Женский мир в русской культуре XVIII - начала XIX вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в выявлении психологических, философских и культурных предпосылок «женского мира» в русской культуре XVIII – начала XIX в., и рассмотрении основных составляющих этого культурного феномена.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3
Глава 1. Философские и психологические основы формирования «женского мира» в русской культуре………………………8
1.1. Формирование ценности «женского мира» в русской культуре XVIII – начала XIX в. …………….8
1.2. Статус женщины в русской культуре XVIII – начала XIX в. ….............................………………18
Глава 2. Русская дворянка XVIII – начала XIX в.
2.1. Чувственный мир русской дворянки……………………………...………….40
2.2. Стереотипы светского женского поведения…………………………………53
2.3. Женские образы XVIII в. ……………………………………………………..72
Глава 3. Реализация идеи женского образования на примере Смольного института……………………………………86
3.1. Предпосылки, идея создания и открытие Смольного института…………..86
3.2. Обучение и принципы воспитания в Смольном институте………………...91
Заключение………………………………………………………………....109
Список источников и литературы…………….………………………...…115

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Женский мир в русской культуре.doc

— 604.50 Кб (Скачать файл)

Центральным событием институтской жизни был публичный экзамен, на котором, как правило, присутствовали члены императорской семьи и  сам император. Здесь вопросы давались заранее. Девушка получала накануне экзамена один билет, который должна была выучить и ответить. Но воспоминания свидетельствуют, что этот показной экзамен вызывал у учениц достаточно волнений.

В начале 1767 г., когда самой старшей из воспитанниц было девять лет, состоялись первые в Смольном институте экзамены, на которых присутствовала и Екатерина II. Об этом было записано в камер-фурьерском журнале: «27-го января, в субботу, в 4 часа пополудни Ея Императорское Величество изволила иметь выход в Новодевичий монастырь и смотреть экзамена учащихся малолетних дворянских детей». Через несколько дней в журнале снова было отмечено: «3-го февраля, в субботу, изволила отбыть, проезжая Невою рекою, в Новодевичий монастырь и смотреть экзамена обучающихся малолетних детей; оттуда возвратилась в 7 часу пополудни».153 Через полгода, в июле «кофейных» смольнянок перевели во второй возраст. Теперь они стали носить голубые платья, а коричневые платьица получили только что поступившие пятьдесят девочек нового приема.

На седьмом году со дня основания Смольного, то есть в 1771 г., состоялся экзамен при переходе воспитанниц в третий возраст (четвертого тогда еще не было). По этому случаю Екатерина II повелела впредь награждать после экзамена воспитанниц за успехи от ее имени и проводить это с «приличною важностью при собрании первенствующих особ». Награды эти были в виде знаков из лент серого цвета с серебряными полосками - для третьего возраста, а для воспитанниц четвертого, старшего возраста предназначались знаки из белых лент с золотыми полосками.

Первостепенное значение в Смольном придавалось не обучению, а воспитанию о чем свидетельствует название первого в России учебного заведения подобного типа - «Воспитательное общество благородных девиц». Основной целью было образование сердца и характера. Выработка «хороших манер» и светского «благородства» должна была помочь питомицам Воспитательного общества занять видное положение в обществе, чтобы воспитанная в них «привычка» к добродетели подняла его нравственный уровень. Сколь бы ни противоречило действительное положение дел в Воспитательном обществе замыслам его основателей, следует все же согласиться с историком женского образования в России, считавшей, что воспитание здесь «было во всяком случае выше того, какое до тех пор давалось девушкам в частных домах и пансионах, и... воспитанницы..., несмотря на аристократический дух заведения, выходили из него более человечными, более развитыми и менее зараженными предрассудками, нежели другие девушки».154

Конечно, записанные в  уставе положения были из области  идеального. В реальности многое обстояло иначе. Преподавание в Смольном было не во всем удовлетворительным. Среди отечественных педагогов тогда ощущался недостаток достойных наставниц и учителей, и Бецкому приходилось выбирать из тех, которые имелись. По необходимости он был вынужден приглашать воспитательниц из-за границы, надеясь при этом, что со временем появятся хорошие «приставники» и среди его собственных питомцев. Но на решение этой проблемы требовалось время.

