Икона в системе православной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Искусство иконописи имеет очень древние корни. Оно пришло на Русь вместе с христианством и прочно вошло в жизнь православных людей. Первые иконы (от греч. «образ», «изображение») появились еще до зарождения древнерусской культуры. Иконописные изображения, как в древнейшие времена, так и в современном мире играют очень важную роль для верующих людей. Но существуют древние образа, мастерство исполнения и роль которых настолько велики, что они стали достоянием не только верующих людей, но и всего народа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты изучения иконы в системе
православной культуры
1.1Феномен иконы в православной культуре……………….8
1.2Социокультурные функции иконы ……………………...12
Глава II. Символика как базовый элемент православной иконы
2.1. Содержательный аспект понятия «символ»…………...15
2.2. Визуальные символы православной культуры……….18
2.3. Символика в иконографическом каноне……………....24
Заключение…………………………………………. . ……………...32
Библиографический список………….……………………… …….….34 Приложение ……………………………………………… . ………...36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая классен (3).doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

[4, с. 156]

 Религиозная культура - это совокупность имеющихся  в религии способов и приемов осуществления бытия человека, которые реализуются в религиозной деятельности и представлены в ее продуктах, несущих религиозные значения и смыслы, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. [3, с. 157]

Православная культура - это культура жизни человека. В прошлом она пронизывала всю жизнь: быт, труд, досуг, государственность, язык, творчество. Часть православной культуры сохранилась в видимых современному ребенку эстетических формах: памятниках архитектуры, литературы, иконописи, музыки, истории.

Визуальный  символ — это некий визуализированный  элемент, который может ассоциироваться  с торговой маркой или ее рекламными средствами. В качестве визуального  символа может использоваться изображение  персонажа, животного, растения или  любой другой элемент, имеющий значение символа. [13]

Определив понятия религия  и религиозная культура  визуальные символы, то на мой взгляд, религиозный символ - это то, что способно символизировать те или иные аспекты каждой веры. В древние времена символы были средством общения, способным в себе нести глубокую информацию.

В религии эти символы  созданы самой природой и людьми, и в этом контексте они способны нести неисчерпаемый смысл. Также  религиозный символ необходим для  условного обозначения каждой веры. По этому символу мы определяем нашу причастность к ней. [8, с. 18]

На протяжении многих веков христиане использовали символы, чтобы выразить ими свою веру. Вряд ли хоть кто-нибудь, посетив церковь или взяв религиозную книгу, не увидит при этом какие-либо символы. Они помогают передавать Евангелие, питать веру и создавать особую атмосферу во время богослужений. Они служат нам как "путевые знаки" в земном странствии.

Некоторые символы не имеют своего собственного толкования, а выступают в качестве индексов, которые позволяют определить статус того, кто изображен на иконе. В первую очередь, это относится к одеяниям, которые являются важным иерархическим знаком. Шуба или пурпурная мантия являются атрибутом святых князей, плащ (приволока) – воинов, а белый гиматий символизирует мученичество. При этом значение имеет не только сам тип одеяния, но также и цвет, и даже характер складок. Нередко можно встретить символы, позволяющие персонифицировать центральный образ иконы. Так, преподобного Сергия Радонежского принято писать держащим на ладони основанный им монастырь. Целитель и великомученик Пантелеимон традиционно изображается с коробочкой лекарств, святой Андрей Рублев – с иконой Троицы, а Серафим Саровский – со свитком изречений и молитв. [5, с. 32]

Из всего перечисленного можно сделать вывод, что существует множество христианских символов. Некоторые из них как уже столо понятно хорошо нам известны, но зачастую даже верующие (а не просто крещеные) люди не знают, для чего же в действительности первоначально был предназначен тот или иной знак. Хотелось бы остановиться на некоторых из них.

Агнец (ягненок) как символ пришел из Ветхого Завета. Белого агнца "без пятна и без порока" приносили иудеи в жертву Богу. Согласно преданию, один из двух агнцеа, принесенных Аароном в жертву, был украшен терновым венцом. Пророки Ветхого Завета называли Агнцем Божиим ожидаемого Мессию. Агнец стал символом искупления, смирения и кротости Христа.

Бабочка - символ Христова Воскресения и вечной жизни для верующих.

Весы - символ справедливости и символ справедливого Божьего суда. На Страшном суде по левую руку Христа или непосредственно под его престолом разворачивается сцена взвешивания душ, которое проводит архангел Михаил. Он держит в руке весы, и на двух их чашах души - праведника (на правой от архангела) и грешника (на левой).

Душа праведника тяжелее, и она перевешивает; чашу грешника тянет вниз дьявол. Так распределяются - кто в рай, кто в ад - представшие  на этот Суд воскресшие.

Виноградная лоза - евхаристический образ, а также символ народа Божия, Церкви. В последней беседе с учениками Иисус сказал: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь..."

