Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:23, курсовая работа
Искусство иконописи имеет очень древние корни. Оно пришло на Русь вместе с христианством и прочно вошло в жизнь православных людей. Первые иконы (от греч. «образ», «изображение») появились еще до зарождения древнерусской культуры. Иконописные изображения, как в древнейшие времена, так и в современном мире играют очень важную роль для верующих людей. Но существуют древние образа, мастерство исполнения и роль которых настолько велики, что они стали достоянием не только верующих людей, но и всего народа.
Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты изучения иконы в системе
православной культуры
1.1Феномен иконы в православной культуре……………….8
1.2Социокультурные функции иконы ……………………...12
Глава II. Символика как базовый элемент православной иконы
2.1. Содержательный аспект понятия «символ»…………...15
2.2. Визуальные символы православной культуры……….18
2.3. Символика в иконографическом каноне……………....24
Заключение…………………………………………. . ……………...32
Библиографический список………….……………………… …….….34 Приложение ……………………………………………… . ………...36
Справедливо замечено, что «в музее икона, вырванная из церковного контекста, из органичной взаимосвязи с другими видами искусства, из Божественной литургии, теряет многие свои функции», что вызвано неестественным местом её пребывания, при этом стремительно возрастает эстетическая функция иконы. Но постепенно икона начинает восприниматься не только как художественная или культурная ценность, но и как откровение духовного опыта Православия, духовная сила. Л.А. Успенский видит в этом не простое совпадение, но Промысл Божий: «долгий процесс её постепенного "открытия" провиденциально стягивается к этому времени». Исторические потрясения (революция и войны), скорби вызывают духовное пробуждение, «начинается медленное проникновение в духовный смысл древней иконы ». Обращает на себя внимание следующее обстоятельство: в то время, когда ведётся бескомпромиссная борьба против религиозных взглядов и русский человек уходит из храма, икона остаётся с человеком. И хотя она и становится частью общечеловеческого культурного пространства, но на самом деле занимает совершенно особое место. Монахиня Иулиания (Соколова) называла древнюю икону «одиноко стоящей в изобразительном искусстве всех времён и народов».
Отношение к иконе как к наследию прошлого и лишь одной из возможных форм искусства в Церкви в значительной мере способствует тому, что для большинства верующих, духовенства и епископата никакого открытия ее, собственно, не произошло. Правда, нужно сказать, что открывать фактически было нечего с церковной точки зрения: иконы были в церквях (хотя в большинстве и записанные, но были и есть также и не записанные) и перед ними молились люди — так что вернее в данном случае говорить об обращении к иконе. Почитание иконы сохранилось. Сохранилось и ее место в богослужении и церковной жизни. Но вероучебная сторона иконы, то есть православное соотношение между образом и вероучением, выраженное в соборных определениях, святоотеческих писаниях и богослужении, исчезло из церковного сознания. Поэтому учение Церкви применяется к любому образу религиозного сюжета. Такое отношение к иконе, свойственное XVII, XVIII и XIX векам, застыло в своей неприкосновенности подобно тому, как застыла в старообрядчестве другая эпоха. Сам образ в его православном облике привыкли не видеть и даже им не интересоваться. И обращение к этому образу после веков упадка происходит, как это ни парадоксально, особенно медленно, повторяем, именно в среде церковной. [9, с. 6]
