Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:11, доклад
Эпоха Просвещения — переломный период в развитии европейской цивилизации, своеобразное явление Нового времени, которое было связано со значительными экономическими, социальными и культурными реформами, буржуазно-демократическими революциями и правительственными переворотами в странах Западной Европы и в России и длилось с последней трети XVII в. до конца XVIII в. Этот исторический этап был связан с решительным концептуальным пересмотром отношения к человеку и окружающему миру, ускорением формирования новых общественных и духовных ценностей.
С точки зрения постановки учебного
процесса некоторые образовательные
учреждения (например, католические иезуитские
коллегии) во многом использовали наиболее
значимый передовой практический педагогический
опыт, изменяя систему преподавания
и нацеливая ее на подъем общей
результативности воспитательно-образовательной
работы с учениками. В первую очередь
это проявлялось в изменении
содержания образовательного процесса
и смене традиционных педагогических
приемов и методов
Так, наиболее распространенные латинские школы ориентировались на практический аспект изучения латинского языка, что, в свою очередь, проявлялось в том, что латынь стала рассматриваться как средство целенаправленного и осмысленного развития речи учащихся, в том числе на основе не только религиозной, но и светской литературы. Одновременно в учебных заведениях благодаря развитию торговли, экономики и производства в программы обучения стали активно включаться не только «мертвые» (латынь и греческий), но и реальные иностранные языки (французский, английский и др.) в качестве средства развития международного общения и закрепления торговых взаимоотношений между европейскими, азиатскими и американскими странами.
Одновременно с изменением содержания образовательного процесса наиболее серьезные реформы произошли в методике организации и упорядочения самой учебной деятельности, что было связано в первую очередь с активным внедрением в практику идей классно-урочной системы Я. А. Коменского и развитием дидактики как теории обучения в целом.
Основное внимание изменению методики
организации учебного процесса уделяли,
как правило, не официальные представители
образовательной сферы, а создатели
экспериментальных учебных
Особенности становления образовательной системы в России
Эпоха Просвещения представляет собой
достаточно значимый период в развитии
отечественной школы. На этом этапе
в России происходило становление
государственной
Негативное отношение к «
В начале XVIII в. экономические и
социальные преобразования в России
потребовали большого количества образованных
и профессионально обученных
людей — профессионалов в различных
сферах деятельности. Подобные потребности
диктовали необходимость
Для подготовки широко образованного
человека в XVIII в. в России стала создаваться
целостная система
Первоначально предполагалось, что
данные школы станут подготовительным
этапом для последующего профессионального
образования представителей низших
слоев населения. Поэтому в образовательную
программу Цифирных школ входили
грамота, арифметика и начала геометрии.
Однако деятельность этих школ изначально
была связана с целым рядом
трудностей, которые привели к
их практически повсеместному
Одновременно с цифирными
Одновременно в России происходит становление системы элитарного образования для дворянства. В качестве подобных учебных заведений выступали:
• профессиональные школы (школа математических и нави-гацких наук, Московская инженерная школа, петербургские инженерная и артиллерийская школы, хирургическая школа и др.);
• общеобразовательные государственные и частные школы, пансионы (школа пастора Э. Глюка в Москве, школа В.Н.Татищева и т.д.).
Кроме этого, в период правления Петра I получила широкое распространение система обучения «дворянских недорослей» за границей в учебных заведениях наиболее экономически развитых европейских государств. Таким образом, была предпринята попытка формирования системы преемственного начального и среднего образования.
В качестве учреждений высшей школы
в России выступали Славяно-греко-
В качестве традиционного светского
высшего учебного заведения в
России выступила созданная по указу
Петра I Санкт-Петербургская
Академия наук с подчиненными ей университетом и гимназией.Д
Вторая половина XVIII в. также ознаменовалась
значительными изменениями в
системе отечественного образования,
которые были связаны с реформаторской
деятельностью Екатерины II, И, И. Бецкого
и Ф. И.Янковича де Мириево. Именно в
этот исторический период оформляется
идея организации не узкосословной
и профессиональной, а всеобщей (за
исключение крепостных крестьян) и
общеобразовательной школы, что
было связано с широким
Таким образом, в России к концу XVIII в. сложилась неупорядоченная, преемственно не связанная, носящая ярко выраженный сословный характер образовательная система, которая ори/ вотировалась на традиционные формы и методы обучения подрастающего поколения и использовала традиционно закрепленные образовательные программы.
