Понятие пространства и времени в античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:40, контрольная работа

Краткое описание

Прошло более 2500 лет с той поры, как было положено начало осмыслению
времени и пространства, тем не менее, и интерес к проблеме и споры
философов, физиков и представителей других наук вокруг определения природы
пространства и времени нисколько не снижаются. Значительный интерес к
проблеме пространства и времени естественен и закономерен, влияния данных
факторов на все аспекты деятельности человека нельзя переоценить. Понятие
пространства - времени является важнейшим и самым загадочным свойством
Природы или, по крайней мере, человеческой природы. Представление о
пространстве времени подавляет наше воображение.

Содержание

Введение
Понятие пространства и времени в античной философии.
Пространсто и время – формы бытия
Развитие представлений о пространстве и времени в классической физике
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение 
  2. Понятие пространства и времени в античной философии. 
  3. Пространсто и время – формы бытия
  4. Развитие представлений о пространстве и времени в классической физике
  5. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Прошло более 2500 лет с той поры, как было положено начало  осмыслению

времени и  пространства,  тем  не  менее,  и  интерес  к  проблеме  и  споры

философов, физиков и представителей других наук вокруг  определения  природы

пространства и  времени  нисколько  не  снижаются.  Значительный  интерес  к

проблеме пространства и времени естественен и  закономерен,  влияния  данных

факторов на все аспекты деятельности человека  нельзя  переоценить.  Понятие

пространства - времени  является  важнейшим  и  самым  загадочным  свойством

Природы  или,  по  крайней  мере,  человеческой  природы.  Представление   о

пространстве времени подавляет наше воображение. Недаром  попытки  философов

античности, схоластов средневековья и современных ученых, владеющих  знанием

наук и опытом их истории, понять сущность времени  –  пространства  не  дали

однозначных ответов на поставленные вопросы.

      Диалектический  материализм  исходит  из того, что "в мире нет ничего,

кроме движущейся материи, и движущаяся  материя  не может  двигаться  иначе,

как в  пространстве  и  во  времени". Пространство и время, здесь  выступают

в качестве фундаментальных форм существования материи.  Классическая  физика

рассматривала    пространственно -  временной  континуум  как  универсальную

арену  динамики  физических   объектов.   В   прошлом   веке   представители

неклассической физики  (физики  элементарных  частиц, квантовой   физики   и

др.)  выдвинули  новые  представления о пространстве и  времени,  неразрывно

связав эти категории между собой. Возникли самые разные концепции:  согласно

одним, в  мире    вообще   ничего    нет,   кроме   пустого    искривленного

пространства,  а  физические  объекты  являются  только  проявлениями  этого

пространства. Другие  концепции  утверждают,  что   пространство   и   время

присущи лишь макроскопическим объектам. Наряду с  интерпретацией  времени  –

пространства философией физики существуют многочисленные  теории  философов,

придерживающихся идеалистических взглядов, так Анри Бергсон  утверждал,  что

время  может  быть  познано  только  нерациональной  интуицией,  а   научные

концепции,  представляющие  время,  как  имеющее   какое-либо   направление,

неверно интерпретируют реальность.

      Начинать     целесообразно   с    представлений   античной натурфилософии, анализируя затем весь  процесс  развития  пространственно  - временных представлений вплоть до наших дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

      Понятие  времени возникло на основе  восприятия человеком смены событий,

предоставленной  смены   состояний   предметов   и   круговорота   различных

процессов. Естественнонаучные представления о пространстве и времени  прошли

длинный путь становления  и  развития.  Самые  первые  из  них  возникли  из

очевидного существования в природе и в первую очередь  в  макромире  твердых

физических  тел,   занимающих   определенный   объем.   Рациональные   идеи,

согласующиеся с сегодняшними представлениями о времени – пространстве  можно

найти в учениях почти всех античных мыслителей. Так уже в  учении  Гераклита

центральное место занимает идея всеобщего изменения – в ту же реку  вступаем

и не  вступаем.  В  анализе  античных  доктрин  о  пространстве  и   времени

остановимся на двух наиболее полно  исследовавших  данный  вопрос:  атомизме

Демокрита и  системе Аристотеля.

      Атомистическая  доктрина  была развита материалистами  Древней  Греции

Левкиппом и Демокритом и во многом  предвосхитила  фундаментальные  открытия

ученных прошлого века. Согласно, этой доктрины, всё  природное многообразие

состоит  из  мельчайших  частичек  материи  (атомов),   которые   двигаются,

сталкиваются  и сочетаются в пустом пространстве. Атомы  (бытие)  и  пустота

(небытие)  являются  первоначалами  мира.   Атомы   не   возникают   и    не

уничтожаются,  их вечность  проистекает  из  отсутствия  начала  у  времени.

Атомы двигаются   в  пустоте    бесконечное  время,  которому  соответствует

бесконечное время. По Демокриту атомы  физически неделимы в  силу  плотности

и отсутствия в них пустоты. Сама  же  концепция  была  основана  на  атомах,

которые  в сочетании с пустотой образуют всё содержание  реального  мира.  В

основе  этих  атомов  лежат  амеры  (пространственный    минимум   материи).