Вода - символ быстротекущего времени и Крещения. Недаром один из многочисленных символов Христа - ручей. Тот самый источник, который вытекает из-под Древа Жизни в раю, вода живая. Это о нем говорится в Евангелии: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек".

Голубь с  зеленой ветвью является символом новей жизни, пришел из Ветхого Завета: после потопа голубь вернулся к Ною с зеленой ветвью в клюве, оповестив, таким образом, Ноя о том, что вода уже сошла, и гнев Божий сменился на милость. С тех пор голубь с оливковой ветвью в клюве стал символом мира. Белый голубь без ветви может олицетворять Божье присутствие и Божье благословение.

Два дерева: зеленое и высохшее - идея деревьев зеленых и деревьев высохших связывалась с древом познания добра и зла и древом жизни, стоявшими рядом в Эдемском саду.

Зерцало - прозрачная сфера в руках ангела с надписью "ИС ХР" - символ, указывающий, что ангел служит Иисусу Христу и является духом, но не антропоморфным существом.

Ключи - золотой и железный символизируют врата рая и ада.

Корабль изображает церковь, которая ведет верующего безопасным путем через штормовые волны моря жизни. Крест на мачте символизирует весть Христа, которая дает власть церкви и руководит ею. Название части церкви, где располагается община, неф, означает "корабль".

Крест с пятью  точками - вокруг креста мы очерчиваем окружность и в результате получаем пять точек: точка осеннего равноденствия, весеннего равноденствия, летнего солнцестояния, зимнего солнцестояния и центральная точка. Это та неподвижная ось, вокруг которой и движется время. Такая наглядная модель дает некоторое представление об отношении времени и вечности в рамках христианской культуры.

Кровь Христа, излившаяся из его ран на крест, обладает, согласно христианской доктрине, искупительной силой. Потому обычным было изображать ее обильно льющейся. Она может течь на череп (Адама), лежащий у основания креста. Череп иногда изображается перевернутым, и тогда святая кровь собирается в нем, как в чаше.

Кровь Христа, как считали  средневековые теологи, - реальное вещество, одной капли которого было бы достаточно для спасения мира.

Луна и Солнце - луна символизирует Ветхий Завет, а солнце -Новый Завет, и как луна получает свой свет от солнца, так Закон (Ветхий Завет) становится понятным лишь при освещении его Евангелием (Новым Заветом). Иногда солнце символизировалось звездой, окруженной языками пламени, а луна - женским ликом с серпом. Имеются также объяснения фигур солнца и луны как указания на две природы Христа или как символов самого Христа (солнце) и церкви (луна).

Оливковая ветвь - символ установления мира между Богом и человеком. Оливковая ветвь является символом надежды и мира.

Нимб - ореол, символ святости, славы. Изображается в виде круга вокруг головы.

Песочные часы традиционно символизируют быстротечность времени и смертность всего сущего.

Раковина с тремя каплями воды напоминает нам о крещении, когда вода была трижды пролита на нас во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Рыба - один из самых распространенных в древности символов, олицетворявших Христа. В древнейшей части римских катакомб обнаружено изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином. Это евхаристический символ, обозначавший Спасителя, дарующего пищу спасения и новую жизнь.

Греческое слово "рыба" состоит из начальных букв фразы "Иисус Христос Божий Сын  Спаситель". Это первый зашифрованный  символ веры.

Изображение рыбы было весьма удобным знаком, так как ни о чем не говорило людям, не посвященным в таинства христианства.

Трилистник-клевер символизирует Троицу, объединение, равновесие, а также разрушение. Он может символически заменяться на один, большой лист. Является эмблемой святого Патрика и гербом Ирландии.

Свечи в Церкви используются по сей день, благодаря их символичности. Они обозначают Христа, Который есть Свет миру. Две свечи на алтаре подчеркивают две природы Христа - божественную и человеческую. Семь свечей в канделябре за алтарем символизируют семь даров Святого Духа.

Четыре символа представляют главные события в жизни Христа: крылатый человек - Его воплощение; крылатый телец - Его смерть; крылатый лев - Его воскрешение; и крылатый орел - Его вознесение.

Языки пламени символизируют помазание и силу Духа Святого. Огонь символизирует духовную ревность и может также представлять муки ада. Когда изображается святой с пламенем в руке, это символизирует религиозный пыл.[1, с. 18]

Подробнее остановлюсь  на самом известном символе христианства, на кресте.

