Западноевропейская средневековая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

Раннее средневековье иногда называют «темными веками», вкладывая в это понятие некий уничтожительный оттенок. Рождение европейской цивилизации и культуры происходило в сложной обстановке войн, переселений. В эпоху «Великого переселения народов» (IV – VIII века) по территории Европы передвигались многочисленные племенные союзы (германские, славянские, тюркские и др.) – так называемые варвары (от латинского barda – борода).

Содержание

Введение 3
1. Истоки европейской культуры 5
2. Роль христианства в эпоху средневековья 7
3. Рыцарская, городская и народная культуры средневековья 8
4. Литература западноевропейского средневековья 10
5. Романский стиль в средневековом искусстве 14
6. Готика 16
7. Изобразительное искусство средневекового Запада 18
8. Образование в средневековой культуре 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Ваганты были связаны  с традициями латинской поэзии и  заимствовали у нее стихотворные ритмы, даже когда писали пародии  на богослужебные тексты. Большое влияние на их стихи оказала античная поэзия. Иногда в стихах вагантов звучали жалобы на их бесприютную и необеспеченную жизнь. «Не для суетной тщеты, не для развлечения – из-за горькой нищеты бросил я учение». Церковь не уставала преследовать вагантов и за критику пороков церкви, и за прославление радостей земной жизни.

В XI – XII вв. оформился и был записан героический эпос, который до этого передавался только в устной традиции. Героями народных сказаний были обычно воины, защищавшие свою страну и свой народ; в эпических сказаниях воспевались храбрость, сила, верность, воинская доблесть. Записанный в условиях феодализма, героический эпос испытал на себе влияние рыцарских и церковных представлений: героями эпоса всегда были преданные вассалы своих сюзеренов, защитники христианства. Величайшим памятником французского эпоса является «Песнь о Роланде», где франки оказываются жертвой низкого предательства графа Ганелона, в лице которого автор поэмы осуждает вероломство и феодальный произвол. Ганелону противопоставлен патриот Роланд, считающий целью своей жизни служение императору и «милой Франции». Но Роланд является также и верным вассалом своего сюзерена Карла: «Ведь для сеньора доблестный вассал обязан претерпеть великие страданья: снести и холод, и палящий жар и за него и плоть и кровь отдать…». Образ Карла воплощает идею государственного единства и величия. Во времена крестовых походов этот эпос служил призывом к борьбе христиан против «неверных».

Крупнейшим памятником немецкого  героического эпоса является «Песнь о Нибелунгах» (1200). В основе эпоса лежат древние германские сказания времен «великого переселения», историческая основа произведения – гибель Бургундского королевства, разрушенного гуннами в 437 г. Но весь характер песни связан скорее с феодальной рыцарской Германией XII в., чем с жизнью варварского общества V в.: при дворе бургундских королей царят рыцарские обычаи, проводятся пышные празднества, турниры. На этом основании некоторые зарубежные критики утверждают, что поэма – апофеоз феодальных порядков; но это скорее осуждение злодеяний феодального мира. Произведения средневекового эпоса типа «Песни о Роланде» или «Песни о Нибелунгах» - выдающиеся памятники мировой культуры.

В XI – XII вв. сложился морально-этический образ рыцаря, отличавшегося светским характером, чуждым аскетизму. Рыцарь должен молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков, он должен защищать церковь, вдов и сирот, а также заботиться о подданных. Он должен быть храбрым, верным и не лишать никого его собственности; воевать он обязан лишь за правое дело. Он должен быть заядлым путешественником, сражающимся на турнирах в честь дамы сердца, повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного; любить своего сюзерена и оберегать его достояние; быть щедрым и справедливым; искать общества храбрых и учиться у них свершению великих деяний по примеру Александра Македонского. Этот образ получил отражение в рыцарской литературе.

Рыцарская поэзия возникла на юге Франции, где сложился очаг светской культуры в средневековой Западной Европе. В Лангедоке получила широкое распространение лирическая поэзия трубадуров на провансальском языке. При дворах феодальных сеньоров появилась куртуазная поэзия, прославлявшая интимные чувства и культ служения «прекрасной даме». Этот культ занимал центральное место в творчестве трубадуров – провансальских поэтов, среди которых были рыцари, крупные феодалы, короли, простые люди. Поэзия трубадуров имела много самых разнообразных жанров: любовные песни (одним из ярких певцов был Бернард де Вентадорн), лирические песни, политические песни (наиболее яркие песни у Бертрана де Борна), песни, выражавшие скорбь поэта по поводу смерти какого-либо сеньора или близкого поэту человека, песни-диспуты на любовные, философские, поэтические темы, плясовые песни, связанные с весенними обрядами.

