Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:01, дипломная работа
Цель данной работы заключается в выявлении психологических, философских и культурных предпосылок «женского мира» в русской культуре XVIII – начала XIX в., и рассмотрении основных составляющих этого культурного феномена.
Введение…………………………………………………………………….....3
Глава 1. Философские и психологические основы формирования «женского мира» в русской культуре………………………8
1.1. Формирование ценности «женского мира» в русской культуре XVIII – начала XIX в. …………….8
1.2. Статус женщины в русской культуре XVIII – начала XIX в. ….............................………………18
Глава 2. Русская дворянка XVIII – начала XIX в.
2.1. Чувственный мир русской дворянки……………………………...………….40
2.2. Стереотипы светского женского поведения…………………………………53
2.3. Женские образы XVIII в. ……………………………………………………..72
Глава 3. Реализация идеи женского образования на примере Смольного института……………………………………86
3.1. Предпосылки, идея создания и открытие Смольного института…………..86
3.2. Обучение и принципы воспитания в Смольном институте………………...91
Заключение………………………………………………………………....109
Список источников и литературы…………….………………………...…115
Были далеки от совершенства и отношения с институтским начальством и классными дамами, в вопросе комплектования воспитательного штата принципы просветителей были напрочь забыты. Женщины с нереализованными амбициями, часто ханжеского склада, разочарованные в жизни чаще всего третировали воспитанниц. В мемуарах выпускниц крайне редко проскальзывает положительный образ классной дамы. Холод и отчуждение вместо теплоты и семейственности стали постоянными спутниками института. Стремление к порядку оборачивалось диктатурой казарменного режима. Со временем элитарность и привилегированность способствовали формированию лицемерия, формализма и показательности в стенах учебного заведения. Жизнь и поведение моделировались по определенным искусственно заданным образцам.
Тем не менее, история со столь актуальной для XVIII века идеей женского воспитания показательна. Во-первых, потому, что выход женщины этого века за пределы частной жизни означает также и возникновение принципиально новых образований по половым характеристикам, а именно женских субкультур. Во-вторых, потому, что эти образования возникают не естественным образом, а как следствие педагогических идеалов эпохи реализации «проекта модерна». Наконец, в-третьих, этот факт значим потому, что воспитание женщины происходит с помощью изящных искусств. В этом смысле опыт Смольного монастыря, в котором воспитывались благородные девицы, оказывался для XVIII века репрезентативным.
Список источников и литературы
Источники
Литература
1 Иконников В. Русская женщина накануне реформы Петра и после нее. Университетские известия. Киев, 1874. № 5.
2 Мордовцев Д. Русские женщины Нового времени: Женщины первой половины XVIII в. СПб., 1874.
3 Первые русские писательницы-женщины XVIII в. Киев, 1892.
4 Пыляев М.И. Старое житье. Очерки и рассказы. М., 2003.
5 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII – начала XIX в. СПб., 1994.
6 Хренов Н.А., Соколов К.Б. Художественная жизнь императорской России. СПб., 2001.
7Пушкарева Н.Л. Мир чувств русской дворянки XVIII – начала XIX в.: сексуальная сфера // Частная жизнь человека в мире чувств. М., 2000.
8 Лаврентьева Е. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет. М., 2005.
9 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С. 48.
10 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С. 51-52.
11 Афанасьев А. Черты русских нравов XVII столетия. Русский вестник. 1857 г. Т. 11. № 9-10. С. 277.
12 Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. М., 1911. С. 17.
13 Барт Ф. де ла. Шатобриан и поэтика мировой скорби: В конце XVII и в начале XIX в. во Франции. Университетские известия. Киев, 1905. № 8. С. 31.
14 Тэн И. Происхождение современной Франции. СПб., 1907. Т. 1 С. 112.
15 Иконников В. Русская женщина накануне реформы Петра Великого и после нее. Университетские известия. Киев, 1874 . № 5. С. 282.
16 Иконников В. Русская женщина накануне реформы Петра Великого и после нее. Университетские известия. Киев, 1874 . № 5. С. 276.
17 Корб И. Дневник путешествия в Московию (1698 – 1699 гг.). СПб., 1906. с. 131.
18 Дневник камер-юнкера Ф.В. Берхгольца. М., 1902. С. 69.