И сама по себе медленность этого обращения к смыслу и содержанию иконы свидетельствует о глубине отрыва от нее. «А пока психологических и прочих пособий к Православию люди верующие и принадлежащие к Церкви старательно разыскивают и сопереживают у Эль Греко, Чехова и еще кого угодно. Лишь бы не сосредоточиваться на церковной полноте. Причем вполне добросовестно это сознают. Но что тут удивительного, когда еще совсем недавно глаза людей были просто полностью закрыты на церковное искусство» (из частного письма из России). «Лишь бы не сосредоточиваться на церковной полноте» — вот в чем дело. Одной из основных причин нечувствия иконы как образа Откровения, и притом Откровения, жизненно воспринятого, является столь же глубокое нечувствие и непонимание Церкви. Для многих и сама Церковь является одной из культурных ценностей (или еще духовных ценностей); она — своего рода привесок к культуре и должна оправдывать свое существование как стимул художественной деятельности, фактор в достижении социальной справедливости и т.д. Другими словами, здесь то же искушение о «Царстве Израилеве», которому подпали Апостолы. [12]
Но все иконы являются духовными объектами, достойными сохранения. Может быть, только одна из ста икон является художественным шедевром, достойным того, чтобы её описывали как художественное произведение, а остальные – может быть, вещи ремесленные, но даже при этом мы видим какое гигантское художественное наследие нам осталось. В иконе главное не её художественная ценность, икона призвана созидать в молящемся молитвенное состояние, помогать ему через образ обращаться к Первообразу – это главное её назначение. И в этом смысле икона не обязательно должна быть художественным шедевром, но обязана нести в себе канонические основы – то есть все правила изображения, которые столетиями вырабатывала. [10]
1.2 Социокультурные функции иконы
Современный человек не привык верить, он привык знать. Вера есть доверие, а современный человек хочет все проверять. Он все подвергает сомнению, а потому не тверд на путях своих — и чем больше он делает открытий, тем более чувствует свою беспомощность перед этим огромным миром.
Человеку прошлых эпох вера доставалась по наследству, она передавалась из поколения в поколение как неотъемлемый элемент жизни, как связующее начало. XX век — эпоха катастроф и революций, перекраивающих мир.
В современной культуре значение иконы становится поистине уникальным. Расцерковлённой культуре она предстоит как «образ мирообъемлющего храма», «образ Церкви Соборной», напоминая об онтологических истоках самой культуры и поэтому — о её истинном предназначении. Сломленному и раздробленному разрушительным духом прогресса человечеству икона возвращает понятие о призвании человека, который, по словам преподобного Иоанна Дамаскина, «был сотворен тяготеющим к соединению с Богом». Православная икона существует уже около двух тысяч лет, и это удивительное и уникальное явление. Меняется мир, но значение иконы для мира остаётся. Однако если изучать историю иконы, то можно видеть, что в каждое историческое время она находит своё особое предназначение. В чём видится значение иконы для современного человека? [23, с. 20]
Итак, в современном мире икона явилась неким духовным феноменом, соединяющим область религиозную и такую область культуры, как искусство. Воспринимаемая как часть культуры — культуры, уже давно разорвавшей связь с её источником и подчинённой своим законам, — икона как Откровение Божие может возвести душу совсем на иные высоты, непостижимым образом возвращая сознание человека к истинным духовным ценностям. И, как Откровение Божие, икона может восприниматься человеком независимо от его культурного уровня. Внутренний опыт истины дан каждому. Свет истинный, о Котором икона свидетельствует, «просвещает всякого человека, приходящего в мир». [23, с. 20]
« Икона
будит дремлющее глубоко под
сознанием восприятие духовного
Чудо иконы в том и состоит, что её Божественный смысл угадывается, прочитывается сразу. Ю.М. Лотман назвал икону «"информационным парадоксом", поскольку она не только несёт в себе, но и является возбудителем информации в нас».
Весь строй иконы устремлён к единому центру — Личности Единого от Святой Троицы, и все художественные средства иконы направляют личность человека к этому центру.
