Библиотечное обслуживание детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 07:41, контрольная работа

Краткое описание

Библиотеки, обслуживающие детей, являются звеном единой общегосударственной системы страны.
В настоящее время детей обслуживают библиотеки системы Министерства культуры России, школьные библиотеки
системы Министерства просвещения России и др. библиотеки. Библиотечную сеть Министерства культуры России образуют государственные детские библиотеки; областные, краевые, региональные, республиканские детские библиотеки; централизованные библиотечные системы, объединяющие массовые библиотеки для взрослых и детей, самостоятельные централизованные библиотечные системы детских библиотек.

Вложенные файлы: 1 файл

библиотечноеобслуживаниедетейиподростков.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Влияние библиотекаря на чтение ребенка  возможно  лишь в том случае,  читатель  видит  в нем доброго,  умного собеседника, знатока книг, к  которому можно  обратится  за помощью.  Сближает библиотекаря с читателем  беседа  о ранее прочитанных   (или прослушанных) ребенком  книгах, которые перечитывались  по многу раз. Она помогает библиотекарю в постижении  духовного мира  ребенка, способствует  установлению  взаимопонимания, необходимого для успешного руководства чтением. Результаты  такой беседы отражаются в формуляре читателя, записи  в котором важно систематический анализировать, чтобы использовать  анализ  как средство  воздействия на качество  чтения ребенка. Для этого нужно практиковать  совместный  с читателем  просмотр его формуляра.      

 

 

В процессе индивидуального  руководства  чтением  библиотекарю важно знать  общую  картину  чтения ребенка6, какие книги он берет в библиотеке, в школе и какие у него есть дома.

Духовный мир  младшей возрастной группы должны войти самое ценное, то,  что соответствует уровню его развития  -   умственного, эмоционального, эстетического -  и в том же  время способствует его дальнейшему развитию.

 

 

3) Читатели 10 – 11 лет (младшие подростки)

 

 

 Детей  этого возраста  включают  в  подростковый  (10 – 14 лет) период в цикле детского  развития. Это важнейший этап  становление личности, которые в   целом  характеризуется переходом  от «детства» к «взрослости». Переход  этот продолжителен и протекает у разных детей неравномерна.  

 

 

Младшие подростки  представляют собой  сложный тип  читателя.  Они уже не столь  доверчивы  и охотно  вступают  в общение  со взрослыми,  хотя взрослый  для них сохраняет авторитет почти во всех вопросах. Перестраиваются психические процессы, начинает  активно формироваться аналитическая мыслительная  деятельность,  способность к определенным  обобщениям. Это возраст бурно развивающейся познавательной  и общественной активности. Возрастает интерес к кино, телевиденью, Иными становятся  игры,  растет  интерес к походам, путешествиям. Исчезает  неопределенность, аморфность познавательных интересов. Ребята  начинают волновать вопросы мироздания,  проблемы жизни и смерти, явления человеческой психики. Растет  доверие к  собственному  опыту,  характерное ощущение,  что все окружающее уже  знакомо,  понятно,  поэтому  особенно сильно  начинает  проявлятся  эмоциональная заинтересованность в  узнавании нового, в осмыслении фактов  и явлений  действительности. Это возраст  возникновения  интеллектуальной  и эмоциональной готовности к самостоятельному чтению  и восприятию  научно-познавательной литератур  по естественнонаучным  вопросам.                         

 

 

Библиотекарю важно знать,  как самими младшие подростки начинают  осознавать  мотивы чтения  -  для чего они читают  книги,  что они ждут,  какие их духовные  потребности оно удовлетворяет. Мотив – это важное связующее звено между потребностью  в чтении  и удовльстворяющими эту потребность  в  книгами. Если  формированию мотивов  не уделяются должного внимания, то не происходит развития и усложнения потребностей.     

 

 

Степень осознанности мотивов  библиотекарь устанавливает, сопоставив  ответы детей на  следующие вопросы  «Зачем ты читаешь книгу?», «О чем бы ты хотел сейчас прочитать?», «Какую  книгу ты посоветуешь прочитать своему другу?».  

 

 

Ведущим мотивом   чтения, как он осознается  большинством младших подростков,  являются познавательный: чтение книг – источник  косвенного опыта, расширение  знаний о мире.

 

Развитие ребенка как читателя проявляется в осознанном  выборе книг, в основе  которого лежит  тема,  содержания произведения. Круг интересов расширяется. Своеобразие этих интересов - в многоплановости и многообразии, а также в большей осознанности конкретности  тех областей знаний, которые младших подростков   привлекают.