Эпоха Просвещения являла собой
очень неоднозначный культурный
феномен, который строился на единстве
неоднородных идейных течений, сходившихся
лишь в определении ценности воспитания
и обучения подрастающего поколения,
в критике сословно-
Авторские дидактические системы
Еще одной характерной особенностью
эпохи Просвещения явилось
Дидактическая система Д. Локка (1632—1704). Английский философ, общественный деятель и педагог Д.Локк стал создателем эмпирико-сенсуалистической концепции образования, которая во многом определила те новации, которые произошли в образовательной сфере в эпоху Просвещения. В своем программном произведении «Опыт о человеческом разуме» Д.Локк обосновал сенсуалистический подход к познанию реалий окружающего мира природы и социума, а также сам механизм усвоения знаний учащимися. Критика учения о «врожденных идеях» был сопряжена Д. Локком с обоснованием концепции опытного происхождения человеческих знаний как основы теории познания. Согласно данной теории, существуют два источника познания:
• «внешний опыт», т.е. чувственные представления на основе ощущений, полученных от реальных материальных объектов;
• «внутренний опыт», или «рефлексия», т.е. собственно акт познания.
Соединение данных источников познания,
их комбинирование и является основой
формирования опыта и жизненных
привычек человека, поэтому все особенности
его жизни зависят от того воспитания,
которое он получил на основе объединения
внутренних (индивидуальный потенциал)
и внешних (обстоятельства жизни) условий
существования. На основе данного положения
Д.Локк формулирует свою концепцию
«воспитания джентльмена», под которым
подразумевается деловой
Программа обучения, согласно идеям Д.Локка, должна строиться на основе совмещения традиций и новаций, т. е. на элементах светского воспитания (фехтование, танцы, верховая езда) и практического «делового» обучения (право, этика, история, бухгалтерия, стенография, естественные дисциплины).
Для реализации представленной концепции
автор предлагал значительно
изменить методику воспитательно-образовательного
процесса, сделав упор прежде всего
на осознанность и самостоятельность
приобретения определенных познавательных
сведений. Так, начинать обучение, по мысли
автора, следует с раннего освоения
чтения и письма, что следует вменить
ребенку в обязанность с
Продолжением учебного процесса становится
обучение стенографии, освоение основ
религии и изучение иностранных
языков, а также естественно-научная
подготовка через изучение математических,
социальных и естественных наук (арифметики,
природоведения, географии, астрономии,
истории и натурфилософии). Особую
значимость при этом, по мысли Д.Локка,
должна была иметь специально подобранная
литература для самостоятельного чтения
по различным предметам, что «составляет
последний шаг в
Рассматривая теорию «воспитания и обучения джентльмена» Д.Локка, следует отметить также, что автором были сформулированы следующие идеи:
• целостный подход к процессу воспитания и обучения ребенка на основе единства его физического и умственного развития;
• осознание ценности смены интеллектуального и физического труда детей в процессе организованного обучения;
• признание необходимости ранней профессиональной подготовки подрастающего поколения как основы воспитания и образования истинного гражданина;
• ориентация на гуманное отношение к ребенку как самостоятельному, сознательному существу, которое необходимо уважать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, ориентация на стремление каждого человека к саморазвитию, возбуждение самостоятельности и активности учащегося;
• потребность в организации целенаправленного учебного процесса на основе стремления детей к свободной и разнообразной деятельности, а также с учетом применения «мягких» — практически ориентированных, активных и игровых приемов предоставления и закрепления соответствующих учебных знаний и умений;
• необходимость построения учебного процесса на основе пробуждения любознательности учащихся и развития их интересам изучаемому предмету; -
Информация о работе Дидактические теории и системы эпохи Просвещения