В итоге роль иконы в современном мире, очевидно, возрастает. Сегодняшний мир нуждается в Образе. Но этот мир как слоеный пирог, и на каждой его ступени икона раскрывается по-своему. Для человека секулярной культуры икона является несомненной эстетической ценностью, и в то же время он раскрывает в ней неисчерпаемые информационные возможности. Человек, ищущий истину, увидит в иконе мостик между мирами — видимым и невидимым, миром культуры и миром откровения. Для входящих в Церковь икона — катехизатор, потому что образносимволическому языку содержание догматов раскрывается много глубже, чем словам. Для людей воцерковленных икона — помощь в молитвенном углублении и духовном делании. Икона помогает нам актуализировать нашу веру, делая ее не умственной и рефлектирующей, но живой и диалогичной. Современное богословие все больше и больше рассматривает икону как невербальный способ христианской проповеди. [20, с. 184]
Глава II. Символика как базовый элемент православной иконы
2.1. Содержательный аспект понятия «символ»
Потребность человека
в символических ценностях
Среди неязыковых знаков специфическое значение в культуре имеют знаки-символы. Символ – особый знак, представляющий собой чувственную или духовную реальность в более широком смысле. Символ соткан из противоречий. Символ, с одной стороны, указывает на реальность своим видом, а с другой стороны, как знак, относительно независим от своего значения. В символе образ дан наглядно и непосредственно, но этот конкретный образ содержит целую систему абстрактных идей. Символ допускает загадочность; он ведёт человека к сфере неизведанного. [8, с. 13]
Символ, понимаемый как способность вещей, действий выражать идеальное содержание, определённую идею, играет в культуре огромную роль. Бытие науки, искусства, религии невозможно представить вне символов. С символами связана любая сфера профессиональной деятельности человека. Культура институтов и организаций предполагает наличие соответствующих символов.
Философ Н. А. Бердяев оставил нам ёмкую характеристику символического начала в своей концепции культуры. Культура символична по своей природе, замечает Н. А. Бердяев. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Культура основана на священном предании. Благородство всякой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ предков, связь сынов с отцами. Культура, подобно церкви, более всего дорожит своей преемственностью. В культуре действуют два начала – консервативное, поддерживающее с прошлым преемственную связь, и творческое, созидающее новые ценности. Революционное начало по существу враждебно культуре. В культуре происходит вечная борьба вечности со временем, замечает философ. Культура борется со смертью, хотя бессильна победить её реально. Культура аристократична; у неё аристократические источники. Все достижения культуры по своей природе символичны; в ней даны лишь символические знаки достижений бытия. Демократизация и социализация общества вытесняет высший культурный слой. Демократическим путём не создаются науки и искусства, не творится философия и поэзия, не появляются пророки и апостолы. Все великие национальные культуры всечеловечны по своему значению. [8, с. 14]
Символ - одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова удостоверение личности, которым служил simbolon половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре универсальная, многозначная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него. Эстетическая информация, которую несет символ, обладает огромным числом степеней свободы, намного превышая возможности человеческого восприятия. [3, с. 156]
Символы – выражение культуры. Через символы открываются бессознательные смыслы в глубинах души, которые объединяют людей и превращают их из “Я” в “Мы”. В то же время без символов теряется и индивидуальность. При этом “подлинный символ не просто «обозначает» смысл, но несет в себе всю полноту его действенной силы”. [3, с. 157]
Символы – это знаки, которые не только изображают некоторый объект, но и несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена; крест в христианской религии; «птица-тройка» у Гоголя; «голубь мира» у Пикассо. [3, с. 157]
Символ имеет двухслойное
Символом является, например, герб города. В гербе Санкт-Петербурга изображены два скрещенных якоря – морской и речной. Это знаки-образы. Если бы смысл их этим исчерпывался, то герб был бы просто рисунком двух якорей. Рисунок воспринимается не только как наглядный образ якорей, но и как символический образ города. Но это лишь первый слой символического смысла герба. За ним стоит еще один смысловой уровень: скрещенные якоря символизируют роль Санкт-Петербурга как центра морского и речного судоходства (в гербе есть еще скипетр – символ города как центра державной власти). [15, с. 32]
Связь внешнего облика символа
с его глубинным идейным
2.2. Визуальные символы православной культуры.
Для каждой религии имеются различные религиозные символы. Религия - особая форма мировоззрения и человеческих взаимоотношений, основу которой составляет вера в сверхъестественное. религиозная вера в сверхъестественное, культивирования и почитание сакральных смыслов делает все, связанное с верой, священным. Структура религиозной культуры: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные организации. Центральная цепь религиозного сознания - религиозная вера, религиозные чувства и вероучения, символически закрепляются в различных священных текстах, религиозных канонах, догмах, теологических (богословских) произведениях, произведениях религиозного искусства и архитектуры.