Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:38, реферат
Целью данной работы является анализ жанров русского фольклора, возникновение которых является закономерным процессом, определяемым как внешними социально-историческими факторами, так и внутренними законами развития фольклора. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие фольклора;
выделить состав и классификацию жанров русского фольклора;
охарактеризовать отдельные жанры русского фольклора.
У попа была собака.
Он ее любил.
Она съела кусок мяса.
Он ее убил.
И в землю закопал,
И надпись написал:
«У попа была собака…»
Выражение «сказка про белого бычка» – символ бессмысленности желаний, ибо настоящая сказка никогда не будет не только завершена, но даже и начата:
– Рассказать тебе сказку, про белого бычка?
– Расскажи!
– Тебе «расскажи», мне «расскажи».
– А рассказать тебе сказку про, белого бычка?
– Давай!
– Тебе «давай!», мне «давай!»
– А рассказать тебе сказку про, белого бычка?
– Не надо.
– Тебе «не надо», мне «не надо».
– А рассказать тебе сказку про, белого бычка?
– Отстань.
– Тебе «отстань», мне «отстань».
Старинный народный жанр любим и современными поэтами:
Шли из
Африки в Саратов,
Семь отчаянных пиратов.
Не дошли до Душанбе –
Видят надпись на столбе:
«Шли из Африки в Саратов,
Семь отчаянных пиратов.
Не дошли до Душанбе –
Видят надпись на столбе:
«Шли из Африки…»
(Б.В. Заходер)[6. С.87].
Небылицы – произведения комической поэзии, небольшие по объему песенки, построенные по принципу нанизывания совершенно абсурдных событий:
Гром
по небу прокатился:
Комар с дерева свалился.
Или:
Ехала
деревня мимо мужика,
Вдруг из подворотни
лают ворота…
Именно небылицы
наглядно демонстрируют обратную, страшную
сторону смешного. Небылицы-переделки
чрезвычайно популярны в
У Лукоморья
дуб срубили,
Кота на мясо разрубили…
Русалку в бочке посолили…
Или:
– Откуда
костишки?
– Из леса, вестимо,
– Отца, слышишь, рубят, а я отвожу…
И неизвестно, чего больше в сегодняшних детских безымянных строчках – страха, смеха над собственным страхом или привыкания к страху. Скороговорки. Скороговорки – шуточный жанр народного творчества, относящийся к разряду малых, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. В.И. Даль называет скороговорку – «чАстоговоркой», «чИстоговоркой», что вполне отражает ее суть: произнести быстро и чисто сложное по звуковому оформлению высказывание. Скороговорки использовались в народе как обучающее средство при формировании детской речи, ее развитии и последующем становлении, а также для развлекательных целей:
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова посреди двора!
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали!
Дразнилка – насмешливая, направленная на деморализацию недруга прибаутка рифмованного характера:
Рыжий,
рыжий, конопатый,
Убил дедушку лопатой,
А лопата ни при чем,
Рыжих лупят кирпичом!
Жадина - говядина,
Соленый огурец,
По полу валяется,
Никто его не ест.
Действенное средство в детских конфликтах, дразнилки имеют ответные вербальные формулы:
Кто обзывается,
Тот сам так называется.
Я тебя не слушаю,
Посолю и скушаю.
Обзываешь ты меня,
Переводишь на себя.
Жеребьевка – один из самых распространенных жанров детского фольклора. Как и считалки, жеребьевки предназначены для распределения игровых ролей. Ребенок выбирает что-то одно, получая игрока в свою команду, или что-либо другое:
Наливное
яблочко или золотое блюдечко?
Коня вороного или
казака удалого?
Конь вороной остался под горой.
Какого коня: сивого или златогривого?
Закличка – детское
песенное обращение к солнцу, радуге, дождю,
птицам:
Дождик,
дождик, перестань,
Я поеду в Ерестань,
Богу молиться,
Царю поклониться.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко,
Дам тебе веретешечка,
Насыплю горошечка.
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи.
Колыбельные песни – древнейшие лирические песни, сопровождающие укачивание ребенка. Колыбельная песня отличается необыкновенной нежностью, размеренностью и спокойствием.
У кота, у кота
Колыбелька золота,
А у дитятки мово,
И получше того:
Люля точеная,
Позолоченая.
У кота, у кота,
И подушечка бела
У мово ли у дитя
И белее того…».
Излюбленный образ колыбельных песен, это, конечно, котинька-коток. Колыбельные песни распространены и в творчестве крупных композиторов – М.И. Глинки, П.И. Чайковского. М.П. Мусоргским написана известная «Колыбельная Еремушки».
Пестушка – песенка или стишок, которыми сопровождаются первые сознательные движения ребенка. Когда малыш учится ходить, приговаривают:
Три-та-та, три-та-та,
Вышла кошка за кота,
За Кота Котовича,
За Петра Петровича.
Потешка – коротенькая песенка, сопровождающая первые игры ребенка с пальцами, ручками и ножками, например «Сорока-белобока», когда каждый пальчик ребенка кормится кашкой, а мизинчику ничего не дают, потому что слишком мал и ничего не наработал. Самой популярной потешкой с глубокой древности остаются «Ладушки»:
– Ладушки,
ладушки!
Где были? – У бабушки.
– Что ели? – Кашку.
– Что пили? – Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели, –
Шу-у, полетели,
На головушку сели.
Приговорка – словесное ситуативное обращение взрослых к детям. Например, при обливании ребенка в бане говорят:
«С гуся вода, с Алёнушки худоба! Укатись вся!»; плачущему ребенку говорят: «Не плачь, дам калач. Не вой, дам другой. Не реви, дам три!».
Дети же, в свою очередь, обращались к насекомым: жукам, улиткам, божьим коровкам, примечая: полетит жучок – к ведру, поползет – к ненастью.
Считалка – рифмованный стишок, с помощью которого играющие дети распределяют роли и устанавливают очередность для начала игры:
– Раз, два, три, четыре, все извозчики в трактире, чай пьют, чашки бьют, на стол денежки кладут, а хозяйка не зевает, только деньги подбирает; прискакали ермаки, поскидали колпаки, один ермак не снял колпак, тот остался дурак!
Частушка (от частый) – короткая, обычно рифмованная песенка юмористического или сатирического содержания. Частушки исполняются в веселом задорном темпе в сопровождении гармони:
Я иду, они стоят
40 елочек подряд.
Елочка за елочкой,
Люблю парнишку с челочкой.
Фольклорные частушки
послужили основой для
Заключение
На основании изучения некоторых жанров русского фольклора можно сделать следующие выводы:
В данной работе поверхностно рассмотрены некоторые жанры русского фольклора. Однако даже это поверхностное изучение показывает, какой огромный путь прошел русский фольклор. И мы можем видеть, какое активное участие принимает фольклор в нашей жизни, помогает человеку жить, работать, отдыхать, принимать решения.
список использованных источников