Библиотечное обслуживание детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 07:41, контрольная работа

Краткое описание

Библиотеки, обслуживающие детей, являются звеном единой общегосударственной системы страны.
В настоящее время детей обслуживают библиотеки системы Министерства культуры России, школьные библиотеки
системы Министерства просвещения России и др. библиотеки. Библиотечную сеть Министерства культуры России образуют государственные детские библиотеки; областные, краевые, региональные, республиканские детские библиотеки; централизованные библиотечные системы, объединяющие массовые библиотеки для взрослых и детей, самостоятельные централизованные библиотечные системы детских библиотек.

Вложенные файлы: 1 файл

библиотечноеобслуживаниедетейиподростков.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Изучения читателя  осуществляется в повседневной работе на основе  единых принципов и преследует конкретные практические цели.

 

 

Первый принцип: изучать  ребенка-читателя нужно в тесной связи с изучением его как личность.  Это не  значит, что библиотекарь  должен  заняться разносторонним  целенаправленным  изучением личности ребенка. Он общается  с читателем в лучшем  случае несколько раз в месяц и не имеет такой возможности. Но он наблюдает,  изучает читателя как личность не прямо, а косвенно Все методы изучения – беседа, наблюдения,  анализ читательского  формуляров,  - не теряя своей библиотечной направленности, одновременно более глубоко раскрывают библиотекарю  личность ребенка. Его характеристику как читателя  можно составить, зная его интересы и увлечения,  взаимоотношения с друзьями, семьей и школой.   

 

Тогда будут понятны индивидуальные различия в чтении, в отношении  к книге у ребенка одного и  того же возраста, и библиотекарь сможет формировать направлять читательский интерес.

 

Второй принцип, вытекающий  из педагогеки и психологии:  изучая читателя-ребенка, одновременно развивать  и направлять  его интересы. библиотекарь изучает ребенка в процессе  руководства  его чтением, одновременно воспитывая его как читателя. 

   Третий принцип: изучения  читателя в детской библиотеке  тесно связано с изучением   книги. В самой книге, ее  видов и жанров специфики необходимо выявлять потенциальные  возможности и способы  воздействия  на читателя. Общего представления о книге и ее содержании библиотекарю недостаточно. Ему важно понимать, на какие читательские  качества рассчитаны произведения разных видов и жанров, чего они требуют от читателя, как функционируют в его сознании. Чтобы осуществлять дифференцированное  руководства чтением детьми этих  произведений, библиотекарю нужно знать и особенности читателя, и особенности книги, уметь верно соотнести их друг с другом.

 

 

 

Нужно периодически  анализировать  характер спроса, его причины. Определенность спроса на книгу, когда дети не только знают, о чем  но и что они хотят читать,  и называют конкретные книги, конкретных авторов,  может свидетельствовать о значительной роли библиотеки в формировании читателя. Преобладание  неопределенного или  тематического  спроса детей  («что-нибудь интересное, не знаю что») -  свидетельство того,  что библиотека  недостаточно работает со своими читателями,  их чтение пущено на  самотек,  ребята плохо знают книгу, библиотечные формы пропаганды  книги  не оказывают воздействия на     читательский спрос и культуру чтения детей.

 

Записи библиотекаря  о причинах спроса позволяют получить  данные  и проанализировать:

 

- эффективность  различных форм  индивидуальной и массовой  воспитательной работы библиотеки (обсуждений, бесед, библиографических обзоров  и др.), наглядной библиотечной пропаганды;

 

- роль справочно-библиографический   аппарата библиотеки  в читательском выборе;

 

- влияние конкретной  социальной  среды на чтения детей и  подростков;

-  степень развития мотивов  выбора и обращения к литературе из разделов библиотечного фонда и т.д.

 

Более глубокому изучению личности  читателя, его отношения к книге  и чтению способствуют и такие  сведения: «О чем любит  читать «, «Какие предметы в школе  считает  наиболее интересными», «Любимое занятие»,  «Какими еще библиотеками пользуется». Анализ записей в этих графах формуляра  дает представление  об общей  направленности  личности  читателя,  шире раскрывает интересы и увлечения ребят, позволяет  проследить  возрастные изменения   в их интересах (ведь  читательский формуляр рассчитан на 5 лет, а все записи  в графах должны датироваться), увидеть реальное место детской библиотеки среди других источников получение книг читателем.     

