Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 12:28, контрольная работа
Культурология - это не некая сумма различных наук, исследующих культуру. Она является наукой о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии. При этом всегда следует учитывать истоки, приведшие к созданию этой новой гуманитарной науки - философию культуры, этнологию, лингвистику, историю культуры, теологию культуры, психологию культуры, социологию культуры.
1. Жизненный путь и личность Э. Тайлора……………………………………………..3
2. Эволюционизм и его основные черты……………………………………………………………….7
3. Э. Тайлор о науке и культуре……………………………………………………………..12
4. Анимизм и мифология в древней и современной культуре…………….20
5. Список литературы………………………………………………………………………………31
Содержание:
Тема 17. Эволюционизм в концепции Э.Б. Тайлора.
Введение.
Культурология - это не некая сумма различных наук, исследующих культуру. Она является наукой о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии. При этом всегда следует учитывать истоки, приведшие к созданию этой новой гуманитарной науки - философию культуры, этнологию, лингвистику, историю культуры, теологию культуры, психологию культуры, социологию культуры. Отсюда видны интегративный аспект культурологического знания, определенная комплексность в исследовании вариаций культуры. Культурологию как комплекс наук, изучающих духовную сферу во всем своем многообразии - закономерности становления и функционирования искусства, религии, морали, науки, межкультурного взаимодействия.
Биография Тайлора Э.Б.
Эдуард Бернетт Тайлор (Edward Burnett Tylor).
Тайлор один из первых и самый знаменитый из всех английских эволюционистов, родился 2 октября 1832г. в лондонском предместье Кэмбервилл в семье набожного промышленника-квакера. Его формальное образование ограничилось средним, да к тому же еще в квакерской школе: отец не послал его в колледж, так как собирался сделать своим преемником. Но жизнь рассудила иначе. Когда 23-летнего Тайлора отправили для поправки здоровья в Америку, он познакомился на Кубе с банкиром Г. Кристи, любителем древностей и меценатом, и под его влиянием проникся интересом к археологии и этнографии.
Вернувшись через два года
в Англию, Тайлор занялся
Публиковать свои научные труды Тайлор начал в 1861 г., когда вышла в свет его первая, еще незрелая работа «Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные», обязанная своим появлением длительному путешествию с Кристи по Мексике в 1856 г. Четыре года спустя появился другой, вполне серьезный для того времени труд Тайлора — «Исследования в области древней истории человечества». В нем уже проводятся основные, и притом преимущественно конструктивные, идеи эволюционизма в этнографии: прогресс человеческой культуры от эпохи дикости через варварство к цивилизации; различия в культуре и быте отдельных народов объясняются не расовыми особенностями, а неодинаковостью достигнутых ими ступеней развития: культурные достижения могут быть самостоятельно изобретены, унаследованы от предков или заимствованы у соседей. Еще через четыре года был закончен и в 1871 г. опубликован основной труд Тайлора, прославивший его имя, — «Первобытная культура». Наконец, после более значительного перерыва, в 1881 г., вышла в свет последняя книга Эдуарда Бернетта «Антропология (Введение к изучению человека и цивилизации». Это нечто вроде популярного общего руководства, учебника по истории первобытного общества и этнографии где охватывается все: происхождение человека, расовая и языковая классификация человечества, материальная и духовная культура, общественное устройство. Правда, такой широкий обхват достигнут в значительной мере за счет научного уровня книги, значительно уступающего уровню предыдущего исследования — «Первобытной культуры». Показательно само название книги — «Антропология». Можно думать, что именно авторитет Тайлора сыграл немалую роль и в найме новации эволюционистской школы в этнографии антропологической школой, и в традиционном для англосаксонских стран обозначении наук о человеке как антропологии.
Авторитет этот был очень велик. Не только в книгах, но и в многочисленных статьях (общее число их превышало 250) Э.Б. Тайлор проявил свой яркий талант, блестящую эрудицию, скрупулезную научную добросовестность и писательский дар. В отличие от многих своих предшественников и современников, он придавал значение не только выводам, но и тем методам, с помощью которых они были сделаны. В ряде случаев од показал пример комплексного использования данных этнографии, археологии, фольклористики и других смежных дисциплин. Он поражал, воображение множеством и разнообразием фактических данных которыми подкреплял свои утверждения. Поэтому неудивительно, что уже в год выхода в свет «Первобытной культуры» Эдуард Бернетт был избран членом Королевского общества — этой британской академии наук. Впоследствии он получил за научные заслуги дворянство, стал сэром Эдуардом Тайлором.
Очень высоко ценили Эдуарда Тайлора и зарубежные коллеги. Достаточно сказать, что крупнейший русский исследователь первобытности первой половины нашего века А. Н. Максимов, вошедший в историю науки как строгий критик и великий скептик, считал Тайлора наиболее значительным этнологом XIX столетия. Это, разумеется, небесспорно, так как современником Тайлора был другой великий этнограф-эволюционист — Льюис Генри Морган, который самостоятельно близко подошел к марксистскому пониманию истории. Но оценка Максимова говорит о многом.
Первую официальную должность Тайлор занял в возрасте уже пятидесяти с лишним лет, став в 1883 г. хранителем Этнографического музея при Оксфордском университете. Он же и был фактическим создателем этого музея, образованного на основе собраний встретившегося ему на пути богача — коллекционера и археолога, генерала и члена Королевского общества Огастеса Лейн-Фокса (позднее он принял фамилию двоюродного деда — Питт-Риверс, под которой и известен в науке). Как и Тайлор, Питт-Риверс был эволюционистом. Он приобрел известность тем, что первым стал располагать свои экспонаты (главным образом оружие) по их функциям и по нарастающей от простого к сложному. Вероятно, Тайлор сыграл известную роль в том, что Питт-Риверс пожертвовал эти эволюционные ряды вещей Оксфордскому университету. Как хранитель музея, Тайлор вел не только исследовательскую, но и популяризаторскую работу, выступал с лекциями и докладами. В 1884г. он был назначен лектором по антропологии Оксфордского университета, в 1886г. — доцентом Абердинского университета. Тайлор собрал вокруг себя значительную группу единомышленников и учеников. Все это подготовило создание в Оксфордском университете кафедры антропологии, первым профессором которой в 1896г. стал Тайлор. Дважды он занимал видный пост президента Антропологического института Великобритании и Ирландии. По существу, он сделался признанным главой английской школы эволюционизма в этнографии и оставался им до 1907г., когда вынужден был из-за душевной болезни прекратить всякую научную деятельность. Умер Эдуард Бернетт Тайлор Тайлор 2 января 1917 (84 года) в городке Веллингтоне в Средней Англии.
Эволюционизм – это
Эволюционизм рассматривает
Теоретические положения эволюционизма.
Эволюционизм сформулировал
- внутренними (имманентными) антропологическими
идеями, свойственными индивидам
и расам, при этом различия
между индивидами и расами
понимаются в
- внешними природными условиями,
Ведущие представители эволюционистской парадигмы, зарождение и развитие эволюционизма.
Англия – Герберт Спенсер (1820-1903), Эдуард Тайлор (1832-1917), Джеймс Фрезер (1854-1941).
Германия – Адольф Бастиан (1826-1905), Юлиус Липерт (1839-1909).
Франция – Шарль Летурно (1831-1902).
США – Льюис Генри Морган (1818-1881).
Термин «этнология» был
Герберт Спенсер является
автором книг «Основы
Американский ученый Льюис
Морган, написавший книги «Древнее
общество», «Системы родства и
свойства в человеческой семье»
Во Франции идеи