Жанры русского фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:38, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ жанров русского фольклора, возникновение которых является закономерным процессом, определяемым как внешними социально-историческими факторами, так и внутренними законами развития фольклора. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие фольклора;
выделить состав и классификацию жанров русского фольклора;
охарактеризовать отдельные жанры русского фольклора.

Вложенные файлы: 1 файл

жанры русского фольклора2.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

ПРЕДМЕТ: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ТЕМА: ЖАНРЫ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

 

Фольклор  занимает особое место среди других видов искусства. Содержание фольклора, его отдельных жанров и произведений составляет жизнь народа, его миропонимание, взгляды нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические. Актуальность данной работы, а именно интерес к изучению фольклора, объясняется пристальным вниманием к прошлому, «истокам» бытия народа, его сути.

Устное поэтическое  творчество народа представляет большую  общественную ценность, состоящую в  его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой. Познавательное значение фольклора проявляется прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное значение фольклора увеличивается тем, что сюжеты и образы его произведений обычно заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений жизни и характеров людей.

Целью данной работы является анализ жанров русского фольклора, возникновение которых является закономерным процессом, определяемым как внешними социально-историческими факторами, так и внутренними законами развития фольклора. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • рассмотреть понятие фольклора;
    • выделить состав и классификацию жанров русского фольклора;
    • охарактеризовать отдельные жанры русского фольклора.

 

 

1. классификация жанров русского фольклора

 

1.1 Общая характеристика фольклора

 

 

Фольклор – народная мудрость. Изучением фольклора занимается фольклористика. Фольклор совмещает  в себе разные виды искусств (музыка, языческие и христианские обряды и традиции), таким образом, можно сказать, что фольклор – это синтетическое явление Ядром фольклора является слово и, следовательно, текст. Одно из важнейших качеств фольклора – устный характер его бытования. Жанр фольклора умирает, когда его творчество перестаёт передаваться из уст в уста. В фольклористике широко развита вариативность (каждый, услышавший информацию, передаёт её по-своему.). Традиционность в фольклоре – правила, рамки, которые надо обязательно соблюдать. Фольклор отражает народную позицию, воспитание, мораль, мировоззрение [2. С. 3-5].

 

 

1.2 СОСТАВ И  СОДЕРЖАНИЕ ЖАНРОВ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

 

 

Русское народное поэтическое  творчество прошло значительный путь исторического развития и многосторонне  отразило жизнь русского народа. Жанровый состав его богат и разнообразен. Он включает в себя и такие жанры, которые существуют в фольклоре многих других народов — общефольклорные жанры (сказка, пословица, загадка и др.), и такие жанры, каких нет в устном творчестве других народов. Так, только в русском фольклоре есть былины и частушки, и нет в нем дум и коломыек, которые свойственны украинскому фольклору; краковяки есть только в польском фольклоре и только в болгарском фольклоре есть особого рода мифологические песни, но таких жанров нет в русском народном творчестве. Различаются жанры и по своему характеру, по содержанию, структуре и функциям. Эти различия служат основой классификации жанров. При классификации необходимо учитывать, что в фольклоре, как и в литературе, употребляются две формы речи – стихотворная и прозаическая.  Стихотворная речь – былина, историческая песня, баллада.   Прозаическая – сказка, легенда, предание. Все стихотворные произведения отличаются соединением слова и напева. Прозаические произведения рассказываются, а не поются. Драматический род в фольклоре также существует, но имеет специфические особенности: здесь слово и напев соединяются еще и с действием, которое обычно представляет собой обряд, игру, хоровод. [2. С. 7].

Функции жанров распределяются так, что каждый жанр имеет свою особую задачу – изображение одной из сторон жизни. Произведения одной группы жанров имеют своим предметом историю народа (былины, исторические песни, предания), другой – труд и быт народа (календарные обрядовые песни, трудовые песни), третьей – личные отношения (семейные и любовные песни), четвертой – моральные воззрения народа и его жизненный опыт (пословицы). Но все вместе взятые жанры широко охватывают быт, труд, историю, общественные и личные отношения людей.

