесконечном круговом
движении. Аристотелю удалось создать самую совершенную, для своего времени
модель пространства – времени, просуществовавшую более двух тысячелетий.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ – ФОРМА БЫТИЯ
Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение, системность. Рассмотрим пространство и время. Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени в истории философии распадалось на три группы проблем:
1. Каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они характеристиками материального бытия или характеризуют устройство нашего сознания?
2. Каково отношение пространства и времени к субстанции?
3. Каковы основные свойства пространства и времени? (Эта проблема оказывалась связанной с развитием естественнонаучных представлений о пространственно-временных характеристиках вещей, ее решение в значительной степени обусловливалось решением первых двух групп проблем).
Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие - чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени, и наоборот.
Но пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.
В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.
Вторую концепцию можно именовать реляционной (от слова relatio - отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. Какой же из этих концепций отдать предпочтение? С точки зрения признания объективности пространства и времени обе эти концепции равноценны. Если говорить об их естественнонаучной обоснованности, то в XVII - XIX веках явное преимущество было на стороне субстанциальной концепции; именно она лежала в основе ньютоновской механики, принимавшейся в то время за образец точной науки. В электродинамике в пользу существования абсолютного пространства свидетельствовала гипотеза светоносного эфира, который заполняет абсолютное пространство и является носителем электромагнитных волн. Наконец, сильнейшим свидетельством в пользу субстанциальной концепции пространства был факт единственности эвклидовой геометрии. Хотя еще в 30-х годах XIX в. Лобачевским была открыта неэвклидова геометрия, до открытия общей теории относительности, неэвклидовы геометрии рассматривались как воображаемые математические конструкции, и им не приписывалось реального физического смысла. Единственной геометрией, описывающей реальные свойства физического пространства и времени, считалась геометрия Евклида. А это как бы подтверждало вывод, следовавший из субстанциальной концепции, что свойства пространства и времени неизменны и независимы от характера движения и взаимодействия материальных систем.
Пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних должны определять их основные свойства. В этом отношении диалектика нацеливала науку на поиски зависимости между определенными свойствами пространства и времени и сопутствующими материальными процессами, которые их определяют. Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания - движущейся материи - указывает и на взаимосвязь между самим пространством и временем, на невозможность их существования абсолютно независимо друг от друга.
Информация о работе Понятие пространства и времени в античной философии