Особое место в рыцарской  литературе принадлежит стихотворной повести на любовно-приключенческий  сюжет, заимствованный из кельтских  преданий и легенд. Главная из них – история короля бриттов Артура и его рыцарей, живших в V – VI вв. и собиравшихся за круглым столом. Из этих легенд составился цикл романов, так называемый бретонский цикл о короле Артуре и святом Граале.

Большую роль в развитии буржуазного романа сыграл французский  поэт Кретьен де Труа, создавший романы с таинственными приключениями героев, заколдованными людьми, чудесными странами. У него были также произведения, открывавшие новый мир глубоких человеческих чувств, к ним относится роман о Тристане и Изольде, принадлежавший к кругу бретонских (кельтских) сказаний. Популярность этого романа в европейской литературе ХII – ХIII вв. объясняется тем, что центральное место в нем отводится земной, человеческой любви, привлекавшей внимание средневековых поэтов. В целом можно сказать, что рыцарская литература, несмотря на ее ограниченный характер, способствовала развитию средневековой культуры, появлению интереса к личности человека и его переживаниям.

5. Романский стиль  в средневековом искусстве

 

В Х в. в архитектуре  и искусстве впервые возник единый общеевропейский стиль – романский. Для данного стиля характерно, прежде всего, общее впечатление суровой торжественности и мощи, которое создавалось как мерами и пропорциями, так и конструктивно-художественным оформлением его каменной оболочки. Для внушительности впечатления в данном случае важны все три пространственные измерения. Огромная длина романских храмов повышала значение алтаря, расположенного в дальнем конце церкви. «Большая высота, придавая необычный облик всему интерьеру, подчеркивает символическое художественное значение верха и верхнего освещения и косвенным образом напоминает о небе, играющем важную роль в религиозном сознании»4.

Главными типами архитектурных  сооружений в романскую эпоху  были храм, монастырский ансамбль, феодальный замок. Романскую замковую архитектуру  пронизывал дух воинственности и постоянной потребности защиты: основные создания романского стиля – замок-крепость и храм-крепость.

Основой храмового романского зодчества был тип старой римской  базилики. Средневековые строители  романских храмов использовали сводчатые конструкции и делали столбы и стены очень толстыми и массивными, а проемы – редкими, узкими. Основными особенностями романского стиля в архитектуре были: преобладание полуциркульной формы сводов, массивные тяжелые опоры, гладкие и толстые стены с небольшим количеством узких проемов.

В романскую эпоху  скульптура переживает первый расцвет. Скульптурные изображения ярко раскрашивались. Рельефы украшают порталы, капители колонн. В форме рельефа особенно наглядно отражены основные принципы романской пластики: плоскостная графичность и миниатюрная контурность.

В X – XI вв. складывается техника витража, но уровень ее низок – примитивно выполненные композиции. В романском храме осуществляется синтез искусств, призванных возбудить у молящихся преклонение перед могуществом Бога, церкви, вместе с тем осознать свою бренность и ничтожность. Классическое воплощение романского зодчества – это находящиеся в Германии церковь Марии на острове Лааке, Вормский и Шпеерский соборы.

Романская живопись развивается во многом аналогично архитектуре и скульптуре, и играет подчиненную роль в синтезе искусств. Монументально-декоративная живопись представлена храмовыми росписями сдержанного колорита, где основную нагрузку несут линия, контур, силуэт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Готика

 

На смену романскому стилю по мере расцвета городов и  совершенствования общественных отношений  приходил новый стиль – готический. В этом стиле стали исполняться  в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков.

Готика, готический стиль происходит от названия германского  племени готов – второе общеевропейское стилевое художественное направление, а также устойчивая система художественно – образных средств и приемов, сложившихся в западноевропейском искусстве XII – XVI вв. Характерной чертой готического стиля является единство и целостность художественных проявлений, заявивших о себе во всех видах искусства под эгидой архитектуры. Готическая архитектура, ведущим типом которой стал городской собор, отличается:

- динамизмом  устремленных вверх форм храма;

- устойчивой  каркасной системой остроконечных диагональных «ребер», перехваченных на вершине замочным ремнем;

- огромными прорезными окнами, многоцветностью витражей и гобеленов.