Сразу после смерти императрицы  Екатерины, Павел I поручил своей  супруге императрице Марии Федоровне главноначалие над всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. После назначения императрицы Марии Федоровны попечительницей института ею были изменены учебные программы. По положению, ею предложенному, отменялся кофейный класс, дети принимались с 8-9 лет и оставалась в Смольном девять лет. Каждый возраст делился на два отделения - класса, по 50 человек, в каждом «возрасте» обучалось 100 человек. Относительно мещанских девиц императрица считала, что воспитание их должно ограничиваться «учиненном их добрыми женами, добрыми материями и добрыми хозяйками, на что вполне достаточно шести лет». Поэтому в Мещанское училище надо принимать с 11-12 лет. В училище будут обучаться 100 воспитанниц, и в ближайший прием предполагала принять двадцать мещанок. Император на это не согласился и утвердил комплект мещанских воспитанниц в 200. Согласно новому плану, в первом возрасте преподавались чтение, письмо и грамматика трех языков, география, история и арифметика, причем все предметы вводились постепенно. В этом же возрасте предполагалось обучать девиц «танцеванию, рисованию, началам музыки и рукоделиям, женскому полу свойственным». На все эти предметы полагалось 42 часа в неделю. Продолжительность каждого урока -2 часа.

Реформа Марии Федоровны меняла характер Воспитательного Общества. Широкие гуманно-общественные задачи, поставленные Екатериной II созданному новому типу закрытых учебно-воспитательных заведений отпали сами собой и заменились более узкими, чисто женскими. Императрица Мария Федоровна признавала женщину «достойным и полезным членом государства» - в качестве хозяйки. Поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининские время, при императрице Марии Федоровне стали читать и объяснять книгу «Отеческие советы моей дочери». В ней говорилось: «Бог и человеческое общество хотели, чтобы женщина зависела от мужчины, чтобы она ограничила свой круг своей деятельности домом, чтобы она признавала свою слабость, и преимущество мужа во всяком случае и снискала бы его любовь и приязнь скромностью и покорностью». Женщина должна быть «совершенная швея, ткачиха, чулочница и кухарка; должна разделять свое существование между детской и кухней, погребом, амбаром, двором и садом».

О результатах привития навыков будущей хозяйственной жизни можно судить по воспоминаниям Водовозовой. Для обучения готовить в Смольном существовала образцовая кухня. Девушки старшего класса, соблюдая очередь, по пять-шесть человек ходили учиться кулинарному искусству. К их приходу на кухне все ингредиенты уже были разложены на столе. Между воспитанницами распределялись обязанности: одна должны была рубить мясо для котлет, вторая толочь сахар, третья – мыть и чистить картофель и т.д. И все это делалось «с величайшим наслаждением». «Кухня служила для нас большим развлечением; к тому же она избавляла от скучных уроков и на несколько часов от полицейского надзора классных дам. Но такие кулинарные упражнения не могли, конечно, научить стряпне и были скорее карикатурою на нее. Воспитанницы так и не видели, как приготавливают тесто, не знали, какая часть говядины лежит перед ними, не могли познакомиться и с тем, как жарят котлеты, для которых они рубили мясо. Кухарка смотрела на это как на дозволенное барышням баловство и сама ставила кушанье на плиту, опасаясь, чтобы они не обожгли себе рук или не испортили котлет; сама она возилась и около супа. Барышням она поручала толочь сахар, перец и все, что можно было рубить и толочь, что те и производили в такт плясовой, а это заставляло смеяться и кухарку и воспитанниц. Их веселому настроению содействовало и  то, что обед, приготовленный «их руками», они имели право съесть сами, а он был несравненно вкуснее, питательнее и обильнее обычного».155