 

 

Наблюдение – важный  метод изучения читателя-ребенка в библиотеке. Значимость  его многократно подчеркивала Н. К. Крупская: «Часто одно замечание ребенка, одна мимика ребенка вскрывает направленность интересов ребенка, его подготовку. не надо длинных “разведочных”  бесед,  которые утомят ребенка, нужно   учится  наблюдать  ребенка».

 

Метод наблюдения  следует использовать и для проверки   действенности  библиотечных мероприятий,  проявляющейся  в практическом поведении юных читателей. Библиотекарь  чаще всего  ведет  наблюдение  незаметно для читатель. Но порой это нельзя скрыть  от детей -  например, когда библиотекарь наблюдает за группой  ребят,  знакомящихся с книжной выставкой или обратившихся к систематическому каталогу, и ребята  видят, что библиотекарь  ведет записи. В таких случаях он должен корректно разъяснить  цели и  задачи  наблюдения. Хорошо поставленное наблюдение за  читателями-детьми  расширяет знания библиотекаря об их читательском  поведении и в комплексе с другими методами изучения читателя служит укреплению  научных основ руководства  чтения детей и подростков.

 

 

Библиотекарь в своей повседневной  работе с читателями-детьми  может  изучать  интересы в условиях  специально созданных экспериментальных  ситуациях. С их помащью  он стремится  не только определить и зафиксировать, например, содержание чтение, его разносторонность,  круг предпочитаемых изданий, ведущие мотивы обращения к литературе и критерии  читательских оценок, но ставит целью помочь каждому ребенку с данной (зафиксированной) на следующую, более высокую стадию, пробуя разные приемы при  рекомендациях книг, в беседе о прочитанном, во время громких чтений и т. п.   

 

 

В современных условиях актуальной задачей  библиотекарей  является развитие  у читателей  потребность  в самообразовательном чтении  научно-познавательной литературы по различным  отраслям  знания. Формированию и  развитию  интереса к ней способствуют такие приемы, как  «книга для тебя», «книга сюрприз» (их  необходимо испытать  во всех возрастных  читательских группах).   

 

 

Наряду с книгами, связонными между собой по проблематике,  ребенку можно посоветовать книгу из незнакомой ему области,  но, по мнению библиотекаря, заслуживающую его внимания.  Для этого используется  прием «книга-сюрприз»  была интересна по оформлению,  обладала бесспорными  идейно-эстетическими достоинствами. Анализ данных  такой экспериментальной работы позволит выяснить,  можно ли «книгу-сюрприз»  предлагать тем,  кто читает научно-познавательную   литературу  не систематически,  или же это прием девствует только по отношению к тем   ребятам, у которых сформирован  интерес к чтению научно-познавательной литературы, правда, из иной нежели «книга-сюрприз»,  области знания.        

 

В своей каждодневной  работе читателями библиотекарь не может (да и не должен) применять метод эксперимента в  чистом виде – как его  используют в научных исследованиях. чаще всего он создает  для юных читателей ситуации, которые можно охарактеризовать как естественный  психолого-педагогический эксперимент,  позволяющий сочетать изучение читателей с их  воспитанием и развитием. Например, чтобы выяснить,  чем воздействует книга на ребенка - какие  события и каких героев он выделяет,  слушая выразительное чтение  взрослого, какие настроения и чувства она вызывала, понравилась или нет и т.д., - можно организовать экспериментальное чтение и предложить  его участникам  сделать иллюстрации к книгам (темы  рисунков  библиотекарь придумывает заранее в соответствие  с целями эксперимента). При анализе рисунков разных читателей на  одни и те же темы  библиотекарь получит  сопоставимые данные  об индивидуальных и типологических особенностях восприятия  литературы конкретного  жанра и вида той или другой группой читателей.

 

Охарактеризованные  методы  изучения читателя-ребенка применяются библиотекарями в различных сочетаниях, обусловленных необходимостью решения конкретных задач воспитания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Список используемой литературы

 

                  Библиотека юный читатель  [Текст] : практическое пособие /

        Адаменко, А. С. [и др.]. – М.: книжная палата 1978. – 255, [56] с.

 

                   Руководства чтением  детей  и юношества в библиотеке          

       [Текст] : учеб пособия /  Полозова, Т. Д. [и др.] ; под ред.                                                                                                               

       Т.Д. Полозовой. – М. : МГИК 1992.  – 231, [32] с.   

       ISBN 5 – 7196 – 0644 – 0.  


Информация о работе Библиотечное обслуживание детей и подростков