Цветные витражи – главный жанр готической живописи. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня статуй, аллегорических фигур, олицетворявших догматы и верования Католической церкви. Продуманная архитектурная композиция соборного комплекса создавала у верующих иллюзию его Божественного происхождения и оторванности от земли. Следует заметить, что храм выполнял не только богослужебную функцию, он был местом проведения театральных спектаклей и собраний горожан. В готическом стиле строились и здания, в которых размещались местные советы самоуправления - ратуши, являвшиеся символом независимости города. В истории культуры принято выделять три крупнейшие школы готики:

- французскую  («пламенеющую»), которая отличалась  напоминающим языки пламени узором  оконных переплетов в храмах (собор  Нотр-Дам в Реймсе, 1211 – 1311);

- немецкую («кирпичную»), характеризующуюся наличием церквей с узорной кладкой из глазурованного и фигурного кирпича (монастырь Мариенкирхе в Пренцлау, 1326 – 1340);

- английскую («перпендикулярную»), отличительной чертой которой  явились вытянутые в длину  соборы с упрощенной архитектурой (собор в Эксетере, 1275 – 1375).

Особый характер стиля носит готическая архитектура  Италии. Общественные здания и городские дворцы масштабны и объемны, включают в себя элементы, связанные с исполнением оборонительных функций (палаццо Веккио во Флоренции XIV в., дворец Дожей в Венеции XIV в.). Эпоха готики – это и время расцвета книжной миниатюры, резьбы по камню, дереву и кости, обработки металла, сочетавшегося с камнями и эмалью, художественного ткачества. Шедевром готического стиля является Вестминстерское аббатство в Лондоне.

Культурно-историческое значение готики состояло, с одной  стороны, в укреплении религиозного мировоззрения, с другой – в вытеснении рационального расчета свободным полетом творческой мысли. Не случайно готика предваряла и сопровождала культуру Возрождения. До середины XVIII в. готический стиль в эстетическом сознании отождествлялся с явным нарушением художественного вкуса, с «варварством». Переосмысление значения готики для европейской культуры произошло в начале XIX в. в период предромантизма и оказало существенное влияние на становление европейского и американского романтизма.

 

 

 

7. Изобразительное искусство  средневекового Запада 

 

В средневековой  культуре отношение к искусству  было сложным и противоречивым. На какое-то время искусству вообще не уделялось никакой роли в христианской культуре, затем монахи нашли его значение как Библии для неграмотных. Искусство было призвано библейские сюжеты иллюстрировать, растолковывать.

По своей  сути искусство не может играть только прикладную роль, и к V в. сформировалось новое понимание искусства – создание и отражение внутреннего духовного пространства человека, мира и Бога. Его прикладные цели, такие, как приобщение человека к Богу, к духовным таинствам, в искусстве остались, но основной стало создание нового пространства. В Византии возникли иконописные школы. Именно там более всего разрабатывали это «пространство», оно сохранилось до сих пор в православных иконах. Реалистическое изображение с четким копированием трехмерного пространства не удовлетворяло новым запросам художников. Иное пространство, иной мир, мир духовных сущностей, должен быть повернутым к человеку. Вывернутость свойственна средневековой культуре Западной Европы во всех ее проявлениях.

К изогнутым  и ломаным пространствам, отражающим многомерность духовного бытия, придут только в XX в., почти через два тысячелетия, авангардисты, но осознанного шага к преломлению пространства таким образом, чтобы показать четырехмерность и вообще многомерность пространств, они так и не сделают. Именно поэтому так устойчивы каноны иконописи в православной церкви.

Девизом нового христианского искусства стали  слова Августина, который провозгласил ее главную цель: «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя» 5.

Христианский  храм – это место, куда входил верующий и где соединялся в молитве с другими людьми и Богом. И именно внутреннее убранство говорило человеку о духовном откровении, о внутреннем диалоге человека и Бога, именно там перед человеком раскрывался весь духовный мир. Поэтому средневековое искусство так символично. Образы духовного мира – образы неизобразимые, подвластные только внутреннему созерцанию, но раскрыть смысл которых можно через символ. В одном образе соединяется несоединимое. Вся глубина символа скрыта в этой полярности и одновременно множественности.

Росписи романских  храмов сохранились лишь в редких памятниках, чаще провинциальных и  сельских. Причина во многом заключалась  в технике наложения краски. Романские  мастера писали по мокрой и сухой  штукатурке, применяли клеевые краски. Использовали восковую темперу. Палитра романского фрескиста была, как правило, ограниченна. Живописцы пользовались чистыми тонами, но прибегали к двойному наложению краски: поверх приглушенного тона писали более ярким цветом. Варьировали при этом и технику: для матового слоя употребляли клеевую краску, для светлых, блестящих тонов в состав добавляли воск.

Информация о работе Западноевропейская средневековая культура