Жанры русского фольклора возникали неодновременно. Наиболее старыми жанрами фольклористы считают обрядовые песни, заговоры, загадки, пословицы; несколько более поздними – сказки, былины; еще более поздними – исторические песни и лирические; самый новый жанр – частушки. Весь фольклор с точки зрения его бытования можно разделить на обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся произведения народного поэтического творчества, которые исполняются во время совершения какого-либо обряда, т.е. тех или иных действ, строго определенных обычаями; они сопровождают этот обряд, являются его составной частью. Необрядовым фольклором называются устные народные произведения, исполнение которых не связано ни с каким обрядом: они бытуют вне обряда, в самых различных условиях жизни. Вместе с тем следует отметить, что обряды – один из древнейших видов народной культуры. Их возникновение относится к глубокой древности. За  последнее тысячелетие на обряды и обрядовую поэзию определенное влияние оказала христианская религия. С введением на Руси христианства (X в.) церковь, с одной стороны, боролась с языческой культурой, всячески вытравляла из жизни древние народные обряды, а с другой – многие из этих обрядов она стремилась приспособить к своим целям, наполнить их христианским содержанием. В результате христианские мотивы и образы проникли в народные обряды и поэзию; возникло явление, которое получило название «двоеверия» (смешение языческих и христианских элементов) [2. С. 15-23] .

Жанровая система русского фольклора.

а) Обрядовая поэзия. Выделяются обрядовые комплексы, связанные с календарным циклом и хозяйственно-земледельческой деятельностью человека.

 – Обрядовые комплексы,  связанные с жизнью человека (бытовые)  – рождение, именование,  свадебный  обряд, похороны.

– Обрядовые комплексы, связанные с физическим, моральным  состоянием человека и со всем, что  живёт в его доме (заговоры).

б) Необрядовая поэзия. Эпос (былина, сказка, баллада) и несказочные (легенда, предание, быль, духовные стихи). Лирика (лирическая песня). Драма (народная драма): театр Петрушки.

в) Малые фольклора  жанры (частушка, пословица, колыбельная, поговорки, потешки).

– Детский фольклор (загадки, дразнилки, потешки и др.);

– пословицы + поговорки;

– загадки;

– частушки.

 

2. Жанры русского фольклора

 

2.1. обрядовые жанры

 

 

Все обряды делятся на две группы – календарные и семейно-бытовые. И соответственно сопровождающие их фольклорные произведения относятся к календарной или семейно-бытовой обрядовой поэзии. Остановимся на календарной обрядовой поэзии. Многие народные праздники отмечались в строго определенные дни года. В эти праздники совершались различные обряды, которые в науке называются «календарными». Календарные обряды сопровождались специальными песнями, которые назывались колядками, масленичными песнями, веснянками, семицкими песнями и т. д.

Колядки. Круг годовых (календарных) обрядов открывался новогодними (святочными) обрядами. Святки праздновались в период зимнего солнцеворота (с 24 декабря по 6 января). Во время святок проводились различные игры, ряжения и прочие действа, имеющие магический смысл. Одним из самых примечательных явлений святочных праздников было колядование – хождение по дворам с пением новогодних песенок, которые назывались колядками. Молодежь (главным образом подростки), собравшись небольшими группами, ходила по улице от одного забора к другому и пела под окнами колядки – своеобразные новогодние поздравления. За эти песенные поздравления колядовщики награждались подарками – праздничным угощением (пирогами, мясом и т. д.). Колядки – песенки имеют три названия по припеву - выкрику, в котором упоминается слово «коляда», «осень» или «виноградье». Основной целью колядовщиков было пожелание хозяевам добра, богатства, благополучия [1.C.75-113].