Отсутствие у амеров  частей  служит  критерием  математической  неделимости.

Атомы не распадаются  на  амеры,  а  последние  не  существуют  в  свободном

состоянии. Это совпадает с представлениями  современной  физики  о  кварках.

Характеризуя систему Демокрита как теорию  структурных  уровней  материи   -

физического (атомы и пустота) и  математического (амеры),   мы  сталкиваемся

с    двумя   пространствами:   непрерывное   физическое   пространство   как

вместилище  и  математическое  пространство,  основанное   на   амерах   как

масштабных единицах протяжения  материи.  В  соответствии  с  атомистической

концепцией  пространства  у  Демокрита  сложились  представления  о  природе

времени и движения. В дальнейшем   они  были  развиты  Эпикуром  в  стройную

систему. Эпикур рассматривал  свойства   механического  движения  исходя  из

дискретного характера пространства и  времени.  Например, свойство  изотахии

заключается в том, что  все  атомы  движутся  с   одинаковой  скоростью.  На

математическом  уровне   суть   изотахии  состоит  в  том,  что  в  процессе

перемещения атомы проходят один атом пространства за один атом времени.

      Аристотель  начинает анализ с общего вопроса  о  существовании  времени,

затем  трансформирует  его  в  вопрос  о  существовании  делимого   времени.

Дальнейший  анализ  времени ведётся Аристотелем уже  на  физическом  уровне,

где  основное   внимание  он  уделяет  взаимосвязи   времени   и   движения.

Аристотель показывает, что время немыслимо, не существует без  движения,  но

оно не есть и само движение. В  такой  модели  времени  впервые  реализована

реляционная концепция. Измерить  время   и  выбрать  единицы  его  измерения

можно  с  помощью  любого  периодического   движения,  но,  для  того  чтобы

полученная величина была универсальной, необходимо использовать  движение  с

максимальной  скоростью.  В  современной  физике  это   скорость  света,   в

античной и средневековой философии - скорость движения небесной сферы.

      Пространство  для Аристотеля выступает  в  качестве  некоего  отношения

предметов материального мира, оно понимается как объективная категория,  как

свойство природных вещей.  Механика Аристотеля функционировала  лишь  в  его

модели мира. Она была построена на очевидных явлениях земного мира.  Но  это

 лишь  один  из  уровней  космоса  Аристотеля.  Его  космологическая  модель

функционировала  в  неоднородном  конечном  пространстве,   центр   которого

совпадал с центром Земли. Космос  был  разделен  на  два  уровня:  земной  и

небесный. Земной уровень  состоял из четырёх стихий - земли,  воды,  воздуха

и огня; небесный - из  эфирных  тел,   пребывающих  в  бесконечном  круговом

движении. Аристотелю удалось создать самую совершенную, для  своего  времени

модель пространства – времени, просуществовавшую более двух тысячелетий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ – ФОРМА БЫТИЯ

 

Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение, системность. Рассмотрим пространство и время. Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени в истории философии распадалось на три группы проблем:

1. Каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они характеристиками материального бытия или характеризуют устройство нашего сознания?

2. Каково отношение пространства  и времени к субстанции?

3. Каковы основные свойства  пространства и времени? (Эта проблема оказывалась связанной с развитием естественнонаучных представлений о пространственно-временных характеристиках вещей, ее решение в значительной степени обусловливалось решением первых двух групп проблем).

Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие - чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени, и наоборот.

Но пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

Вторую концепцию можно именовать реляционной (от слова relatio - отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. Какой же из этих концепций отдать предпочтение? С точки зрения признания объективности пространства и времени обе эти концепции равноценны. Если говорить об их естественнонаучной обоснованности, то в XVII - XIX веках явное преимущество было на стороне субстанциальной концепции; именно она лежала в основе ньютоновской механики, принимавшейся в то время за образец точной науки. В электродинамике в пользу существования абсолютного пространства свидетельствовала гипотеза светоносного эфира, который заполняет абсолютное пространство и является носителем электромагнитных волн. Наконец, сильнейшим свидетельством в пользу субстанциальной концепции пространства был факт единственности эвклидовой геометрии. Хотя еще в 30-х годах XIX в. Лобачевским была открыта неэвклидова геометрия, до открытия общей теории относительности, неэвклидовы геометрии рассматривались как воображаемые математические конструкции, и им не приписывалось реального физического смысла. Единственной геометрией, описывающей реальные свойства физического пространства и времени, считалась геометрия Евклида. А это как бы подтверждало вывод, следовавший из субстанциальной концепции, что свойства пространства и времени неизменны и независимы от характера движения и взаимодействия материальных систем.

Пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних должны определять их основные свойства. В этом отношении диалектика нацеливала науку на поиски зависимости между определенными свойствами пространства и времени и сопутствующими материальными процессами, которые их определяют. Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания - движущейся материи - указывает и на взаимосвязь между самим пространством и временем, на невозможность их существования абсолютно независимо друг от друга.

Информация о работе Понятие пространства и времени в античной философии