19 О повреждении нравов в России князя М. Щербатова и путешествие А. Радищева. М., 1985. С. 16.
20 Покровский В. Щеголи в сатирической литературе XVIII в. М., 1830. С. 72.
21 Первые русские писательницы-женщины XVIII в. Киев, 1892. С. 31.
22 Записки графа Н.Ф. Сегюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II (1785-1789). СПб. С. 132.
23 Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России (1086-1896). Часть 1. СПб., 1890. С. 265.
24 Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. Л., 1929. С. 152.
25 Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. Л., 1929. С. 159.
26 Там же с. 163.
27 Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 425.
28 С. 46.
29 Лотман Ю. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века // Лотман Ю. Избранные статьи: в 3 т. Таллин, 1992. Т. 1. С. 272.
30 Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. С. 188.
31Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. С. 246.
32 Евзлин М. Космология и ритуал. М., 1993. С. 84.
33 Лотман Ю. «Езда в остров любви» Тредиаковского и функция переводной литературы в русской культуре первой половины XVIII в. // Лотман Ю. Избранные статьи: в 3 т. Таллин, 1992. Т. 2. С. 23.
34 Мордовцев Д. Русские женщины Нового времени: Женщины первой половины XVIII в. СПб., 1874. С. 249.
35 Кавелин К. Быт русского народа. Сочинение А. Терещенко. // Современник. 1848. Т. XI. № 9-10. С. 100.
36 Мордовцев Д. Русские женщины Нового времени: Женщины первой половины XVIII в. СПб., 1874. С. 11.
37 Там же. С. 12.
38 О повреждении нравов в России князя М. Щербатова и Путешествие А. Радищева. М., 1985. С. 74.
39 Федоров Н. Сочинения. М., 1982. С. 443.
40 Мордовцев Д. Русские женщины Нового времени: Женщины первой половины XVIII в. СПб., 1874. С.244.
41 Мордовцев Д. Русские женщины Нового времени: Женщины первой половины XVIII в. СПб., 1874. С. 253.
42 Записки княгини Н.Б. Долгорукой. СПб., 1912. С. 13.
43 Тоинби А. Постижение истории. М., 1991. С. 121.
44 Масон К. Секретные записки о России и в частности о конце царствования Екатерины II и правления Павла I. Т.1. М., 1918. С. 51.
45 Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М., 1998. С. 30.
46 Масон К. Секретные записки о России и в частности о конце царствования Екатерины II и правления Павла I. Т.1. М., 1918. С. 51.
47 Масон К. Секретные записки о России и в частности о конце царствования Екатерины II и правления Павла I. Т.1. М., 1918. С. 57.
48 Федотов Г. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991. С. 16.
49 Корб И. Дневник путешествия в Московию. СПб., 1906. С. 228.
50 Федотов Г. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991. С. 55.
51 Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994. Т. 1. С. 148.
52 Бердяев Н. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности. М., 1990. С. 10.
53 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. С. 146.
54 Констан Б. Адольф. СПб., 1831. С. 16.
55 Пушкин А.С. Собр. Соч. в 10 т. М., 1960. Т. 5. С. 478.
56 Лотман Ю. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Лотман Ю. Избранные статьи: в 3 т. Таллин, 1993. Т. 3. С. 98.
57Лотман Ю. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Лотман Ю. Избранные статьи: в 3 т. Таллин, 1993. Т. 3. С. 101.
58 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. С. 146.
59 Ортега-и-Гассет Х. Эстетика: Философия культуры. М., 1991. С. 426.
60Ортега-и-Гассет Х. Эстетика: Философия культуры. М., 1991. С. 284.
61 Скипина П. О чувствительной повести // Русская проза. Л., 1926. С. 14.
62 Эстетика. Философия. Критика. Т. 2. М., 1983. С. 287.
63 Пыляев М. И. Старое житие. Очерки и рассказы. М., 2003. С. 98.
64 Русские повести первой трети XVIII в. М., Л., 1965.
65 В.К. Тредиаковский – И.Д. Шумахеру. 18 января 1731 г. // Письма русских писателей XVIII в. Л., 1980. С. 46.
66 Чулков М.Д. Пересмешник, или Славянские сказки // Русская проза XVIII в. М., Л., 1950. Т. 1. С. 102.