С новогодним праздником святок связаны также всевозможные гадания, в том числе гадания девушек с пением так называемых подблюдных песен. Девушки усаживались около стола и начинали петь песни. Во время пения подблюдных песен одна из девушек (чаще всего – не принимающая участия в гадании) с закрытыми глазами доставала по одному предмету из блюда. Девушка, вещица которой во время исполнения этой песни доставалась из блюда, по поверью должна выйти замуж в наступающем году. Смысл подблюдных песен для гадающих был довольно прозрачным. Все, например, знали, что песни, в которых упоминался хлеб и все, связанное с ним (поле, снопы, скирды, зерно, каравай, блины, пироги и т. д.), предсказывали хороший урожай, богатство, общее благополучие. И наоборот, песня, в которой рисовался портрет оборванной старушки, означала бедность; песня, в которой упоминалась каркающая ворона, обозначала смерть и т. д. Гадания с исполнением подблюдных песен имели характер не заклинания (что наблюдалось в некоторых колядках), а предсказания. Но в это предсказание глубоко верили. Подблюдные песни в большинстве случаев создаются на основе народных поверий. В них нередко используются образы и мотивы других жанров фольклора. Так, например, на основе загадки «сидит девица в темнице, а коса на улице» возникла подблюдная песня: Сидит девка в клетке, Кому выйдется, Коса на поветке. Правда сбудется, Ладу, ладу! Тому добро! Эта песня предвещала счастье. По подблюдным песням гадали о счастливой или несчастливой судьбе. Особенно же много подблюдных песен было сложено на тему замужества. И это вполне естественно, так как гадали преимущественно девушки.

Масленица. Следующим за святками большим годовым праздником была масленица. Исследователи считают, что в глубокой древности масленица была весенним праздником. С введением же христианства и запретом проводить различные увеселения в весенний семинедельный предпасхальный пост, ее празднование было отодвинуто на более ранние сроки. Масленица стала праздноваться в самом конце зимы, в период с конца января до начала марта. Масленица – самый веселый, самый разгульный народный праздник, продолжавшийся целую неделю (с понедельника до воскресенья). Причем это празднование включало в себя как общинные, так и семейные мотивы и совершалось по строго расписанному порядку, что отразилось на названиях дней масленичной недели. Понедельник назывался «встречей» – это начало праздника; вторник – «заигрыши»; с этого дня начинались разного рода  излечения, ряжения, катания, среда – «лакомка»: она открывала двери  во всех домах блинами и другими яствами; четверг именовали «разгулом», «переломом», «широким четвергом», на этот день приходилась середина веселья и гульбы: пятница – тещины вечера»: зятья угощали тещ; суббота – «золовкины посиделки»: молодые невестки принимали родных в гости. Воскресенье это «проводы», «целовник», «прощальный день», конец масленичного веселья [2. С. 125]. Обязательным предметом масленичных угощений были блины. Масленичная еда имела обрядово-ритуальный характер: предполагалось, что чем обильнее будет угощение в этот праздник, тем лучше будет весь год. Масленичные игры носили преимущественно развлекательный характер: езда на лошадях, катание с гор на санках, игры в снежки, борьба, кулачные бои и т.п. Масленичных песен до нас дошло немного. Обряд встречи Масленицы был следующим. Делали из соломы чучело, придавали ему при помощи старой одежды вид женщины, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем чучело-Масленицу ставили на снежной горе, где проходили игры и катания на санках.  В последний день праздника провожали Масленицу. Соломенное чучело Масленицы вывозили за деревню, и там его либо сжигали, либо разрывали на части и закапывали в снег. После масленицы наступал семинедельный, так называемый «великий пост». В это время, никаких празднований не было, всевозможные молодежные увеселения («посиделки», «вечеринки» и т. п.) прекращались. Все думы крестьян были сосредоточены на новом хозяйственном годе, подготовке к весенним полевым работам. Однако весну не пассивно ждали, но стремились активно воздействовать на ее быстрейший приход. С этим был связан, например, обычай печения из теста жаворонков и игра с ними. Этих жаворонков дети усаживали на плетни, заборы, бегали с ними по улице, призывая прилет птиц – символов и предвестников весны. Этим же целям призыва весны служили и специальные короткие песни – веснянки, которые не пелись, а выкрикивались собравшимися в небольшие группы девушками. Специфика содержания веснянок – призыв (заклинание) весны и ее восхваление. В веснянках своеобразно сочетаются признаки песенных величаний и заговорных заклинаний. Седьмая неделя после пасхи называлась семицкой. Четверг этой недели назывался Семиком, а ее последний день (воскресенье) был праздником Троицы. На семицкую неделю совершались особые обряды, которые сопровождались песнями. Главным обрядом семицкой недели был обряд «завиванья венка». Одев, праздничные наряды, девушки шли в лес. Девичий праздник сопровождался еще и гаданием. девушки плели венки и бросали их в реку. Если венок плывет хорошо, ровно, то замужняя жизнь будет спокойной, счастливой. А если же венок плывет плохо, цепляясь за берег, перевертывается и т.п., то жизнь будет тяжелой. Семицкие песни были последними обрядовыми весенними песнями. После этого наступало лето, период напряженных полевых работ. Обрядов в это время было мало. Да и песен, сопровождающих эти обряды, сохранилось немного. Среди них выделяются песни, связанные с обрядом похорон Костромы и днем Ивана Купалы. Образ Костромы сходен с образом Масленицы. Веселые похороны Костромы сходны с такими же похоронами Масленицы. Потом смысл этого представления забылся. Обряд превратился в забаву. Праздник Ивана Купалы отмечался в день летнего солнцеворота, в ночь с 23 на 24 июня. В эту ночь собирали травы (особенно папоротник), которые будто бы обладали целебной силой. В это же время разжигали костры и прыгали через них, обливали друг друга водой, купались. Все это, по народным поверьям, имело очистительное значение [3.С.58].

