Жизненный путь и личность Э. Тайлора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 12:28, контрольная работа

Краткое описание

Культурология - это не некая сумма различных наук, исследующих культуру. Она является наукой о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии. При этом всегда следует учитывать истоки, приведшие к созданию этой новой гуманитарной науки - философию культуры, этнологию, лингвистику, историю культуры, теологию культуры, психологию культуры, социологию культуры.

Содержание

1. Жизненный путь и личность Э. Тайлора……………………………………………..3
2. Эволюционизм и его основные черты……………………………………………………………….7
3. Э. Тайлор о науке и культуре……………………………………………………………..12
4. Анимизм и мифология в древней и современной культуре…………….20
5. Список литературы………………………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 17.docx

— 133.75 Кб (Скачать файл)

Таким образом, рассматривая такого рода явления, исследователь может по ним реконструировать прошлые состояния  общества, понять смысл и значение тех культурных явлений, объектов и  образований, существование которых  иначе оставалось бы в современных  обществах необъяснимым.

С помощью анализа методов сравнения  и «пережитков» мы легко обнаруживаем возможности достаточно глубокого и полного изучения эволюционизирования различных этнографических традиций.

 

Эволюционистская концепция  культуры Э.Б.Тайлора.

К числу важнейших закономерностей  Э.Тайлор относил «общее сходство природы человека» и «общее сходство обстоятельств его жизни». Все народы и все культуры соединены между собой в непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Особо Тайлор подчеркивал постепенный характер эволюции, развитие от простого к сложному.

Естественно-научный метод Э.Тайлора  страдал существенным недостатком: эволюция явлений или элементов  культуры изучалась вне зависимости  и связи их друг с другом. Культура есть лишь совокупность, по его определению, орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т. д. Она не представляет целостного явления. Однако Тайлор сам ощущал недостатки такого способа изучения и понимал, что  явления культуры тесно связаны  между собой. Он писал "о том  молчаливом согласии, или единодушии, которое в такой сильной степени  побуждает целые народы соединяться  в употреблении общего языка, в исповедании  общей религии, в достижении общего уровня искусства и знания". Но эти положения никак не влияли на ход его же исследований и обобщений, в том числе изложенных в книге "Первобытная культура". Тем  не менее приемы естественно-научного изучения явлений культуры, поиска их общих черт впоследствии получили название типологического сравнения  и стали составной частью сравнительно-исторического  метода.

В процессе изучения культур Э.Тайлор применял также «метод пережитков». Под пережитком он понимал «живое свидетельство или памятник прошлого», «те обряды, обычаи, воззрения и прочее, которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, свойственной ей, в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого».

 

Таких «пережитков», сохранившихся от древних времен, Э.Тайлор во множестве находил в быту народов Европы современной ему эпохи. Например, пожелание здоровья при чихании - остаток веры в то, что через отверстие в голове могут войти или выйти духи, жертвоприношения при закладке зданий, предубеждения против оживления утопленников и т. д. На основании таких следов более древней культуры можно было реконструировать прежние культуры. В своих исследованиях Э.Тайлор не касался вопросов развития семьи, рода, других общественных организаций. Его мало интересовало развитие техники и материальной культуры.

Явный акцент в изучении культуры Э.Тайлор делал на анализе ее духовной стороны, религии, магии и связанных  с ними обрядов. Он являлся автором  анимистической теории религии, вызвавшей  впоследствии бурные споры среди  исследователей культуры. В основе религиозных обрядов и верований  дикарей, по мнению английского исследователя, лежит «вера в духовные существа», обозначенная им термином «анимизм». Причину появления анимизма он видел в необходимости для первобытных людей ответить на две группы вопросов. «Они старались понять, во-первых, что составляет разницу между живущим и мертвым телом, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти. И, во-вторых, что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях».

В результате размышлений над этими  проблемами появляется понятие о  личной душе или духе, содержание которых  в примитивных обществах может  быть определено следующим образом. «Душа есть тонкий невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и настоящем. Она способна покидать тело и переноситься с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и является людям спящим и бодрствующим, преимущественно как фантазм, как призрак, отделенный от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них».

