Жанры русского фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:38, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ жанров русского фольклора, возникновение которых является закономерным процессом, определяемым как внешними социально-историческими факторами, так и внутренними законами развития фольклора. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие фольклора;
выделить состав и классификацию жанров русского фольклора;
охарактеризовать отдельные жанры русского фольклора.

Вложенные файлы: 1 файл

жанры русского фольклора2.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Похоронные и рекрутские причитания. Прямой противоположностью свадебной обрядности и сопровождающей ее поэзии по своей эмоциональной тональности были похоронные и рекрутские обряды с единственным их поэтическим жанром – причитаниями. Похоронные и рекрутские обряды, посвященные самым горестным, трагическим событиям в жизни человека, от начала до конца были насыщены плачем, воплями и рыданиями. Похоронные обряды являются очень древними по своему происхождению. В них можно отметить черты анимистических представлений, что выразилось в культе почитания предков. Полагали, что души усопших не умирали, а перемещались в иной мир. Считалось, что умершие предки могли оказывать определенное влияние на судьбу живущих, поэтому их боялись, старались всячески задобрить. Это нашло отражение в похоронной обрядности. Гроб с телом покойного выносили очень осторожно, боясь коснуться им косяка двери (магия касания), чтобы не оставить смерти дома. Во многих обрядах и обычаях нашло отражение почитание покойного. Во время поминок одно место оставляли не занятым, так как полагали, что на поминках присутствует душа покойного. И до сих пор прочно удерживается обычай не говорить о покойном ничего плохого. Каким бы ни был в жизни человек, его после смерти называли в причитаниях только ласковыми словами. Однако похоронные причитания, как правило, по своим размерам значительно больше свадебных причитаний. Примерами могут служить насчитывающий 217 строк «Плач об убитом громом-молнией», содержащий более 180 строк « Плач о старосте», огромный, в 430 строк, «Плач о потопших». Эти плачи являются типичными произведениями уже не лирического, а лиро-эпического характера.

Заговоры.

Своеобразным видом  обрядового фольклора являются заговоры. Заговоры – это короткие прозаические устно-поэтические произведения, обладающие, по мнению их исполнителей, силой магического воздействия.  Хотя заговоры и являются произведениями искусства, но их исполнителями не преследовались никакие эстетические цели. Их функции были чисто практическими: магической силой слова вызвать желаемое (хороший урожай, выздоровление, любовь и т. д.). Тематика заговоров довольно разнообразна. Наиболее древними являются заговоры, связанные с хозяйственной деятельностью крестьян. Это заговоры,  исполняемые во время жатвы, а также заговоры на хороший рост растений (зерновых), на то, чтобы высыхал лен, на успешное пчеловодство, на удачную охоту и рыболовство и т. п. К этой группе заговоров тесно примыкают заговоры на другие бытовые темы: различные свадебные обереги, заговоры от бессонницы, на хороший аппетит, чтоб пчелы не кусали, от блох, клопов, комаров и других насекомых, на приручение собаки и т. д. Самую большую группу составляют заговоры лечебные (от зубной боли, от бельма, от ячменя, от боли в ушах, от золотухи, от горячки, от лихорадки, от грыжи, от сибирки, от чирья, от ожога, ушиба и т. д.). Эти заговоры часто произносились одновременно с применением различных средств народной медицины (лечебные травы, мази, припарки и т. д.). В особую группу выделяются заговоры любовного назначения, так называемые «присушки» и «отсушки». Все образы заговоров совершенно отчетливо делятся на две группы: образы, избавляющие от бед, болезней, несчастий, и, наоборот, образы, причиняющие зло, вред и т. п.

 

2.2. Необрядовые жанры

 

Пословицы. Пословица – малый нелирический жанр устного творчества. Ей свойственны предельные краткость и простота. Несмотря на это она отличается большой содержательностью, представляет собой четкое суждение, ясное выражение определенной мысли, обобщение, вывод из жизненных  наблюдений и социально-исторического опыта народа: «Мир да лад – большой клад», «Что посеешь, то и пожнешь». Форма пословицы отточена, отшлифована. Выражение мысли в ней, как правило, необычно, своеобразно: «Горьким лечат, а сладким калечат», «Человек без родины, что соловей без песни».  Пословицы рождаются и бытуют в живой разговорной народной речи. В них отмечается связь с живой речью: «Красна речь пословицей», «Пословица да присказка беседу красят», «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится». Пословицам свойственны определенные формы обобщения. Это, прежде всего суждения общего характера: «Жизнь прожить – не поле перейти»; употребление отвлеченных понятий, имеющих широкое значение: «Терпение и труд все перетрут»; использование обобщающих местоимений «всякий», «каждый», «кто»: «Всяк молодец на свой образец», «Каждому овощу свое время», «Кто в деле, тот и в ответе», «Кто в правде тверд, того не обманет и черт»; наконец, определение особенностей социальных групп: «Барин за барина, мужик за мужика». Пословицы служат воспитанию положительных идеалов – смелости, честности, чувства дружбы, понятия добра и зла, чести и бесчестия.