Не достиг своей цели и замысел обучения девушек рукоделию, в стенах института он не имел столь комичного облика, но в атмосфере «выставочности» и показухи оборачивался тяжким трудом для тех, кто проявлял интерес и умел рукодельничать. В институте всегда приходилось заготовлять большое количество вышивок и прошивок для украшения всевозможных юбок, полотенец, накидок, ковров, которые шли на подарки, на украшение церкви. Практически каждый месяц требовалось изготовление какого-либо сюрприза: именины начальницы, высокопоставленных лиц, годовые праздники и ряд других событий требовали подарков. «Уроки рукоделия происходили раз в неделю, по полтора часа, - этого времени было крайне недостаточно, чтобы покончить со всеми работами. Воспитанницам, хорошо исполнявшим шитье гладью, раздавали на руки полосы различной материи, чтобы по вечерам, когда они должны были готовить уроки к следующему дню, они занимались вышиванием…Нередко оказывалось, что и вечеров не хватало на окончание какого-нибудь подарка. Тогда учительница обращалась с просьбой к инспектрисе отпускать к ней воспитанниц даже во время урока». Если сюрприз предназначался высокопоставленному лицу, то некоторые воспитанницы месяцами не посещали уроки.156 Однако рукодельницы были скорее исключением из правил: «Громадное большинство кончало курс, выучившись одному или двум швам». То же самое касалось и умения рисовать.

Одной из главный «наук», которой в Смольном придавалось особое значение и которая считалась едва ли не самой важной, было «сообщение воспитывающимся умения обращаться и держать себя в обществе». В этом отношении воспитание в Смольном институте было поставлено как нельзя лучше - все окружение должно было помогать выполнению этой задачи. Разговоры и переписка велись преимущественно на французском языке, на котором говорили тогда не только при дворе и в высшем свете, но и во всяком обществе, претендовавшем называться «порядочным». Воспитанницы должны были видеть вокруг себя только людей ласковых, благовоспитанных. Все «низменное» изгонялось из обихода. Даже от швейцара устав требовал «учтивости, приятности, благопристойности, правды и совестных поступков». Смольнянок приучали быть приветливыми в разговорах не только с равными, но и со всеми, «какого бы звания кто ни был». Знакомить со светом на практике их начинали с третьего возраста. Начальнице института и правительнице предписывалось приглашать к своему столу вместе с их подопечными и посторонних особ для «приучения первых к обхождению в обществе». Чтобы «благородные девицы», живя в своем монастырском уединении, усваивали «надлежащую и приличную смелость в обхождении», по праздникам или по воскресным дням в Смольном устраивали «собрания для приезжих из города дам и кавалеров и других почтительных лиц». В институте давались балы, на которые, в числе других, приглашались и кадеты. После бала обыкновенно накрывался ужин, за которым девушки сидели вместе с гостями.

Екатерина знакомила  смольнянок с жизнью и за стенами  их учебного заведения. Так, с 1770 г. она ввела для воспитанниц катание в придворных экипажах по улицам Петербурга - смотреть ледяные горы во время масленицы или качели, которые устраивались на Святой неделе. Воспитанницы двух старших возрастов в сопровождении начальницы ездили и ко двору, где их сажали даже к царскому столу. В возрасте 14-15 лет смольнянки уже хорошо говорили по-французски, знали музыку, некоторые пели, почти все прекрасно танцевали, одним словом, считались вполне «приготовленными для света». Екатерина II в одном из писем к Вольтеру с явным удовольствием писала о том, как воспитывают «благородных девиц» в Смольном: «Не знаю, выйдут ли из этого, как вы выражаетесь, батальона амазонки, но мы далеки от того, чтобы сделать из них монашек и вогнать их в чахотку, заставляя по ночам горланить в церкви, как это практикуется в Сен-Сире. Мы их воспитываем, напротив, для того, чтобы они были отрадой семейств... мы не хотим сделать их ни жеманными, ни кокетками, но любезными...» Императрица не хотела, чтобы выпускницы Смольного были похожи на тех воспитанниц Сен-Сира, которые, как писали тогда в российских газетах, «плохо знали свой родной язык и не читали другой книги, кроме молитвенника».157

Одним из важных элементов  воспитания были театральные постановки. Екатерина считала театр не просто приятным развлечением, а придавала ему большое воспитательное значение. Потому-то театральные представления в Смольном были предметом ее постоянного внимания. С 1771 г. императрица часто посещала театральные представления в Смольном. Затрудняясь в выборе пьес, соответствующих возрасту воспитанниц, она обращалась за советом к Вольтеру.