Из первичной идеи души постепенно развились более сложные религиозные  представления - о духах природы, растений, о загробном мире, о  великих богах природы, о верховном  Боге. Э.Тайлор подробнейшим образом  рассматривал постепенное развитие религиозных представлений у  различных народов мира от разрозненных анимистических верований, фетишизма, культа отдельных животных до сложившихся политеистических религиозных систем и современных мировых религий. Анимизм, таким образом, есть «минимум религии», первая религия, появившаяся вместе с выделением человека из царства животных и появлением культуры. Он представляет собой, согласно Тайлору, основу, первоисточник архаических и современных религий.

В книге «Первобытная культура» ученый сформулировал ряд проблем, впоследствии ставших существенными аспектами в изучении культур. Этим было положено начало их изучения. Например, о недостаточности разработки нашего языка в свете строгих эталонов естественных наук. «Язык, - писал Э.Тайлор, - одна из тех сфер, в которых мы мало поднялись над уровнем дикаря». Впоследствии проблема совершенствования языка стала основой целого направления в философии (неопозитивизм) и в логике науки.

Положение Тайлора об особом складе ума у дикарей предвосхитило  бурные дискуссии о «первобытном мышлении», возникшие в науке о культурах в середине XX в. «У низших рас, - отмечал Э.Тайлор, - на всем земном шаре, воздействие внешних явлений на внутренний мир человека ведет не только к констатации фактов, но и к созданию мифов; и это повторяется с таким постоянством, что может быть признано психическим законом».

Серьезное развитие в XX в. получил  анализ совокупности разнообразных  сведений о мистических, экстатических  состояниях и способах их достижения в культурах.

К сожалению, Э.Тайлор, описав в систематической  форме различные виды подобных культурных явлений, не попытался вникнуть в  назначение таких феноменов в  этнокультурных общностях. Он лишь квалифицировал подобные ритуалы как патологические, «происходящие в ущерб нормальным отправлениям тела и духа», как болезненное проявление религиозных обрядов и традиций, вредных пережитков, не вписывающихся в просветительски-рационалистический образ цивилизованного общества, отстаиваемый им в книге "Первобытная культура" в противовес невежественному и примитивному архаическому типу культуры.

 

 

 

  1. Анимизм и мифология в древней и современной культуре.

Первичной религией человечества принято  считать анимизм. Этим термином многие исследователи религии обозначают комплекс различных культов, основанных на вере в духов -- потусторонних  невидимых существ, связанных с  силами природы и влияющих на человека. Считается, что анимизм является главной формой архаичной веры и  присущ человеческому обществу на ранних стадиях развития. Сам термин был  введен в XIX веке знаменитым английским этнологом Эдуардом Бернеттом Тайлором. Он обозначил им первобытную ре­лигию, созданную, по его мнению, "дикарем-философом", пытавшимся понять причины бытия. Сейчас употребление этого термина часто  подвергается критике.

Анимизм с точки зрения Э. Б. Тайлора.

 Первое, что представляется  необходимым при систематическом  изучении религий примитивных  обществ, - это определение самой  религии. Если в этом определении  требовать для религии верования  в верховное божество или суд  после смерти, поклонения идолам, обычаев жертвоприношения или  других каких-либо более или  менее распространённых учений  или обрядов, то, конечно, придётся  исключить многие племена из  категории религиозных. Но столь  узкое определение имеет тот  недостаток, что оно отождествляет  религию скорее с частными  проявлениями верований, чем с  более глубокой мыслью, которая  лежит в основе их. Целесообразнее  всего будет просто принять  за определение минимума религии  верование в духовных существ.

Анимизм племён, находящихся на низшей стадии развития культуры, связан непосредственно  со свидетельством чувств и, по-видимому, первоначально основан на нём. Он представляет собой систему, которая  в полном согласии с разумом могла  бы существовать в человеческом роде, если бы даже он нигде не поднимался выше дикого уровня. Однако учения примитивного анимизма всё более и более  видоизменяются в сложном анимизме, приспособляясь к новым и развивающимся  условиям культуры. Поэтому в развитом и сложном анимизме древние религиозные  представления сохраняются рядом  с другими, особыми верованиями, которые даже в зачаточном виде едва ли могут быть найдены в религиях примитивных племён.