Поговорки. Поговорки тесно примыкают к пословицам. Как и пословицы, поговорки относятся к малым жанрам фольклора. В большинстве случаев они даже еще более кратки, чем пословицы. Как и пословицы, поговорки не специально исполняются (не поются и не рассказываются), а употребляются в живой разговорной речи, к случаю. Отличие поговорок от пословиц хорошо видно из следующих примеров. «Чудеса в решете» – поговорка, а «Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда» – пословица. «Волк в овечьей шкуре» – поговорка, а «Знать волка и в овечьей шкуре» – пословица. Если роль пословицы выражается в том, что она в речи делает определенные выводы и обобщения, то назначение поговорки в том, чтобы украсить эту речь, сделать ее образной. По своей структуре поговорка проще пословицы. Прежде всего, посредством поговорок создаются яркие внешние портреты людей («Красна, как маков цвет», «Сидит, словно павушка плывет»). Однако поговорки рисуют не только внешние черты людей, но и образно говорят о его внутреннем душевном состоянии. Так, о человеке, находящемся в радостном настроении, поговорка говорит: «Ходит именинником», «Козлом прыгает», у него «Сердце петухом запело». О человеке, испытывающем глубокое переживание, страх, раздражение и т. п., поговорка говорит в таких образных выражениях: «Дошел до белого коленья», «Волосы на себе рвет», «На стенку лезет» и т. п.  Поговорки образно передают те или иные качества человека, особенности его характера. О человеке открытом: «Душа нараспашку». И наоборот, о человеке скрытном и лицемерном: «На лице медок, а на сердце ледок». О человеке душевном, мягком: «Мягок, как воск».  И наоборот, о человеке черством и бездушном: «Не душа, а только ручка от ковша». Об умном: «В голове ума палата»;  о глупом: «В голове реденько засеяно»;  о несговорчивом: «Ты ему слово, а он тебе десять»; о непостоянном; «Семь пятниц на неделе» и т. д. Многие из них стали крылатыми выражениями русского народного фольклора. Поговорки, являясь образными выражениями живой разговорной речи, нередко входят в сказки.

Загадки. Как пословицы и поговорки, так и загадки относятся к малым жанрам фольклора. У загадок много общего с пословицами и поговорками в содержании и в художественной форме. Однако они имеют и специфические черты, представляют собой самостоятельный жанр фольклора. Термин «загадка» – древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.  Чаще всего загадки имеют иносказательный характер. Загадываемый предмет, как правило, не называется, а вместо него дается метафорический эквивалент («На полянах девчонки в белых рубашках, в зеленых полушалках» (березки)). Здесь вместо реального предмета – его метафорическое обозначение. Встречаются также загадки, в которых нет никаких метафор, но и они строятся так, что их очень трудно разгадать, и в них размышления отгадчика направляются по ложному пути. Например: «Шли гурьбой: теща с зятем, да муж с женой, мать с дочерью, да бабушка с внучкой, да дочь с отцом. Много ли всех?» Мы считаем пары и думаем, что шло восемь человек. А хитроумная загадка дает иной ответ – четверо. Многие загадки созданы на основе сказочных образов. Например: «Баба - яга, короткая нога» (соха); «Конь бежит – земля дрожит» (гром); «Летит птица орел, несет в зубах огонь, посредине его человеческая смерть» (молния).

Сказка. Сказка – весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру сюжета. Он отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточено вокруг основного персонажа и его судьбы. Ей присущи почти постоянные композиционные особенности: зачины и концовки, повторения эпизодов, трехступенчатое строение сюжета, введение персонажей, животных и предметов, обычно чудесных, которые помогают герою достигать цели.   Рассказывание сказок – старый русский обычай. Сказки делятся на три жанровые разновидности – сказки о животных, сказки волшебные и сказки социально-бытовые. Сказки о животных – самые древние сказки.  Животное считалось родоначальником – тотемом. В волшебной сказке существуют сюжеты, не характерные для других сказок (Царевна-лягушка, Финист-ясный сокол). К бытовым сказкам относятся многочисленные сказки о супругах, их верности и неверности, о женитьбе героев, о ленивых хозяевах. Особое пристрастие эти сказки питают к любовной тематике. Также к типичным сказкам стоит отнести сказки об одураченном барине, о богатом хозяине, о нанятом работнике.

Былина.  Былины – эпические произведения о богатырях и их необыкновенных подвигах. Произведения песенного характера, песня – поэма. Особенность былин – содержание воспринимается как исторический факт. Былины бывают воинские и героические.  Главное содержание былин – борьба людей с врагами.  Они начинаются с запева (но не обязательно), затем идет зачин (изложение событий), после – исход (концовка). Изложение событий разбивается на несколько эпизодов.  Исход в былине очень краткий.  Он заключает в себе краткую констатацию факта.  Развитие былинного эпоса тесно связано с историей народа.

