Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:18, контрольная работа
Раннее средневековье иногда называют «темными веками», вкладывая в это понятие некий уничтожительный оттенок. Рождение европейской цивилизации и культуры происходило в сложной обстановке войн, переселений. В эпоху «Великого переселения народов» (IV – VIII века) по территории Европы передвигались многочисленные племенные союзы (германские, славянские, тюркские и др.) – так называемые варвары (от латинского barda – борода).
Введение 3
1. Истоки европейской культуры 5
2. Роль христианства в эпоху средневековья 7
3. Рыцарская, городская и народная культуры средневековья 8
4. Литература западноевропейского средневековья 10
5. Романский стиль в средневековом искусстве 14
6. Готика 16
7. Изобразительное искусство средневекового Запада 18
8. Образование в средневековой культуре 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Тип базиликального храма, распространенный на Западе, не позволял охватить всю роспись единым взглядом. Живописцы предпочитали библейские сюжеты исторического плана, располагая их в последовательности, обусловленной средневековой типологией священного текста и сложным движением по интерьеру к алтарю и обратно, включая обход столбов. В выборе и расположении сюжетов не было строго установленного канона. Главный акцент был поставлен на росписи центральной аспиды. Здесь помещали изображение Христа во славе, реже – фигуру Богоматери.
8. Образование в средневековой культуре
Европейское средневековое общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки – юриспруденция, естествознание, философия, логика – все приводилось в соответствие с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.
Средневековье – это время организации системы западноевропейского образования, включающего в себя школу и университет. Школы, в основном существовавшие при монастырях и готовившие священнослужителей, предлагали «семь свободных искусств» две ступени образования:
trivium - грамматика, риторика и диалектика;
quadrivium - арифметика,
геометрия, астрономия и
В V – IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности. В то же время античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящий пергамент использовался для записи монастырских хроник. Кроме монашеских школ, существовали также «внешние» школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Много светских школ было открыто во второй половине IX в. в Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподаватели учителя из континентальной Европы, которые активно переводили на английский язык сочинения античных авторов.
Книг было мало и стоили они чрезвычайно дорого. Например, в начале XI в. «Грамматика» стоила столько же, сколько дом с участком. В некоторых странах Европы, однако, сохранился высокий уровень преподавания. Так, в X – XI вв. в высших школах Испании преподавали философию, математику, физику, астрономию, медицину, право, мусульманское богословие. Сюда приезжали учиться из всех стран Западной Европы, а также из стран Средней Азии.
Зарождение ранней городской культуры средневекового общества явилось важным переломным моментом в истории общества, ибо она именно нарушила многовековую монополию католической церкви в области интеллектуального образования. Защитники светской культуры группировались вокруг городских школ, которые были отделены от церкви. Эти школы отличались от церковных и программой, и контингентом. Светская школа была частной и существовала за счет платы, взимаемой с учащихся. Особенно много таких школ возникло в Северной Франции, ставшей с начала XII в. одним из центров интеллектуального образования. Наиболее известными школами были парижские школы Гильома Коншского и Петра Абеляра.
Объективным следствием развития городов стало также создание университетов. Первым университетом на Западе считался Болонская частная школа, в которой преподавал знаток рисского права Ирнерий, известный своими лекциями по всей Европе. Типичным средневековым университетом был Парижский, получивший первую королевскую хартию с узакониванием его прав еще в 1200 г. и являвшийся средоточием учащихся из самых различных стран Европы. Международный язык науки – латинский – определял интернациональный характер университетов. В Парижском университете было четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Средневековая университетская наука называлась схоластикой, т.е. школьной наукой. Ее наиболее характерными чертами были стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные. Влияние церкви на средневековые университеты было огромным. В IX – X вв. отмечается подъем естественнонаучных знаний. Создаются энциклопедии по различным отраслям знаний. Составляются руководство по хирургии, учебники по математике. Наряду с точными науками широкое распространение получают оккультные науки: алхимия, астрология, магия.
Заключение
Итак, средние века в
Европе – это время напряженной
духовной жизни, сложных и трудных
поисков мировоззренческих
Средневековая культура глубоко противоречива, в ней сочетаются раздробленность бытия, когда каждый народ имеет свой уклад жизни, - и тяга к Всеединству (град Божий на земле); прикрепленностъ человека к земле, своей общине, поместью - и христианская универсальность человека, чуждая идее национально-сословной ограниченности; страдальческое отречение от мира - и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира (крестовые походы). Эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу.
Средневековая культура Западной Европы создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, новое образование, подготовила сознание человека к применению механических приспособлений и техники, оставила нам важнейшие достижения духовной культуры и новую парадигму мышления.
Хронологические дистанции, отделяющие нас от этого времени, огромны, однако находки, открытия и достижения далекого прошлого по-прежнему составляют бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Сейчас мы внимательнее, чем когда-либо, пытаемся осознать путь, пройденный человечеством. Интерес к нему тем сильнее, чем больше желание понять настоящее, заглянуть и спрогнозировать будущее. В далеких эпохах для нас еще много неясного и таинственного. Но история мировой культуры всему отводит свое место.
Список использованной литературы
1. Грожан Д.В. История
мировой культуры для
2. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - 4-е изд., стереотипное. - М.: Гардарики, 2005.- 280 с.
3. Карлин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб.: Питер, 2006.-464с.
4. Ковалева О.В. Культурология в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2006.-248 с.
5. Культурология для технических вузов. – Ростов н/Д.: 2001.
6. Культурология: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. Проф. А.Н.Марковой. 3-е изд. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.-319 с.
7. Культурология: Учеб. Пособие. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: 2005.
8. Культурология: Учеб. Пособие. / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: 2005.
9. Садохин А.П. Мировая художественная культура: Учеб. для студ. вузов. – М.: 2008.
1 Садохин А.П. Мировая художественная культура: Учеб. Для вузов. – М.: 2008, с. 221
2 Культурологи для технических вузов. – Ростов н/Д: 2001, с. 135
3 Садохин А.П. Мировая художественная культура: Учеб. Для вузов. – М.: 2008, с. 227
4 Грожан Д.В. История мировой культуры для студентов вузов. – Ростов н/Д: 2005. с. 86
5 Грожан Д.В. История мировой культуры для студентов вузов. – Ростов н/Д: 2005. с. 85
Информация о работе Западноевропейская средневековая культура