 

 Характер учения о душе  у примитивных обществ можно  выяснить из рассмотрения его  развития. По-видимому, мыслящих людей,  стоящих на низкой ступени  культуры, всего более занимали  две группы вопросов. Они старались  понять, во-первых, что составляет  разницу между живущим и мёртвым  телом, что составляет причину  бодрствования, сна, экстаза, болезни  и смерти? Во-вторых, что такое  человеческие образы, появляющиеся  в снах и видениях? Видя эти  две группы явлений, древние  дикари-философы, вероятно, прежде всего  сделали само собой напрашивающееся  заключение, что у каждого человека  есть жизнь и есть призрак.  То и другое, видимо, находится  в тесной связи с телом: жизнь  даёт ему возможность чувствовать,  мыслить и действовать, а призрак  составляет его образ, или второе  «я». И то и другое, таким образом, отделимо от тела: жизнь может уйти из него и оставить его бесчувственным или мёртвым, а призрак показывается людям вдали от него.

 Дикарям-философам не трудно  было сделать и второй шаг.  Мы это видим из того, как  было крайне трудно цивилизованным  людям уничтожить это представление.  Дело заключалось просто в  том, чтобы соединить жизнь  и призрак. Если и то и  другое присуще телу, почему бы  им не быть присущими друг  другу, почему бы им не быть  проявлениями одной и той же  души? Следовательно, их можно  рассматривать как связанные  между собой. В результате и  появляется общеизвестное понятие,  которое может быть названо  призрачной душой, духом-душой.  Понятие о личной душе, или  духе, у примитивных обществ может  быть определено следующим образом.  Душа есть тонкий, невещественный  человеческий образ, по своей  природе нечто вроде пара, воздуха  или тени. Она составляет причину  жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо  и нераздельно владеет личным  сознанием и волей своего телесного  обладателя в прошлом и настоящем.  Она способна покидать тело  и переноситься быстро с места  на место. Большей частью неосязаемая  и невидимая, она обнаруживает  так же физическую силу и  является людям спящим и бодрствующим, преимущественно как фантасм,  как призрак, отделённый от  тела, но сходный с ним. Она  способна входить в тела других  людей, животных и даже вещей,  овладевать ими и влиять на  них.

 Хотя это определение не  может иметь всеобщего применения, оно довольно широко, чтобы быть  принятым за норму, изменяющуюся  в силу больших или меньших  различий между отдельными народами. Для понимания расхожих понятий  о человеческой душе, или духе, будет полезно обратить внимание  на те слова, которые найдены  были удобными для выражения их. Дух, или призрак, являющийся спящему или духовидцу, имеет вид тени, и, таким образом, последнее слово вошло в употребление как выражение души. В понятие о душе, или о духе, вкладываются атрибуты и других жизненных проявлений. Так, различные народы связывали душу с сердцем, кровью, взглядом и дыханием.

 Для понимания расхожих представлений  о человеческой душе, или духе, будет полезно обратить внимание  на те слова, которые найдены  были удобными для выражения  их. Дух, или призрак, являющийся  спящему или духовидцу, имеет  вид тени, и, таким образом,  последнее вошло в употребление  для выражения души. Так, у тасманийцев  одно и то же слово обозначает  дух и тень. Караибы, связывая  пульсацию сердца с духовными  существами и признавая, что  душа человека, предназначенная  для будущей вечной жизни, живет  в сердце, вполне логично употребляют  одно и то же слово для  обозначения «души, жизни и сердца». Связь между душой и кровью, признаваемая каренами и папуасами, ярко выражена в еврейской и арабской философии. Связь между жизнью человека и зрачком глаза известна у европейского простонародья, которое не без основания видит признак колдовства или приближающейся смерти в исчезновении зрачкового образа в помутившемся глазе больного. Акт дыхания, столь характерный для высших животных при жизни, прекращение которого так тесно совпадает с прекращением этой последней, много раз, и весьма естественно, отождествлялся с жизнью или душой.

 Древняя анимистическая теория  жизни, рассматривающая её как  отправления души, объясняет многие  из физических и умственных  состояний теорией отлетания  всей души или некоторых из  составляющих её духов. Эта  теория занимает очень значительное  и прочное место в биологии  диких народов. Например, многие  дикие племена считают, что  болезнь или бессознательное  состояние - это временный уход  души из тела, и помочь ей  вернуться как можно скорее  можно совершая определённые  обряды или просто позвав её. Вот почему в разных странах  возвращение потерянных душ составляет  обычную специальность колдунов  и жрецов.

 Это же учение составляет  одну из сторон теории сновидений, распространённой у малокультурных  народов. Согласно этой теории, душа спящего покидает тело - в  виде какого-нибудь животного  или незримо - и отправляется  путешествовать, охотиться, посещать  друзей.

Информация о работе Жизненный путь и личность Э. Тайлора