Крест в христианстве - один из самых старейших и самых универсальных символов. Он является совершенным символом Христа, ибо на нем Христос принес себя в жертву. Однако в более широком смысле крест стал символом христианства, а также символом искупления и спасения через христианство. [6, с. 19]

Следует отметить, что существует несколько десятков совершенно различных форм креста как с изображенным на них Спасителем, так и без Него, как с другими атрибутами или лицами, так и без них. В разные периоды истории христианства Распятие изображалось по-разному. Для христиан никогда сама форма креста или атрибуты не играли важной роли в духовной жизни. Важен был лишь искупительный подвиг Христа, после которого Крест стал знамением нашего искупления. Впервые о форме креста начали спорить русские старообрядцы со свойственными им обрядоверием и фанатизмом. Ведь в конечном итоге не так важна форма Креста, на который Себя отдал Господь, а духовное и спасительное значение добровольных страданий Иисуса. [6, с. 20]

И все таки, на сегодняшний  момент два основных вида креста это католический и православный.

Православный  крест. На большой горизонтальной перекладине были пригвозжены руки Спасителя Иисуса Христа. Верхняя малая горизонтальная перекладина означает табличку, на которой было начертано «Иисус Назарей Царь Иудейский». Косая перекладина означает двух распятых рядом с Христом, где конец перекладины направленный вверх означает прощённого разбойника, который попал в рай, а конец перекладины направленный вниз - другого пригвождённого, который попал в ад. По другой версии, косая перекладина показывает упор для ног приговоренного в перспективе, который не давал распятому умереть сразу и применялся для увеличения времени казни. [17, с. 111]

И так при помощи перечисленных символов-знаков икона раскрывает свое содержание на универсальном, понятном каждому языке, являясь подлинным руководством на пути христианской жизни, в молитве: она указывает нам, как  мы должны себя вести, как разумно управлять своими чувствами, через которые входят в душу человеческую соблазны. Именно через такую понятную, независимо от языковой и национальной принадлежности, форму церковь стремиться помочь нам в воссоздании нашей истинной, неискаженной грехом природы. [16, с. 64]

 

   2.3.  Символика в иконографическом каноне

        Икона – выдающееся произведение живописного искусства, в котором глубочайшее духовное содержание передается исключительно художественными средствами - композицией, цветом, линией, формой. [2, с. 16] В иконе нет ничего такого, что было бы написано “просто так”, “для красоты”, любой ее элемент – это, если хотите, код, и код очень сложный. Любой элемент, включенный иконописцем в изображение, призван рассказать нам что-то. Свою собственную символику имеют не только детали – но и цвет, пространственное построение, техника написания. Истоки языка иконы восходят к Византии и иконописцы бережно хранят те традиции вплоть до наших дней. [5, с. 509]

Композиции  отчётливы и торжественны, в них  всё пребывает в состоянии покоя, и не допускают ничто мелкое и суетное. Абстрактная симметричная расставленность фигур исключает их из сферы живых индивидуальных связей и обозначает их надмирное единство. Объемному живописному изображению предпочитают плоский силуэт, парение лёгких, "полых" фигур, сохраняющих правильную округлую форму, но лишённых реальной тяжести и нормальной телесности. [5, с. 509] Исчезает живописная нюансировка, так как она могла бы напомнить о чувственной природе вещей, о земной красоте. Её заменяют твёрдые и гладкие цветовые поверхности, где сгущение цвета доведено до такой интенсивности, что как бы теряется его материальная природа. Икона пронизана светом, который не имеет конкретного локализованного источника. Главными носителями света являются золотые фоны и яркие, сияющие краски. Цвет утрачивает свою природную мягкость, становится символом. Контурная отточенность силуэтов делает фигуры лёгкими, а при недостаточной освещённости силуэтов - призрачными. Линейная очерченность форм дематериализует их, делает сухими, маловещественными. [18, с. 6] Драпировки не облегают тело, а прячут его за сетью складок; переданные условными линиями, неорганичные, они делают фигур имматериальными. Само изображение, внепространственная и вневременная среда, в которой оно пребывает, лишены сил земного тяготения и озарены божественным светом. Всё индивидуальное заменено типическим. Символичность и намеренная иррациональность художественных средств создают впечатление, что настоящая жизнь всякого образа и всякой формы протекают по ту сторону правильности и красоты видимого мира. Художественный язык теряет непосредственность и обретает многозначительность. За каждой его чертой, за каждой индивидуальной формой и единичным образом скрывается понятие. Система художественных средств иконы призвана символически воссоздать образ трансцендентного мира. [18, с. 7]В иконе в художественной форме живет церковное Предание, главным носителем которого выступает иконописный канон. В нем, как в специфической внутренней норме творческого процесса, хранятся обретенные в результате многовековой духовно-художественной практики Православия основные принципы, приемы и особенности художественного языка иконописи. [2, с. 20] Иконы – образы, восходящие к первообразу, утвердившиеся в виде иконических образов, построенных из символов, из которых сформировался как бы особый алфавит, которым можно записать (изобразить) священный текст. Читать и понимать этот текст можно только при условии знания «букв алфавита». [10]

Информация о работе Икона в системе православной культуры