Быличка. Быличка (бывальщина) – мифологический рассказ, основу которого составляют события, якобы имевшие место в реальной жизни. Достоверность этих рассказов подтверждается конкретными именами: «Сосед рассказывал мне историю. Он вообще-то человек несуеверный, грамотный, инвалид Отечественной войны»; точными географическими названиями места действия: «И вот такой же на Приисковой – Александр Картинин жил – он же наш был, ключевской». Если в сказках с их особенным миром, пространством, отлаженной системой персонажей нет места обыденности, то былички, наоборот, не содержат ничего чудесного. Мир быличек прост и хорошо знаком. Как правило, это деревенский быт, домашняя жизнь, полная забот и трудов. Действующие герои – сами рассказчики или их хорошие знакомые, родственники. Главное различие между сказкой и быличкой заключается в отношении слушателей и рассказчика. Если сказке внимают, сознавая, что это вымысел, то быличку – так, как будто это правда [6. С. 54]. 

Баллада. Баллада (балладная песня, балладный стих) – один из жанров русского фольклора, возникший из народной песни трагического содержания. Важнейшие характеристики балладных песен – эпичность, семейно-бытовая тематика, психологический драматизм. Для балладных песен характерны предсказанный роковой исход, узнавание трагического, одноконфликтность. Как правило, в них действуют антагонистические персонажи: губитель и жертва. Баллады обладают многими признаками, сближающими их с другими песенными жанрами, насыщенными общими для народного эпоса фантастическими и магическими мотивами. Примером классической баллады служит лироэпическая песня «Василий и София». Все содержание – вечный сюжет о влюбленных, взаимное чувство которых столь сильно, что побеждает смерть. Возлюбленных губит ревнивая и злая мать Василия: 

Во  правой руке зелено вино несет, 
 Во левой руке зелье лютое, 
 Из правой руки Василью подала, 
 Из левой руки Софии отдала: 
 – Пей-ко, София, Василью не давай!.. 
 Василий пил, Софии подносил, 
 Софиюшка пила, Василью поднесла… 
 Ко утру-свету преставились… 
 На Васильевой могилке вырастала золота верба, 
 На Софииной могилке – кипарисно деревцо. 
 Корешок с корешком сорасталися, 
 Прут с прутом совивалися, 
 Листок со листком солипалися…

Сюжеты многих балладных  песен построены на взаимоотношениях девушки и добра молодца. Наиболее древние любовные коллизии баллады  связаны с инцестом сестры и брата [6. С. 63].

Анекдот. Анекдот – один из жанров фольклора: короткий устный рассказ с остроумной и неожиданной концовкой. Анекдоты можно по праву назвать любимейшим жанром современности. В славянском фольклоре излюбленным персонажем был разыгрывающий односельчан мужик:

– Иван, соври чего-нибудь!

– Да некогда мне! Там воз с мукой через реку перевозили, да перевернули, я бегу, может, чего добуду! (Надо ли говорить, что крестьяне бросили свою работу и побежали на реку, где никакого воза не было и в помине.) Героем современного анекдота может быть кто угодно – от исторического персонажа до популярного эстрадного певца [6. С. 66].

Байка. Байка – традиционно мужской устный рассказ шутливого характера, претендующий на правдоподобие; относится к малым фольклорным формам. Популярны байки охотничьи, рыбачьи, морские, шахтерские, театральные и шоферские. (Сомы здоровущие бывают и прячутся в жаркие дни в подводные пещеры. Случайно попадешься к нему, занырнешь или еще чего, в момент налетит, уволокет, сожрет запросто (Байка о сомах-людоедах)) [6. С.66].

 Детский фольклор – обобщенное название небольших по объему жанров, сочиняемых и исполняемых как самими детьми, так и для них. К жанрам детского фольклора относятся песни и стихи, сопровождающие жизнь ребенка от колыбели до юности: жеребьевки, заклички, дразнилки, колыбельные песни, пестушки, приговорки, потешки, считалки.

Докучная сказка (от докучать – надоедать) – специфический жанр фольклорных повествований, бесконечные сказки, в которых совершается один и тот же круговорот событий. Они часто облечены в стихотворную форму: 

Жила-была бабка  возле самой речки, 
 Захотелось бабке искупаться в речке, 
 Купила бабка мыло, купила мочало, 
 Эта сказка без конца, начинай сначала! 
 Жила-была бабка…

В те времена, когда сказителей слушали коллективно, докучные сказки выполняли важную организующую роль: привлекали внимание, собирали слушателей, позволяя им уютнее устроиться в ожидании главного повествования: «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку сначала». Шутливое повторение действия докучной сказки создает ощущение непрерывности, постоянства и неизменности жизненных явлений: «Летел гусь, сел на дорогу, упал в воду. Мок-мок, кис-кис – вымок, выкис, вылез – сел на дорогу и опять упал в воду. Мок-мок, кис-кис, вымок, выкис, вылез…». В докучной сказке события беспрерывно крутятся, как в киноленте, «стирая» ужас реальных событий, демонстрируя, как легко страшное превращается в смешное:

Информация о работе Жанры русского фольклора