67 Словарь русского языка XI – XVII вв. М., 1986. Т. 11. С. 113.
68 Записки Федора Пантелеймовича Печерина 1737-1816 гг. // Русская старина. Год 22-й. 1891. № 12. С. 602.
69 Винский Г.С. Мое время. СПб., 1914. С. 65.
70 Растопчина Л.А. Правда о моей бабушке. Отрывок из воспоминаний. // Исторический вестник. 1904. Т. 95. № 1. С. 54.
71 Басаргин Н.В. Записки. Пг., 1917. С. 34.
72 Глинка С.Н. Записки. СПб., 1895. С. 245.
73 Щербатов М.М. СПб., 1898. Т. II. С. 151-152.
74 М.Н. Муравьев – сестре Ф.Н. Муравьевой. 1778 г. // Письма русских писателей XVIII в. М., 1980 . С. 360.
75 Капнист-Скалон С.В. Воспоминания // Записки и воспоминания русских женщин XVIII – первой половины XIX в. М., 1990. С. 512.
76 Записки графини Варвары Николаевны Головиной (1766-1819). СПб., 1990. С. 233.
77 Долгорукова Н.Б. Записки и воспоминания русских женщин XVIII – первой половины XIX в. М., 1990. С. 57.
78 Рондо. Письма дамы, прожившей несколько лет в России (1730-1731 гг.) // Безвременье и временщики. Воспоминания об эпохе «дворцовых переворотов». Л., 1991. С. 206.
79 Долгорукова Н.Б. Записки и воспоминания русских женщин XVIII – первой половины XIX в. М., 1990. С. 57.
80 Н.М. Карамзин – П.А Вяземскому. 11 сентября 1818 г. // Письма Н.М. Карамзина к кн. П.А. Вяземскому 1810-1826 гг. СПб., 1897. С. 61.
81Чулков М.Д. Пересмешник, или Славянские сказки // Русская проза XVIII в. М., Л., 1950. Т. 1. С. 102.
82 Ле Прекс де Бомонт. Наставления молодым госпожам, вступающим в брак. М., 1788. С. 40.
83 Воспоминания Анны Евдокимовны Лабзиной (1758-1828). СПб., 1903. С. 53, 69-70.
84 Кунин В.В., Подольская И.И. Иван Иванович Дмитриев // Русские мемуары. XVIII в. М., 1988. С. 169.
85 Сатирический вестник. 1795. Ч. 4. С. 102.
86 Де Сталь, баронесса. 1812 год // Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. Л., 1991. С. 56.
87 Казанова Дж. История моей жизни. М., 1990. С. 591.
88 Словарь языка А.С. Пушкина. М., 1956. Т. 2. С. 521.
89 Фонвизин Д.И. Друг честных людей, или Стародум // Русская литература XVIII в. М., Л., 1950. Т. 1. С. 559.
90 Русский быт по воспоминаниям современников. Сборник отрывков из записок, воспоминаний и писем. М., 1918. Вып. 1. Ч. 1. С. 73-146.
91 Фонвизин Д.И. Друг честных людей, или Стародум // Русская литература XVIII в. М., Л., 1950. Т. 1. С. 560.
92 Важнейшие истины для прекрасного пола. Казань, 1813. С. 32.
93 Местр Ж., де. Петербургские письма. 1803-1817. СПб., 1995. С. 47.
94 Там же. С. 107.
95 Записки доброй матери, или Последние ее наставления при выходе дочери в свет. СПб., 1857. С. 107.
96 Память доброй матери, или Последние ея советы дочери своей. Сочинения Г-жи Таньской. СПб., 1827. С. 193.
97 Вяземский П.А. Полн. Собр. Соч. В 12 т. СПб., 1883. Т. 8. С. 312.
98 Мещерский А.В. Из моей старины. Воспоминания. М., 1901. С. 81.
99 Память доброй матери, или Последние ея советы дочери своей. Сочинения Г-жи Таньской. СПб., 1827. С. 43-44.
100 Ансело Ф. Шесть месяцев в России. М., 2001. С. 48-49.
101 Наставление добродетельной матери к ее дочери. М., 1804. С. 26.
Информация о работе Женский мир в русской культуре XVIII - начала XIX вв.