Осенние обрядовые песни. Осенью, в связи с занятостью на полевых и других работах, обрядов проводилось еще меньше, чем летом. Те немногие обряды, которые совершались в это время, все были связаны с заботами о хорошем урожае. Примером может служить обряд «завивания бороды». Так называли обычай связывать в один пучок специально оставленные на пашне несжатыми несколько колосьев. Предполагалось, что таким образом закрепляется за землей, оставляется на следующий год ее «урожайная сила». Об этом обряде «завивания бороды» рассказывается в песнях. Первый и последний снопы жатвы нередко торжественно вносили в деревню. Сила этих снопов считалась магически целебной. Их зерна всыпали в корм больному скоту, ими начинали сев зерновых. Эти обряды также получили свое отражение в соответствующих песнях. Известны также песни, в которых выражалась радость в связи с окончанием полевых работ, молотьбы и уборки хлеба в закрома. К настоящему времени календарные обряды почти полностью ушли из жизни.

 Семейно-бытовая обрядовая поэзия. Родильные обряды являются очень древними по своему происхождению. Назначение этих обрядов, по мнению их исполнителей, состоит в том, чтобы обеспечить безопасность новорожденному, положительно повлиять на будущую судьбу человека, уберечь его от «порчи», «сглаза» и болезней, сделать его жизнь обеспеченной и счастливой. Новорожденному посвящались также специальные песни. Постепенно родильные обряды отмирают, забывается и сопровождающая их поэзия. Можно полагать, что их функции в какой-то мере стали выполнять различные колыбельные песни. Так, в одной из таких песен ребенку предсказывается богатая жизнь: «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить».

Свадебные обряды. Свадебные обряды самые значительные во всей народной обрядности и по их разработанности, и по продолжительности: в северных районах страны они занимали от двух до трех недель. В различных местностях свадебная обрядность отличалась частными деталями, но в целом она имела общий характер и неизменно включала в себя такие основные этапы как сватовство, сговор, девичник, день свадьбы и послесвадебные обряды.  Но свадьба – это не только факт этнографии, но и замечательное явление народной поэзии. Она была пронизана произведениями самых различных жанров фольклора. В нее входят  пословицы, поговорки и загадки. Основу свадебной поэзии составляют песенные жанры – причитания и собственно песни. Но в нее входят и другие жанры фольклора, без учета которых не было бы полного представления о народной свадьбе. Особое место среди этих жанров занимают приговоры дружек. Приговоры – это своеобразные прозаические импровизации, которые имеют определенную ритмическую организацию. Приговоры, как правило, пересыпаны шутками и прибаутками. Так, например, на вопрос сватьи, как здоровье родителей жениха, дружка в своем приговоре отвечает: «У нашего свата все здоровы, быки и коровы, и телята гладки, привязаны хвостами за грядки, и овцы пестры, как быки толсты, два мерина стельны и бык дойный». Пронизывая свадебный обряд, органически сливаясь с другими жанрами фольклора, приговоры дружек придавали всей свадебной поэзии художественную цельность, определенное эмоционально-стилистическое единство.  Использованные в приговорах жанры не свадебного фольклора выполняют ту же роль, что и жанры свадебной поэзии. На основе всего сказанного можно сделать вывод, что вся свадебная поэзия, все входящие в нее фольклорные жанры тесно связаны между собой по образному содержанию и назначению.

Информация о работе Жанры русского фольклора