 

 

Читатели  10 – 11 лет  начинают замечать разницу  между познавательным  и художественным  текстом. В круг чтения широко входит  не только природоведческая, но и историко-художественная книга. В воспитании гражданственности и социальной активности  детей этого возраста  большую роль играет книга   о Родене, ее героическом прошлом.       

 

 

Для читателя  этого возраста   характерен более  высокий,  чем в периодах  подросткового детства,  интерес к фабуле к тайнам, напреженным ситуациям, к неожиданностям. Читая книги, доступные его возраста,  он уже может понять  и почувствовать позицию автора. И это всегда учитывает библиотекарь  продумывая  приемы воздействия на чтения  детей.      

 

Если младший подросток  уверен, что библиотекарь  с уважением  относится  его духовному миру,  интересам  склонностям,  внимателен к его  читательским  увлечениям  и готов  откликнутся на любые  стремления ребенка к контактам по поводу  книги и чтения,  положительное влияние библиотекаря на чтение,  детей будет ощутимо. Младший подросток нуждается во  взрослом  посреднеке между собой и книгой.   

 

Развитию  интереса  к самообразовательному чтению способствует  организация  открытого доступа  к фондам на основе изучения интересов  читателей, выставочная работа,  консультация у книжных полок  обзоры книг, экскурсии по библиотеке, рекомендательные индивидуальные  групповые беседы, «опережающая информация».    

 

 

4)   Читатели 12 – 13 лет (средние подростки)

 

 

Чем старше ребенок, тем  более ярко проявляются индивидуальные особенности  его личности. Если на  предыдущих  возрастных этапах  отношение ребенка  со  средой, его «эмоциональное благополучие» определялось преимущественно взрослыми,  то сейчас  прежде всего отношением  и оценкой сверстников   

 

Важнейшей особенностью этого возраста  - начала развития самосознания и  самооценки. В  отличи от наивных форм  самоутверждения,  характерных для младших  подростков, у старших подростков развивается более осознанный интерес к собственной личности,  к выявлению своих возможностей  и их объективной оценки. Начинают формироваться относительно  устойчивые  и незовисимые  от случайных влияний моральные  взгляды и оценки; возникает глубокий интерес  к нравственным  качествам, к нормам  поведения и  взаимоотношениям  людей.       

 

 

 Познавательные запросы   старших  подростков становятся  осознанными, избирательными,  изобретательными, начинают перерастать в личностные интересы. Их особенно волнуют  общественные и нравственные вопросы: судьбы человечества, жизнь общества,  счастье, любовь, дружба.  У части подростков  возникают довольно глубокие и  устойчивые  интересы к отдельным учебным предметам. Они откликаются на новые открытия, изобретения,  интересуются техникой,  посещают различные кружки, увлекаются конструированием, моделированием. Возрастающая социальная активность способствует  приобщению к жизни и деятельности взрослых     

 

 

 

Особой характеристикой  общения, тенденция к самопознанию и самооценке,  повышенная активность  и широта склонностей,  потребностей,  в практической деятельности – все эти  социально-психологические  особенности возраста влияют и на формирования читательских  свойств.  Основными мотивами чтения научно-познавательной литературы у подросткам являются  познавательные, вызванные личными интересами и склонностями. Определенную роль играют  мотивы, обусловленные влиянием  школы. Существенным мотивом чтения научно-познавательной литературы становятся рекомендация сверстников, хотя это обращение к книге осознанно, порой носит случайный характер.    

 

 

 В чтении научно-популярной  литературы у мальчиков и девочек   есть различия,  проявляющиеся  и в характере запросов, и в содержания в чтения, и мотивах обращениях к книге. Это важно учитывать в процессе  руководства  чтения. Мальчики предпочитают читать книги по технике, физике,  математике. Девочки любят  библиографического  характера. по искусству, литературоведению, начинают тяготится к художественной литературе для взрослых.  

 

Как  правило, в этом возрасте подростки увлекаются приключенческими  книгами, интерес к ним растет вместе    с расширением общей тематикой чтения и увлечении,  т: е.   ее любят и те кто увлечен и общественной работой, и искусством, спортом.

 

 

5) Читатели   14 лет  (старшие подростки)

   

 

Социально-психологические особенности  четырнадцатилетнего школьника  связаны с тем, что  этот возраст  перехода от подросткового к раннему  юношеству этапу развития  личности. В этот период внутренняя позиция подростка характеризуется ярко выраженной тенденцией с одной  стороны,  к самопознанию,  самоопределению,  постижение своего «Я»,  с другой – к познанию внешнего мира,  чтобы  найти в нем свое место, получить опору для формирования взглядов и убеждений. Такая двойственность  внутренней позиции зачастую приводит к изменению  предпочтений в сфере личности интересов и  увлечений, в отношении к различным  видам деятельности. Возрастает  общественная гражданская активность  подростков 14 лет – возрастает вступление стремление определить себя и найти нравственный идеал проявляется у ребят особинок сильно.

