Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:18, контрольная работа
Раннее средневековье иногда называют «темными веками», вкладывая в это понятие некий уничтожительный оттенок. Рождение европейской цивилизации и культуры происходило в сложной обстановке войн, переселений. В эпоху «Великого переселения народов» (IV – VIII века) по территории Европы передвигались многочисленные племенные союзы (германские, славянские, тюркские и др.) – так называемые варвары (от латинского barda – борода).
Введение 3
1. Истоки европейской культуры 5
2. Роль христианства в эпоху средневековья 7
3. Рыцарская, городская и народная культуры средневековья 8
4. Литература западноевропейского средневековья 10
5. Романский стиль в средневековом искусстве 14
6. Готика 16
7. Изобразительное искусство средневекового Запада 18
8. Образование в средневековой культуре 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство образования
ГОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
Кафедра «История и культурология»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Культурология»
«ЗАПАДНОВРОПЕЙСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА»
Выполнил студент группы МЗЗс-10-01 __________________
Принял доцент кафедры
«История и культурология»
Уфа 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Истоки европейской культуры 5
2. Роль христианства в эпоху средневековья 7
3. Рыцарская, городская
и народная культуры
4. Литература
5. Романский стиль
в средневековом искусстве
6. Готика 16
7. Изобразительное искусство средневекового Запада 18
8. Образование в средневековой культуре 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Введение
Раннее средневековье иногда называют «темными веками», вкладывая в это понятие некий уничтожительный оттенок. Рождение европейской цивилизации и культуры происходило в сложной обстановке войн, переселений. В эпоху «Великого переселения народов» (IV – VIII века) по территории Европы передвигались многочисленные племенные союзы (германские, славянские, тюркские и др.) – так называемые варвары (от латинского barda – борода). Под ударами варваров пала Западная Римская империя. На ее бывшей территории образовались варварские государства, которые вели постоянные войны друг с другом. Упадок и варварство, в которые стремительно погружался Запад в конце V – VII веках в результате варварских завоеваний и непрекращающихся войн, противопоставляются не только достижениям античной цивилизации, но и духовной жизни Византии, не пережившей столь трагического перелома при переходе от античности к средневековью.
Однако вычеркнуть это время из культурной истории Европы нельзя. Именно тогда происходило закладывание основ европейской цивилизации. Ведь в древности не было «Европы» в современном понимании как определенной культурно-исторической общности с единой судьбой в мировой истории. Она начала реально формироваться этнически, политически, экономически и в культурном отношении в раннем средневековье как результат жизнедеятельности множества народов, населявших Европу издавна и вновь пришедших. Именно раннее средневековье, не давшее достижений, сопоставимых с высотами античной культуры или высокого средневековья, положило начало собственно европейской культурной истории. Новая культура возникла на основе взаимодействия наследия античного мира, точнее распавшейся цивилизации Римской империи, порожденного ею христианства и племенных, народных культур варваров.
Для понимания развития средневековой культуры важно учитывать, что она формировалась в регионе, где еще недавно находился центр мощной римской цивилизации, которая не могла исчезнуть в один момент. Важнейшим средством культурной преемственности между античностью и средневековьем был латинский язык. Он сохранил свое значение как язык церкви и государственного делопроизводства, международного общения и культуры. Средневековая Европа сохранила также римскую школьную традицию – систему семи свободных искусств.
Средние века – более чем тысячелетний (V – XV вв.) период в истории человечества. Это время господства религиозного мировоззрения в духовной жизни, когда три мировые религии, зародившиеся на Востоке – буддизм, христианство и ислам, - определяют философские учения и развитие художественной культуры, формируют ее символически-догматический характер, взаимопереплетение творческого и философского освоения мира, когда культура существует в фольклорно-обрядовой и культово-религиозной формах, а художественный канон имеет большее значение, чем личность художника.
Средневековая культура была исторически закономерным и во многом прогрессивным этапом в развитии человечества.
1. Истоки европейской культуры
Внутри тысячелетнего периода средних веков принято выделять по меньшей мере три периода.
Раннее средневековье – время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это вторжение так называемых варваров, которые уже со II века н.э. постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. Эти вторжения закончились падением Рима. Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе. Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». Многочисленные франкские, германские, готские и прочие племена были на деле не такими уж дикими. Большинство из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии. Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т.п., постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. Король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим папой (800 г.) как император всего европейского запада. Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной Римской империи. Эти грабежи, набеги замедляли экономическое и культурное развитие.
В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С X века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжение и перейти постепенно в наступление. В конце концов, западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры.
Наступившая стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. Выдающуюся роль в этом сыграла христианская церковь. На базе художественных традиций Древнего Рима возникло романское, затем готическое искусство.
Развивались театр, музыка, культура, живопись, литература. Зародилась великая философская система Средневековья – схоластика. Позднее Средневековье продолжало процессы формирования европейской культуры, однако ход был далеко не гладким. «В XIV – XV вв. Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно бубенной чумы («черная смерть») принесли неисчерпаемые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война»1. В конце концов, города возрождались вновь, налаживалось ремесло, сельское хозяйство, торговля. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем впоследствии привел в эпохе Возрождения в европейской культуре.
2. Роль христианства в эпоху Средневековья
Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях общего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран, племен и государств.
Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства, проповедуя любовь, всепрощение и всем понятные формы социального общежития, веру во всеобщее счастье, равенство и добро. В средние века картина мира основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. Исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природа, Неба и Земли, души и тела. «В сознании человека эпохи Средневековья мир виделся как арена противоборства добра и зла, как некая иерархическая система, в которой нашлось место и Богу, и ангелам, и людям, и потусторонним силам тьмы. При этом сознание человека эпохи Средневековья было глубоко магическим. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий»2.
История культуры Средневековья – история борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства были сложными и противоречивыми, Но, несмотря на это в течение всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой опоры духовной общности людей.
3. Рыцарская, городска и народная культуры Средневековья
Одним из высоких достижений Средневековья стал расцвет рыцарской культуры. Ее возникновение связывается с процессом консолидации сословия светских феодалов, к которым стали применять термин «рыцарство» - это произошло в Х в. (раньше рыцарями назывались представители низшего дворянства). В период развитого Средневековья понятие «рыцарь» стало символом знатности и благородства и противопоставлялось прежде всего низшим сословиям – крестьянам и горожанам.
Безусловность рыцарских сословных прав и привилегий порождали потребность рыцарства в подъеме своего нравственного и духовного престижа. Сложился образ идеального рыцаря и кодекс рыцарской чести, согласно которому настоящий рыцарь должен был происходить из благородного рода, быть отважным воином, совершать подвиги, заботиться о приумножении славы, презрительно относиться к смерти. «От рыцаря требовалась обходительность, умение играть на музыкальных инструментах и сочинять стихи, участвовать в турнирах и соблюдать правила куртуазности – безупречного воспитания и поведения при дворе. И, наконец, рыцарь должен был быть преданным возлюбленным выбранной им «дамы сердца», демонстрировать свое благородство»3.
Образ идеального рыцаря чаще всего расходится с реальной действительностью, но все же он сыграл огромную роль в западноевропейской культуре. Рыцарская культура отличалась изысканностью, утонченностью и представительностью в отличии от народной и городской художественной культуры. Особым явлением рыцарской культуры стала рыцарская литературы, которая выразилась в литературных жанрах – рыцарском романе и рыцарском поэзии. Первые рыцарские романы появились в Англии в 1066 г. Родиной рыцарской поэзии стала французская провинция Прованс, где сложился очаг светской культуры в феодальной Западной Европе.
В противовес рыцарскому
роману развивается городская
Не менее тесно связана с народным творчеством и городская драма, противостоящая народным мистериям. Она уходит корнями в крестьянские обряды и ритуалы сезонных праздников. Следует также отметить появление городской многоголосой музыки, противостоящей рыцарской одноголосой музыке.
Народное творчество оказало большое влияние на городскую культуру Европы XII – XIII вв. Антифеодальная направленность ранней городской культуры была созвучна фольклору. Анализируя культурный процесс Средневековья, следует иметь в виду, что феодально-церковная идеология была не единственной. Учению церкви крестьянские массы противопоставляли свои собственные еретические учения, а церковной культуре – культуру народную, выражающуюся в сказочно-былинном творчестве, в музыке, танце и драматических действиях. Народное творчество той эпохи было устным. Большую роль в народной культуре играла музыка и поэзия. Сохранившиеся рисунки-миниатюры дают нам представление о народных музыкальных инструментах. Церковь жестоко преследовала носителей народного и поэтического творчества – скоморохов, французских жонглеров и т.п. Возникшее в сельской местности народное творчество получило поддержку горожан.
4. Литература
Важнейшим элементом средневековой культуры была литература. В этот период развивалась устная поэзия, особенно героический эпос. Певцы- музыканты, исполняющие эти песни, пользовались у англосаксов большим уважением. Крупнейшее произведение англо-саксонского героического эпоса – поэма «Беовульф». Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений «Песнь о Роланде». Большой популярностью пользовался роман немца Страсбургского «Тристан и Изольда» - о пылкой любви двух молодых людей. Важный памятник германской народной литературы XII – XIII в.в. «Песнь о Нибелунгах». Важнейший памятник английской литературы XIII в. – знаменитые баллады о Робине Гуде.
В этот период быстро развивается городская литература, для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы были Анджольерри, Гвидо Орланди.
В XII – XIII вв. под влиянием школьного и университетского образования в городах Западной Европы развивалась латинская литература (на церковные и светские сюжеты): стихотворения с описанием природы и обличительные произведения, осуждающие пороки духовенства. Особое место в этой литературе занимала поэзия вагантов, появившаяся в Германии, Франции, Англии и Северной Италии. Расцвет поэзии вагантов совпал с развитием школ и средневековых университетов; носителями этой поэзии были бродячие студенты. Их вольнодумная, озорная поэзия была очень далека от аскетических идеалов средневековья; ваганты шли по пути создания чисто светской литературы. Они воспевали беспечное веселье, свободную жизнь: «Бросим все премудрости, побоку учение, наслаждаться в юности – наше назначение…». Очень остро в их поэзии звучали сатирические антиклерикальные ноты; они резко обличали римско-католическую церковь: «Рим и всех и каждого грабит безобразно; пресвятая курия – это рынок грязный!»
Информация о работе Западноевропейская средневековая культура