Танцуя по воскресеньям после обеда в присутствии публики, воспитанницы иногда показывали небольшие балеты. В разное время смольнянок обучали искусству сценической игры, танцам, вокалу, музыке лучшие актеры и музыканты, как иностранные, так и русские, например знаменитый артист придворного театра И.А.Дмитриевский. Некоторые из девушек обладали настоящим талантом, и высокие гости специально приезжали смотреть на них. О том, какие спектакли давались в Смольном институте, известно из газет того времени. В июне 1775 г. «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «...играли «la Rosiere de Salence» в присутствии приглашенных к тому знатных особ обоего пола». В декабре того же года газета сообщила: «...играли комедию славного Детуша «l'Ambitiense et l'indiscrete» при торжественном собрании по случаю тезоименитства императрицы». В начале 1776 г. в Смольном «комическая опера «Ninette a la cour» окончилась балетом из девиц белого цвета, кои, можно сказать, составлены были из Грациев». В феврале следующего года «играли комическую оперу «Рыболов» с балетом»... Двадцать четвертого августа 1777 г., в день именин И.И.Бецкого, в Смольном давали театральное представление, на котором присутствовали Екатерина II и шведский король Густав III (он находился в Петербурге неофициально под именем графа Готландского).158

Екатерина II с неизменным интересом следила за основанным ею первым женским учебным заведением, часто посещала его, входила в подробности его жизни.

Императрица любила показывать институт иностранным гостям как подтверждение идеи «просвещенной монархии», вывеску, наглядный пример происходивших в ее государстве перемен к лучшему. Помимо шведского короля, в Смольном побывал Дени Дидро. Летом 1773 г., когда в Петербург прибыли ландграфиня Гессен-Дармштадтская Каролина и три ее дочери, из которых одна должна была стать женой великого князя Павла Петровича, Екатерина четвертого июля вместе с ними поехала в Новодевичий монастырь.

Несмотря на закрытость института, «благородные девицы» не были уж так изолированы от жизни за его стенами. Иван Иванович придумывал для них различные развлечения - катания в экипажах, на лодках, посещения дворцов. Весной 1773 г. состоялся торжественно обставленный перевод воспитанниц среднего возраста в старший. И было решено побаловать пятнадцатилетних «благородных девиц» совершенно новым для них развлечением - прогулкой в Летний сад. Кроме того, Екатерина II хотела показать их столичному обществу, блеснуть результатами их девятилетнего воспитания в Смольном. Двадцатого мая от Смольного вниз по Неве поплыла целая флотилия разукрашенных шлюпок, в которых разместились пятьдесят молоденьких девушек в сопровождении наставницы госпожи де Лафон, И.И.Бецкого и нескольких воспитательниц. Весть о предстоящем зрелище, благодаря газетам, еще раньше облетела город, и к реке собралось столько народу, что пришлось остановить движение экипажей по набережной и по Миллионной улице. Причалив к пристани около Зимнего дворца, девушки прошли в Эрмитаж, где осматривали новые картины, потом направились к Летнему саду. Тогдашний фаворит Екатерины II, князь Григорий Орлов, приготовил для них сюрприз: в зеленых зарослях он скрыл свой знаменитый оркестр роговой музыки, и как только смольнянки появились, музыканты заиграли. Девушки, все в белых платьях, шли парами, без всякой робости смотрели на окружавшую их толпу. Они спокойно, естественно, приветливо отвечали на вопросы тех, кто хотел вступить с ними в разговор. Всем нравилось, что делали они это без всякого жеманства. Зрелище полсотни благовоспитанных девушек было до того ново и необычно, что вызвало именно тот эффект, на который и рассчитывала императрица. Осторожность к воспитательной затее среди дворянства оставалась в прошлом, родители, увидев, какое внимание оказывает институту и его воспитанницам сама императрица, теперь уже сами стремились отдавать туда своих дочерей. Число желающих постепенно увеличивалось, а прошений о приеме становилось столько, что многим приходилось отказывать.

Информация о работе Женский мир в русской культуре XVIII - начала XIX вв.