 

 

 Для подростков этого возраста  характерна избирательность занятий и видов досуга.

 

 

Увлечение научно-познавательной литературой не редко обусловлено сформировавшимся,  глубоким интересом к данной отросли знания. Спрос на книги устойчив, если школьник связывает с этой отраслью свою будущую профессию. Все чаще появляется в чтении  ребят мотив самооразования. Достоинства научно-познавательной (и  научно-фантастической) книги оцениваются с точки зрения актуальности научных проблем поставленных в ней.    

 

К сожалению не многие подростки  читают   публицистические произведения,  рассчитанный на их возраст. Далеко не каждый читатель желает приложить усилия, овладевая понятиям, отражающими закономерности социального развития,  философскую, историческую политическую мысль.

 

 

 

По отношению  к художественной литературе  различая у подростков проявляются в реальном  круге чтения, в мотивах чтения, в критериях оценочного отношения к книге.

 

Подростки, которые прошли хорошую  школу  литературного воспитания,  отличаются широтой и устойчивостью  читательских запросов,  возможностями  восприятия сложных для возраста произведения,  развитыми критериями  оценочного  отношения к книги. У  этих ребят  наблюдаются взлет интереса поэзии. Они начинают глубже ощущать художественное своеобразие манеры  писателя. Меняется отношение к герою: волнует характер героя во всей его сложности и цельности.

 

 

 

Существенные особенности возраста – активное приобщение к чтению художественной литературы,  предназначенной   для взрослого чтения. У девочек  это приходит раньше, чем у мальчиков, у них заметнее  перестраиваются мотивы чтения  и критерии оценочного отношения к книге.  Проявляя большой интерес к характеру человеческих взаимоотношений, девочки легче входят в мир чувств и переживаний взрослых.

 

 

В  индивидуальном  общении библиотекаря с читателем  заложены  наибольшие  возможно для  развития  личности  старшего  подростка как читателя. Но для этого нужны общая позиция, желание стать на точку зрения воспитуемого.   

 

 

В индивидуальной работе следует учитывать  специфику возраста,  не приемлющего  рода наставлений. Читатель может  вступить  в  общение с библиотекарем,  довереться ему в случае  большого уважения к его знаниям, опыту и если он  уверен,  что его поймут. «Белые нитки» педагогического просчета  он замечает сразу. Отсюда   высокие требования к мастерству библиотекаря, к тонкости его педагогических примеров, тенденция к увлечению в  руководстве чтением опосредованных мерах воздействия на чтение.

 

 

Успех массовых мероприятий  может  обеспечить  продуманная индивидуальная работа с читателем,  знакомство с их мнениями, желаниями.  Она может  подсказать библиотекарю целесообразные для усилия воспитательного  воздействия книги формы общения со старшими подростками

 

Старшие подростки любят, когда  «библиотекарь рассказывает о хороших  книгах», «может посоветовать, что читать», «когда можно поговорить о книге и о нас», «если книга захватывающая, ее можно обсудить».

 

 

 

В подростковом возрасте в связи  с усилением характерного для  этой стадии развития личности стремления к самоутверждению чаще звучит протест  против нажима и регламентации. Наиболее ценным  для старших подростков и остро недостающим  в этот момент оказывается  глубокий  и вдумчивый «разговор на равных2 со  взрослыми – родителями, педагогами, библиотекарями,. В  непринужденной обстановке коллективного обсуждения,  где взрослый и дети являются равными партнерами  в общении, подросток свободно высказывает свое суждение о прочитанном, о героях книги, ее авторе. Знакомясь с разными мнениями, в том числе и библиотекаря, сопоставляя  их со своим, читатель глубже вникает в прочитанное  постигая художественную ценность произведения, его идею, замысел автора. 

 

Педагогика руководства чтением  каждой возрастной группы  специфична. Приемы и формы воздействия  на чтение детей, их конкретный выбор, назначение и содержание обусловлены возрастными  особенностями читательской аудитории , ее социально-психологическими характеристиками, закономерностями  читательского развития  детей на данном  этапе воспитания.  

 

 

                         Изучения читателя-ребенка в библиотеке

 

Неоьемлимой частью работы библиотекаря составляет изучение читателей-детей, которые обеспечивают  выбор наиболее действенных методов и форм руководства чтением гармоничного  воспитания детей и подростков средствами литературы.                                                                                                  

Информация о работе Библиотечное обслуживание детей и подростков